Файл: Этапы развития бюджетной системы Российской Федерации (Принципы построения бюджетной системы и методы бюджетного регулирования РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1 – Налоговые начисления и поступления в бюджет РФ (в млрд.руб.)

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Начислено к уплате

4 713,1

5 876,7

7 419,9

8 653,8

8 598,9

Федеральный
бюджет

2 500,0

3 172,2

4 477,7

5 162,6

5 364,0

Консолидированный бюджет
субъектов РФ

3 783,9

4 487,3

5 237,5

5 791,4

5 957,6

Итого поступило

6 283,9

7 659,5

9 715,2

10954,0

11321,6

По данным ФНС за период с 2009 по 2013 годы наблюдается рост налоговых поступлений. Сумма поступлений превышает сумму начислений и составляет следующую разницу: в 2009 году – 33,3%, в 2010 году-30,3%, в 2011году- 30,9%, в 2012 году- 26,6%, а  в 2013 году – 31%.

Таблица 2- Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ (в млрд.руб.)

на 1 августа 2013года

на 1 августа 2014года

федеральный
бюджет

консолидированный бюджет субъекта
Российской Федерации

федеральный
бюджет

консолидированный бюджет субъекта
Российской Федерации

Налог на прибыль, доходы

201,9

2 376,6

3 634,1

3 813,8

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1 366,6

279,3

1 585,6

278,0

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

60,8

-

65,6

-

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

3,5

6,4

Налоги на имущество

-

559,8

-

590,8

Налоги, сборы и регулярные платежи за
пользование природными ресурсами

1 432,1

23,0

1 723,4

23,5

Государственная пошлина

7,1

6,3

8,1

8,6

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

-0,2

-0,001

0,05

0,2

Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

0,6

-

0,4

-

Налог, взимаемый в связи с применением
упрощенной системы налогообложения

-

154,6

-

167,9

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

-

52,8

-

53,1

Единый сельскохозяйственный налог

-

3,7

-

4,3

Налог взимаемый в связи с
применением патентной системы налогообложения

-

0,9

-

1,6

Налог взимаемый в виде
стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения

-

0,06

-

0,0006

Итого налоговых поступлений

3 071,8

3 457,0

3 634,1

3 813,8


Налоговые поступления на январь-июль 2013 и 2014года основную часть обеспечения, составляют: налог на прибыль и доходы, налоги, на товары, реализуемые на территории российской федерации (НДС, акцизы) и налоги, сборы и регулярные платежи за  пользование природными ресурсами.

Суммы задолженности по налогам и сборам отражены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 -Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам (в млрд.руб.)

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

на 1 августа 2014 года

Всего задолженность перед бюджетом по
налогам и сборам

698,9

704,5

675,3

728,2

770,3

795,3

Недоимка

323,4

315,5

289,2

346,3

384,9

441,3

Урегулированная задолженность

366,6

377,6

364,4

376,5

380,4

349,9

Задолженность невозможная к взысканию налоговыми
органами

10,8

14, 5

23,1

9,3

8,1

6,01

Задолженность за период с 2009 по 2013 года выросла на 10,2%,в том числе недоимка организаций на 19%, урегулированная задолженность на 4%, а задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами сократилась на 25%.

По данным ФНС общая сумма задолженности на январь-июль 2014 года составляет 795,3млрд. руб. из которой доля НДС на товары,
реализуемые на территории РФ составляет 45%, налога на прибыль- 23%, акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ -6%.

Для улучшения уровня налогообложения в РФ и борьбе с задолженностью по налогам и сборам налоговой службой в 2014-2017 годах планируются следующие основные направления деятельности:

‑ обеспечение повышения эффективности работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения и
выявлению сокрытой налоговой базы в отношении налогоплательщиков;

‑ повышение качества контрольных мероприятий;

‑ повышение эффективности взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок;

- содействовать отказу налогоплательщиков от непрозрачных и низкоэффективных схем ведения бизнеса;

- принимать все меры по повышению поступлений от применения мер принудительного взыскания задолженности и урегулирования задолженности путем проведения зачета, а также обеспечения роста эффективности взыскания;

- проведение мониторинга по выполнению антикоррупционных мероприятий в ФНС России и предоставление информации в Минэкономразвития России;


- другие мероприятия.

Таким образом, важность налоговой системы неоценима в поступлении финансовых средств в бюджет государства необходимых в области социальной зашиты граждан, а также в регулировании других областей экономики[44]

3. Обзор основных направлений и совершенствование бюджетной политике РФ на 2017-2019 годы

Стоит отметить, что использование терминов «экономическая безопасность» и «финансовая безопасность» в России не датируется последним десятилетием. Так, трактовка понятия «экономическая безопасность» на макроэкономическом уровне была первично дана в утратившем ныне силу указе Президента Российской Федерации от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Если на уровне макроэкономических субъектов до указа Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» под первой из них понимали в том числе защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе, эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов и активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России, то речи о соответствующей безопасности на уровне экономических субъектов не шло во многом из-за того, что среди объектов, коими признавались «…личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности» [1] последние не были институционализированы. [31]

В указе «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» среди прочих основных задач государственной политики можно выделить следующие две, которые позволяют делать вывод о том, что политику экономической безопасности необходимо рассматривать, в том числе, через призму деятельности организаций:

1) улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности;


2) оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития экономики страны и модернизации ее производственно-технологической базы [22].

