Файл: Основные аспекты взаимодействия нотариальных палат федерального и регионального уровня.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что Основы законодательства Российской

Федерации о нотариате нуждаются в значительной доработке в вопросах, касающихся распределения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.2 Основные аспекты взаимодействия нотариальных палат федерального и регионального уровня

Законодательство о нотариате в настоящее время претерпевает существенное реформирование, то грядущие изменения не могут ни коснуться и организации деятельности нотариальных палат. В связи с этим весьма актуален вопрос правового положения нотариальных палат различного уровня в рамках их профессионального взаимодействия. Основы законодательства РФ о нотариате устанавливают единую, заранее определенную по составу, организованную по территориальному принципу систему, состоящую из нотариальных палат субъектов РФ, объединенных в Федеральную нотариальную палату.

Данное построение обусловлено спецификой нотариата, призванного обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, необходимостью организации государством эффективного контроля за деятельностью нотариусов, совершающих нотариальные действия от имени РФ публично-правовым предназначением нотариальных палат, наделенных государством отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан. Возможность создания помимо нотариальных палат субъектов РФ других нотариальных палат Основы законодательства РФ о нотариате не предусматривают.

Этот вывод сделан исходя из других положений Основ законодательства РФ о нотариате в их взаимосвязи, в частности ч. 4 ст. 2, обязывающей нотариуса, занимающегося частной практикой, быть членом нотариальной палаты.

Основами законодательства РФ о нотариате предусматривается создание в каждом субъекте РФ нотариальных палат - некоммерческих организаций, представляющих собой профессиональные объединения, которые основаны на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, и организуют работу на принципах самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством соответствующего субъекта РФ и своим уставом.


Дискуссионным является вопрос о количестве нотариальных палат в одном субъекте РФ. В своих исследованиях В.С. Репин полагает, что в одном субъекте РФ может быть создано несколько нотариальных палат. [1, с. 54] Однако, исходя из публично-правовых полномочий нотариальных палат, более правильным является подход, по которому в каждом регионе должна образовываться только одна нотариальная палата.

Такая позиция поддержана Верховным Судом РФ, оставившим в силе решение Мурманского областного суда о признании недействительной регистрации второй Мурманской нотариальной палаты и обязавшим управление юстиции администрации Мурманской области исключить ее из государственного реестра некоммерческих организаций. [2, с. 2] В результате судебное решение было оставлено без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Нотариальные палаты, не входя в структуру органов государственной власти РФ, активно взаимодействуют с публично-правовыми образованиями, реализуя конституционную функцию государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В соответствии со ст. 24 Основ законодательства РФ о нотариате [3] нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

Публично-правовое предназначение нотариальных палат проявляется, прежде всего, в том, что они осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей, а также обращаются в суд с ходатайствами или представлениями о лишении их права нотариальной деятельности за нарушение законодательства. Реализация такого рода полномочий предполагает обязательность членства в нотариальной палате нотариусов, занимающихся частной практикой. Последнее выступает в качестве установленного законодателем условия их профессиональной деятельности.

Во главе деятельности нотариальных палат состоит Федеральная нотариальная палата (ФНП), которая объединяет и координирует деятельность региональных нотариальных палат, что позволяет выработать единый подход к выработке правоприменительной практики. При этом круг полномочий нотариальных палат включает в себя представление интересов нотариального сообщества в Государственной Думе, Совете Федераций, Правительстве, правоохранительных органах, т.е. во всех законодательных и исполнительных органах власти. ФНП теснейшим образом взаимодействует с Государственной Думой и Федеральным собранием в части подготовки предложений по совершенствованию законодательства. Так, в своем интервью Е.Н. Клячин пояснил, что законодательство, регулирующее нотариальную деятельность принятое без обсуждения его будущих положений с представителями нотариального сообщества мало эффективно и не смотря на то, что нотариат не обладает правом законодательной инициативы, а способы взаимодействия нотариата с законодателем сводятся лишь к разъяснению позиции сообщества по отношению к закону, тем не менее, факт остается фактом – институт нотариата первый сталкивается и с правоприменением, и с пробелами законодательства.


Федеральная нотариальная палата объединяет всех нотариусов России посредством обязательного коллективного членства в ней нотариальных палат субъектов РФ. Иными словами любой нотариус, действующий на территории нашего государства, автоматически становится членом Федеральной нотариальной палаты, одновременно с назначением на должность и вступлением в региональную нотариальную палату.

Нотариальные палаты субъектов РФ в свою очередь основаны на обязательном членстве в них всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории того или иного региона.

Федеральная нотариальная палата и нотариальная палата субъекта осуществляет свою деятельность в соответствии Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, ФЗ «О некоммерческих организациях», другими правовыми актами органов государственной власти, международными договорами, Уставом нотариальной палаты.

Федеральная нотариальная палата и нотариальная палата субъекта обладают всеми правами юридического лица с полной финансово-хозяйственной самостоятельностью и аппаратом, позволяющим эффективно реализовывать возложенные на нее законодательством и Уставом функции по организации нотариальной деятельности, контрольные полномочия и представлять интересы нотариального сообщества в органах государственной власти.

