Файл: Построение сбалансированной промышленной политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для венчурных отраслей ни поддержка спроса, ни усилия по повышению конкурентоспособности не актуальны:

  • спрос отсутствует,
  • не гарантирован,
  • его нельзя оценить даже примерно.

Конкурентоспособность новых технологий также весьма условна. Создается в результате такая ситуация, при которой конкурировать просто не с кем. Сам по себе статус венчурного проекта предполагает, что в случае успеха созданные производства:

  • окажутся уникальными,
  • будут существенно превосходить аналоги на мировом рынке.

Наиболее важны для венчурного проекта инвестиции, крупные вложения в условиях значительного риска. Таким образом, в отношении новых отраслей, продукция которых находится на ранних этапах жизненного цикла, промышленная политика должна сводиться в первую очередь к поддержке инвестиций.

Распределение задач промышленной политики в зависимости от характера отрасли представлено в приложении 2.

В представленном распределении задач выделение основных и вспомогательных направлений также достаточно условно. Проще говоря, основное направление отличается от дополнительного, лишь оценкой значимости соответствующих действий для достижения конечных целей промышленной политики. Также очевидно, что нет необходимости стимулировать частные инвестиции в неконкурентоспособную традиционную отрасль. Предприятия с конкурентными преимуществами могут сами найти и развивать рынки сбыта, но им требуется поддержка. Венчурные отрасли и сегменты не нуждаются на первых порах в массовом спросе и уже обладают конкурентными преимуществами. Однако, при этом они чувствительны к инвестиционным потокам.

Выбор инструментов промышленной политики

Несомненно, каждую задачу промышленной политики можно отнести к применяемым инструментам поддержки.  Стимулирование спроса на продукцию национальных производств может осуществляться следующими способами [24]:

  • поддержка внутреннего потребления - внутреннего спроса;
  • сокращение импорта - внешнего, конкурирующего предложения;
  • развитие экспорта - внешнего спроса.

Стимулирование конкурентоспособности и развитие отраслей обычно

сравнивают в национальных стратегиях с:

  • поддержкой технологического развития,
  • созданием государственно - частных партнерств,
  • кластерной политикой.

В случае государственной поддержки технологического развития рост конкурентоспособности обеспечивается за счет активных НИОКР и промышленного внедрения имеющихся разработок. Различного рода государственно-частные партнерства позволяют освободить промышленные предприятия от расходов на:


  • формирование инфраструктуры производств,
  • обеспечение энергетическими ресурсами,
  • обеспечение персоналом.

В этом случае промышленность снижает издержки производства и получает возможность ускоренно развиваться. Кластерная политика основана на использовании аналогичного эффекта сокращения издержек. Но, как правило, за счет синергии от расположения в пределах кластера связанных между собой производств.

Поддержка инвестиций представлена разнообразными формами прямого инвестирования или прямой поддержки и создания различных стимулов, в первую очередь налоговых. Отдельно хотелось бы сказать о деятельности по привлечению иностранных инвестиций в национальную промышленность. Это возможно осуществить с помощью поиска иностранных инвесторов по применяемым инструментам. Причем эти инструменты практически всегда отличаются от действий в отношении национальных источников финансовых ресурсов. Перечень современных инструментов промышленной политики обширный. В таблице 1 приведены наиболее часто используемые в мировой практике инструменты, представляющие указанные способы государственной поддержки.

Применение каждого из этих инструментов может иметь как узконаправленный, так и широкий характер, например, действия по [17] :

  • стимулированию экспорта,
  • НИОКР,
  • поддержке инвестиций, как правило, «общесистемные», их можно осуществлять в большинстве отраслей.

Стимулирование и поддержка экспорта могут применяться как для традиционных отраслей, так и для имеющих конкурентные преимущества. Поддержка экспорта в качестве элемента промышленной политики использовалась практически во всех развитых странах и развивающихся. Для упрощения доступа товаров на зарубежные рынки разработаны и применяются универсальные инструменты. Например, возврат НДС при поставке продукции за рубеж или поддержка со стороны торговых представительств.

Широко распространена поддержка технологического развития, так как отдельные технологические направления могут реализовываться вне связи с конкретной отраслью. Некоторые технологии, в частности в сферах энергоэффективности и энергосбережения или информационной, могут дать эффект практически в любой области.

Кроме того, поддержка единых, стандартизированных технологий может привести к доминированию национальной продукции на мировом рынке. И тогда другие страны вынуждены будут подстраиваться под созданные новые стандарты.


Прямая поддержка инвестирования служит классическим макроэкономическим инструментом с начала ХХI в. Активная поддержка инвестиций стала основой экономического роста США, Японии, Китая. Благодаря развитию кредитования и финансовой системы предприниматели получают возможность выбирать оптимальные направления вложения средств. Проще говоря, государство снимает с себя ответственность за выбор объектов инвестирования, что повышает эффективность инвестиций.