Стоит заметить, что понятие финансовой безопасности зачастую трактуется различными авторами неоднозначно. Поэтому ниже приведены некоторые определения, используемые в научной литературе.

Таблица 3- Понятия «финансовая безопасность»

Общие характеристики

Определение «финансовая безопасность”

Часть экономической политики

Финансовая безопасность – это возможность предприятия предупреждать и нейтрализовать возможные угрозы по ухудшению его финансового состояния [3].

Совокупность комплекса мер по защите бизнеса

Финансовая безопасность – способность предприятий самостоятельно разрабатывать и осуществлять финансовую политику в соответствии с общими целями корпоративной стратегии в конъюнктуре неизвестной и конкурентной среды [7].

Устойчивое развитие предприятия

Финансовая безопасность является частью общей экономической безопасности фирмы и представляет собой совокупность осуществляемого комплекса мер в интересах защиты бизнеса от внутренних и внешних отрицательных финансовых угроз [6].

Финансовое состояние, которое характеризуют определенные показатели

финансовое положение и финансовую стабильность, способные обеспечить предприятию нормальное эффективное развитие его деятельности [4].

Основываясь на принципах стратегии экономической безопасности России, следует перейти к рассмотрению системы финансовой безопасности экономического субъекта (СФБЭС). Ее основополагающей компонентой является система финансовых показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность субъекта, к которым следует относить уровень финансовой устойчивости, уровень ликвидности предприятия, количественные и качественные характеристики служащих и рабочих, соотношение собственного и заемного капитала и другие, складываемые в понятие «финансовая безопасность».

Однако, рассматривать финансовую безопасность организации, отделяя ее от системы финансового контроля в стране нецелесообразно. Помимо собственного устойчивого развития, предприятия обеспечивают совокупный уровень финансовой безопасности в стране. Мероприятиями, поддерживающими уровень финансовой безопасности предприятия, являются не только повышение качества управления активами и целевое достижение заданных темпов экономического роста, но и контрольно- ревизионные проверки, внешние и внутренние действия по обеспечению финансового контроля. Сюда следует отнести и налоговые проверки, встречные проверки кредитных организаций и т.п. Т.е. внутренний и внешний финансовый контроль являются необходимым условием создания системы обеспечения финансовой безопасности на предприятиях. В условиях российского бизнеса, низкого уровня прозрачности финансовых операций, высокой доли теневых доходов и коррупции рациональным представляется нормативное регулирование мероприятий по обеспечения финансовой безопасности на предприятиях в целях укрепления финансовой безопасности страны и реализации деятельности по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма [5].


Таким образом, можно сказать, что финансовая безопасность может быть определена следующим образом: финансовая безопасность экономического субъекта – это способность и возможность экономического субъекта оказывать влияние на финансовые угрозы для их минимизации и обеспечения соответствия текущих показателей деятельности стратегическим, а также обеспечение адекватного уровня финансового контроля.

Актуальность данной проблемы имеет большое значение для макроэкономики. Это обосновывается тем, что одной из главных задач экономики является достижение непрерывного и стабильного экономического роста.

Экономический рост – это изменения на протяжении времени реального объема национального производства, связанные с развитием производительных сил в долгосрочном временном интервале. Также это понятие ассоциируется с достижением увеличения личностного и общественного материального благополучия, выражающееся повышением уровня жизни населения. [37]

Экономический рост измеряется двумя способами:

  1. Увеличение реального ВНП ( валового национального продукта) за определенный период времени;
  2. Увеличение за определенный период времени реального ВНП на душу населения.

Когда в экономике происходит увеличение ВНП на душу населения, то это означает повышение уровня жизни населения. Можно сказать, что при росте экономики люди удовлетворяют новые потребности и начинают решать экономические вопросы как внутри страны, так и на международном уровне.

Согласно статистическим данным за последнее десятилетие экономика России возросла. Это обусловлено тем, что за этот период было уделено сильное влияние таким факторам как: увеличение объема промышленного производства; развитию сельского хозяйства; борьбе с безработицей; снижению государственного долга; наращиваю золотого резерва страны.

Правительство Российской Федерации ведет экономическую политику по созданию высоких темпов в сфере промышленности. Их цель определяется как увеличение доли экспорта и создание конкурентоспособности на мировой арене. На сегодняшний день планируется и уже используется введение инвестиций в научной отрасли. Это позволит России выйти на новый, более высокий экономический уровень.

Главной задачей рыночной экономики является приоритет интенсивного экономического роста над экстенсивным.

Факторы экономического роста – это явления и процессы, которые указывают масштабы увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста. [35]