Файл: Основные аспекты взаимодействия нотариальных палат федерального и регионального уровня.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В статье 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, вступившей в силу 15 января 2008 г., установлено, что отныне главы местных администраций или должностные лица местного самоуправления имеют право совершать нотариальные действия, если в поселении нет нотариуса. На наш взгляд, единственное объяснение этого изменения состоит в том, что хотелось максимально упростить и приблизить к гражданам административные процедуры. Ранее в эпоху государственных нотариусов сельсоветы могли совершать небольшой объем нотариальных действий, например: удостоверяли завещания, «заверяли» копии. И хотя это были простейшие действия, с последствиями нотариальной работы сельсоветов мы до сих пор сталкиваемся, они оспариваются в судах и признаются незаконными, и совершенно непонятно, как теперь быть и как восстанавливать права наследников. Сейчас ситуация все же сложнее. Во-первых, в советские времена секретари сельсоветов все-таки действовали «под присмотром» государственных нотариусов, которые обязаны были контролировать своих «подопечных», помогать им в разрешении методических вопросов, разъяснять положения действующего законодательства. Сегодня же главы местных администраций фактически бесконтрольны. Нотариальные палаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, не правомочны даже проводить учебу с должностными лицами местного самоуправления.

Во-вторых, в наши дни очень усложнились нотариальные действия: они требуют более значительной правовой квалификации, чем раньше. В частности, в поселениях не только специалистов по гражданскому праву, но и людей с юридическим образованием встретить непросто. Получается, что любой глава местной администрации, независимо от того, имеет юридическое образование или нет, все равно, согласно новой норме, будет обязан не только свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, но и удостоверять завещания, доверенности, принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им. На наш взгляд, включать эту категорию субъектов в систему нотариата нелогично, так как даже страшно представить себе, каким будет качество (да и легитимность) тех документов, которые будут выходить из-под пера должностных лиц местного самоуправления, которые, в свою очередь, никем не контролируются.

Нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан на территории иностранных государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации. Согласно ст. 38 Основ, должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают следующие нотариальные действия: удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации; принимают меры к охране наследственного имущества; выдают свидетельства о праве на наследство; выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них и др. Если сравнивать полномочия глав местных администраций поселений и уполномоченных должностных лиц местного самоуправления поселений с должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации, которые наделены действующим законодательством правом совершать нотариальные действия, со всей очевидностью видно, что у должностных лиц консульских учреждений объем нотариальных действий намного больше. Это понятно, так как у российских граждан, находящихся за рубежом в длительных командировках, на обучении, в туристических поездках и  т.  д., нет возможности обратиться к нотариусу. Естественно, что широкие полномочия в совершении нотариальных действий делегированы государством должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации.


Некоторые авторы (например, Г.  Г.  Черемных) включают группу субъектов в систему нотариата, содействующих осуществлению нотариальной деятельности: это помощники нотариуса; стажеры нотариуса; технические секретари; работники нотариуса, занимающегося частной практикой; иные лица (субъекты), обеспечивающие осуществление нотариальной деятельности (переводчики, организации, осуществляющие страхование деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, должностные лица и органы, предоставляющие информацию по запросам нотариусов). На наш взгляд, включать эту категорию субъектов в систему нотариата не логично, так как стажеры и технический секретарь нотариусов не имеют права совершать нотариальные действия.

2. Органы нотариального самоуправления в Российской Федерации охватывают:

— Федеральную нотариальную палату; — нотариальные палаты субъектов в составе Российской Федерации. Имеются определенные особенности и в организации контроля за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, с функционально-организационной точки зрения интегрированы с системой нотариального самоуправления, так как они обязаны быть членами нотариальной палаты (п.  4 ст.  2 Основ), которая осуществляет контроль за исполнением ими профессиональных обязанностей.

С учетом сказанного можно говорить о системе нотариального самоуправления, которая представляет собой самостоятельной интерес. В данной статье этот вопрос рассматривается в узком аспекте, так как правовой статус частного нотариуса не может быть правильно понят и тем более глубоко исследован без анализа такого компонента действующей нотариальной системы, как нотариальное самоуправление. Подобный подход очень важен и для уяснения взаимосвязей нотариата с органами исполнительной власти в целом и ее отдельными видами и структурами в частности.

Вопросам нотариального самоуправления в Основах законодательства о нотариате непосредственно посвящена шестая глава, хотя отдельные аспекты этой проблемы частично регламентируются в других главах и статьях Основ, а также в законодательных и иных нормативных актах субъектов РФ. В шестой главе (ст. ст. 24–32) содержатся основополагающие правовые нормы, касающиеся характеристики самого института нотариального самоуправления — нотариальной палаты, совокупности нотариальных палат, их природы, функций и полномочий. Нотариальная палата — это некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.