Таблица 1

Некоторые инструменты государственной поддержки предприятий при проведении промышленной политики

Способ поддержки

Инструмент государственной поддержки

Стимулирование внутреннего потребления

Государственные закупки продукции отечественных предприятий

Льготное кредитование покупателей продукции отечественных предприятий

Субсидирование покупателей продукции отечественных предприятий

Регулирование импорта (импорто-замещение)

Введение таможенных пошлин и квот на импорт Нетарифное регулирование импорта, технологические барьеры

Содействие в локализации производства импортной готовой продукции на национальных мощностях

Стимулирование и поддержка экспорта

Страховое обеспечение поставок на экспорт

Кредитная поддержка поставок на экспорт

Содействие в поиске партнеров за рубежом

Политическая поддержка крупных зарубежных контрактов

Налоговые льготы по экспортируемой продукции, упрощенные

таможенные процедуры

Стимулирование технологического развития

Создание условий для развития инновационной деятельности

Содействие продвижению продукции высокотехнологичных отраслей промышленности

Ресурсное обеспечение инновационно-технологического развития

Государственно-частное партнерство

Концессионные соглашения

Системы краткосрочных и долгосрочных контрактов Соглашения о разделе продукции

Арендные и лизинговые соглашения

Совместные предприятия

Поддержка развития межотраслевых территориально-производственных комплексов (кластеров)

Организационная и финансовая поддержка формирования и развития кластеров

Организация сотрудничества между образовательными и научными учреждениями, производителями и отраслевыми организациями

Прямая государственная поддержка инвестиций

Предоставление возвратных инвестиций

Предоставление безвозвратных инвестиций

Субсидирование процентной ставки или затрат, снижение требований к депозиту, иные преференции

Налоговые

инвестиционные

стимулы

Выведение из-под налогообложения отдельных объектов

Уменьшение налогооблагаемой базы

Льготы (уменьшение налоговой ставки или суммы налога)

Привлечение иностранных инвестиций

Формирование четких правил привлечения прямых инвестиций

Поддержка локализации производства компонентов Вовлечение в развитие экономики ресурсов иностранных и международных банков развития


Усилия по замещению импортируемых товаров отечественными – это предмет острой дискуссии между либеральными экономистами и сторонниками активного вмешательства государства в экономику. При этом, никто не отрицает справедливость теории сравнительных преимуществ и того факта, что любое импортозамещение означает в конечном счете ущемление интересов граждан, конечных потребителей продукции. Причем, такие меры лежат в основе многих успешных видов промышленной политики [5].

Государство фиксирует сложившуюся структуру производства в том случае, если отказывается от вытеснения импортных товаров. И наоборот, желая ее изменить, правительства неизбежно сталкиваются с необходимостью импортозамещения. В качестве составной части промышленной политики оно применялось практически во всех развитых и развивающихся странах и дало бесспорный экономический и финансовый эффект. Причем при общей нацеленности на импортозамещение, конкретные меры могут иметь только отраслевой характер и не должны предполагать механическое ограничение импорта. Современное импортозамещение следует рассматривать как создание равных или даже преимущественных условий для производства на территории любой страны. И, разумеется, это должно происходить независимо от формы собственности предприятия, в противовес импорту готовой продукции.

В качестве примера можно привести ситуацию с российской автомобильной промышленностью. Можно сказать, что спустя десятилетие безуспешной поддержки российской автомобильной промышленности переход к ограничительным мерам в отношении ввоза импортных машин при одновременном стимулировании местных сборочных производств отрицательно сказался на стоимости автомобилей для покупателей. Удивительно, но это, как не странно, привело к появлению в стране сборочных линий ведущих мировых концернов с растущей локализацией производства компонентов.

Глобальный характер современной экономики делает бессмысленным импортозамещение как защиту продукции предприятий, принадлежащих национальному собственнику. В то же время, если его понимать, как форму стимулирования иностранных производителей заменять импорт готовой продукции импортом компонентов с постепенной локализацией, то импортозамещение можно рассматривать как действенную меру. Но это можно рассматривать при условии, что государство и общество согласны с потерями, которые неизбежно возникнут от импорта более дорогой и менее доступной зарубежной продукции.


Большинство имеющихся в России отраслевых стратегий и инициатив лишены:

  • четкой структуры,
  • взаимной увязки целей, задач,
  • используемых инструментов.

Из-за преобладающего влияния толкачей российские отраслевые стратегии, как правило, формируются по принципу применения всех возможных инструментов - от государственной поддержки рынков сбыта до масштабных инвестиционных проектов.

Можно предложить следующую последовательность построения

промышленной политики [8]:

  • определение ее задач как баланса социальных и экономических целей;
  • определение сферы промышленной политики исходя из:

- баланса целей,

- имеющихся ресурсных ограничений,

- мнений групп интересов;

  • определение на основе формальных критериев состояния каждой

отрасли или сегмента, претендующего на поддержку государства:

- традиционная,

- обладающая конкурентными преимуществами,

- венчурная;

  • ограничение задач промышленной политики в отношении

отрасли или сегмента, только соответствующими их состоянию:

  • стимулирование спроса и развитие конкурентоспособности для традиционных отраслей,
  • поддержка конкурентоспособности и инвестиций для отраслей, имеющих конкурентные преимущества,
  • инвестиционная поддержка для венчурных проектов;
  • выбор инструментов реализации промышленной политики, соответствующих решению поставленных задач.

Надо признать тот факт, что те или иные отрасли просто традиционные и от них нельзя отказаться из-за социальных последствий. Это уже будет большим шагом вперед при формировании эффективного и реализуемого комплекса мероприятий промышленной политики на уровне страны в целом или отдельной отрасли, подотрасли, сегмента.

Даже простое разложение отрасли или сектора на меньшие элементы и

отнесение их к традиционным, конкурентоспособным или венчурным позволяет понять, какие инструменты промышленной политики наиболее целесообразны при организации государственной поддержки. При желании критерии разложения отраслей по категориям можно формализовать, чтобы ослабить давление лоббирующих групп. Для новых стратегий российской модернизации, стремящихся изменить отраслевую структуру национальной промышленности и экономики в целом, определение «правил игры» и обеспечение соответствия объектов приложения усилий и используемых инструментов представляются ключевыми факторами успеха.