Федеральная нотариальная палата организует публично-правовую деятельность российского небюджетного нотариата по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. А именно:

координирует деятельность нотариальных палат субъектов;

представляет интересы нотариальных палат в государственных органах и других организациях;

обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;

участвует в проведении экспертиз законопроектов по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;

обеспечивает повышение квалификации нотариусов, их помощников и стажеров;

организует страхование нотариальной деятельности;

представляет интересы нотариальных палат в международных организациях;

осуществляет иные, в том числе контрольные, полномочия.

Полномочия Федеральной нотариальной палаты четко определены Законодательством Российской Федерации и Уставом.

Кроме того, Федеральная нотариальная палата оказывает содействие нотариусам, которые являются членами региональных нотариальных палат, в части юридической, социальной и материальной защиты их профессиональных прав, улучшении условий труда, а также в других вопросах, связанные с их деятельностью. Каждой нотариальной палате субъекта РФ предоставляется право обращаться по любым вопросам, связанным с профессиональной деятельностью нотариусов, в исполнительные и контрольные органы Федеральной нотариальной палаты, которые обязаны обеспечить оперативное и объективное рассмотрение заявлений.


Бюджет Федеральной нотариальной палаты образуется за счет членских взносов, которые уплачивает каждая нотариальная субъектов РФ, она же, в свою очередь формирует бюджет из взносов членов нотариальной палаты субъектов.

Органами управления нотариальной палаты в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате и Уставом ТОНП являются собрание членов нотариальной палаты, правление нотариальной палаты и президент нотариальной палаты.

Высшим органом палаты является собрание членов нотариальной палаты. К компетенции собрания членов палаты относится решение вопросов, связанных с деятельностью палаты и иных вопросов, предусмотренных Уставом ТОНП и действующим законодательством.

Руководство палатой в период между собраниями членов палаты осуществляет правление палаты, которое является коллегиальным исполнительным органом управления палаты. Деятельность правления осуществляется на принципах коллегиальности руководства, гласности и регулярной отчетности. Президент палаты является единоличным исполнительным органом управления палаты. Президент палаты – это полномочный и законный представитель палаты во взаимоотношениях с органами власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. Президент осуществляет текущее руководство деятельностью палаты, действует без доверенности при реализации палатой своих полномочий.

Для реализации поставленных задач в ТОНП созданы и плодотворно действуют 5 комиссий: комиссия профессиональной чести нотариусов Тамбовской области, комиссия по работе со стажерами, комиссия по методической работе, ревизионная комиссия и комиссия по культурно-досуговой работе.

Несмотря на единство законодательного регулирования деятельности нотариальных палат субъектов РФ, возможно выявить отдельные особенности при организации и управлении нотариальных палат субъектов РФ. Так, Тамбовская областная нотариальная палата (ТОНП) создана 10 августа 1993 года и зарегистрирована в Управлении юстиции РФ по Тамбовской области. ТОНП действует на основании Устава, принятого 10.08.1993г. В настоящее время нотариальная палата объединяет 55 частнопрактикующих нотариусов, работающих в 27 нотариальных округах Тамбовской области и 25 помощников нотариусов.

Нотариальные палаты субъектов РФ имеют равные права по созданию выборных органов Федеральной нотариальной палаты и участию в их работе, в том числе, они могут обсуждать любые вопросы деятельности палаты, обращаться во все выборные органы, выдвигать своих кандидатов для избрания в исполнительные и контрольные органы Федеральной нотариальной палаты.


Исследование деятельности ТОНП и нотариальных палат иных субъектов РФ позволяет подтвердить тот факт, что на нотариат возложен ряд государственных функций.

Однако высказываются сомнения относительно конституционности данного положения, учитывая, что органы нотариата не входят ни в одну из ветвей власти и не являются государственными органами, но при этом в полномочия нотариальных палат входит обязанность контролировать, исходя из публичных интересов, профессиональную деятельность своих членов и реагировать на выявленные нарушения законодательства, что, по мнению заявителей, свидетельствует о наделении негосударственных органов государственными (контрольными) полномочиями и потому не соответствует положениям Конституции РФ [4] об осуществлении государственной власти органами государства. Рассмотрев сложившуюся ситуацию, Конституционный суд РФ в своем Постановлении отметил, что основной закон государства не запрещает ему делегировать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти.

Таким образом, наделение нотариальных палат отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения дополнительных гарантий в нотариальной деятельности по отношению защиты прав и свобод граждан не противоречит Конституции РФ. При этом законодатель предоставляет свободу выбора алгоритма действий для реализации указанных полномочий.

Законодательно предусмотренные способы контроля согласуются с международной европейской практикой: резолюция Европейского парламента от 18 января 1994 г. характеризует профессию нотариуса в странах – членах Европейского Союза как публичную службу, контролируемую государством или органом, действующим на основании устава и наделенным соответствующими полномочиями от имени государства.

Однако законодательно закрепленные контрольные полномочия нотариальных палат не исключают существование и иного государственного контроля над деятельностью как нотариусов, так и нотариальных палат. Например, органы юстиции, регистрирующие уставы нотариальных палат, имеют возможность устанавливать их соответствие закону, а также совместно с нотариальными палатами осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, правил нотариального делопроизводства. Кроме этого, выполнение нотариальной палатой предписанных законом обязанностей поднадзорно прокуратуре [5], подконтрольно органам государственной статистики и налоговым органам. [6] При этом законодательно предусмотрено право обжалования в судебном порядке отказа в совершении нотариального действия или неправильного его совершения, а также рассмотреть степень законности действий или решений нотариальных палат.