Таким образом, нотариальные палаты охватывают весь частный нотариат. Основы законодательства о  нотариате устанавливают, что членами нотариальной палаты могут быть не только нотариусы, но и лица, получившие или желающие получить лицензию на право занятия нотариальной деятельностью.

Статус нотариальной палаты определяется помимо Основ Уставом, принимаемым общим собранием членов нотариальной палаты, и регистрируется в порядке, установленном для регистрации общественных объединений.

Верхнюю точку в иерархии всех нотариальных палат занимает Федеральная нотариальная палата, которая является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, и, в соответствии с п. 2 ст. 30 Основ законодательства о нотариате, осуществляет координацию деятельности нотариальных палат, а также представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях; обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности; представляет интересы нотариальных палат в международных организациях. Более подробно и развернуто вопросы организации и компетенции Федеральной нотариальной палаты определяются в Уставе. В этом правовом документе регулируются полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента Федеральной нотариальной палаты.

3. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации включают в себя:

— Министерство юстиции Российской Федерации, министерства и управления юстиции субъектов в составе Российской Федерации;

— суды Российской Федерации;

— налоговые органы;

— иные государственные органы (органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о труде; соответствующие органы, контролирующие соблюдение требований санитарного, экологического, противопожарного, архитектурно-градостроительного и иного законодательства).

Из всех органов данной группы с точки зрения управления нотариатом представляется самым важным Министерство юстиции Российской Федерации.


Статус этого государственного органа, в качестве субъекта нотариальной деятельности, определяется тем, что он наделен властными полномочиями по организации нотариата и контролю за ним.

Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют в сфере нотариата ряд функций, предусмотренных Основами и Положением о Минюсте России: осуществляют контроль за исполнением профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах; в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой, — контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой; ведение и формирование реестра государственных нотариальных контор и кон- тор нотариусов, занимающихся частной практикой, производятся структурными подразделениями центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации, к компетенции которого отнесены полномочия в сфере нотариата, и регулируются Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 декабря 2003 г. № 306 (ред. от 27.08.2008) «Об утверждении Порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой»; выдают лицензии на право нотариальной деятельности; открывают и упраздняют государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации; наделяют на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации; удостоверяют подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств; утверждают совместно с Федеральной нотариальной палатой порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, изменения территории деятельности нотариуса, учреждения и ликвидации должности нотариуса; образуют совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности; осуществляют иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.

Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов различаются в зависимости от того, работают нотариусы в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.


Анализ действующего законодательства о нотариате позволяет дифференцировать полномочия Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по управлению нотариатом по ряду критериев. В зависимости от объекта управления полномочия могут быть дифференцированы на общие, осуществляемые в отношении нотариата в целом, и полномочия, осуществляемые в отношении государственных нотариусов. Общие полномочия, включающие в себя преимущественно полномочия по организации нотариата, реализуются главным образом совместно с нотариальными палатами. К ним относятся, в частности, учреждение должности нотариуса, определение количество должностей нотариусов в нотариальном округе, изменение территории деятельности нотариуса. К самостоятельному ведению Министерства юстиции Российской Федерации отнесено лишь открытие государственных нотариальных контор. Это полномочие может быть делегировано территориальному органу.

Совместно с Федеральной нотариальной палатой Министерство юстиции Российской Федерации определяет правила нотариального делопроизводства, порядок прохождения стажировки, проведения конкурса, утверждает положения о квалификационной и апелляционной комиссиях.

1.2 Правовой статус нотариальной палаты

Нотариат действует от имени государства, представляя его интересы в гражданско-правовых отношениях посредством совершения нотариальных действий строго в соответствии с законодательством РФ. В свою очередь, нотариат охраняет и частные интересы от произвольного вмешательства органов государства. В этом проявляется та двойственность, которая изначально присущая частному нотариату, позволяющая уравновешивать и частный, и публичный интересы.

Следует отметить, что вопрос относительно двойственности правового положения нотариальных палат является одним из актуальных в гражданском праве. Именно от организации деятельности нотариальных палат зависит контроль за профессиональной деятельностью нотариусов.

Следствием хорошо налаженного контроля является обеспечение реализации и охраны прав и законных интересов лиц, обратившихся к нотариусу для получения квалифицированной юридической помощи.

Однако значимость нотариальной палаты [5] не ограничивается удовлетворением общественных запросов граждан и юридических лиц. Ее деятельность способствует становлению правового государства [22].