Файл: Основные аспекты взаимодействия нотариальных палат федерального и регионального уровня.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такой точке зрения сопутствуют мнения о постепенном смешении коммерческих и некоммерческих организаций в связи с отсутствием последовательности в реализации принципа запрета распределения прибыли между участниками некоммерческой организации [6]. В связи с чем авторами предлагается разграничение коммерческих и некоммерческих организаций не по осуществляемым ими функциям, а по принципу распределения или нераспределения дохода между их членами [17].

Против введения нотариальных корпораций авторы выдвигают довод о том, что в корпорации главной целью деятельности нотариусов будет не обеспечение режима законности, а достижение интересов самой корпорации [21]. С таким доводом трудно согласиться, так как одной из основных задач нотариальной палаты является обеспечение нотариальной деятельности.

Предпринимательской деятельностью нотариальная палата может заниматься постольку поскольку это необходимо для достижения поставленных целей и выполнения ее уставных задач.

Затем О.М. Сычев указывает на то, что «в Законе, регулирующем нотариальную деятельность, следует указать организационно-правовую форму, в которой действуют нотариальные палаты. Оставление правил имущественных взаимоотношений нотариальных палат с иными участниками гражданского оборота только на уровне уставов нотариальных палат будет способствовать усилению правового вакуума в рассматриваемых отношениях.

Конечно, у нас есть своя позиция насчет редакции статьи об организационно-правовой форме нотариальных палат. Нотариальная палата, по нашему мнению, является некоммерческой организацией, создаваемой нотариусами соответствующего субъекта Российской Федерации в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства для обеспечения нотариальной деятельности и контроля за ее осуществлением» [18].

Отсюда можно сделать вывод о том, что данные споры возникли в связи с неточностью формулировок Основ законодательства РФ о нотариате. Поэтому новый Закон о нотариате и нотариальной деятельности должен более детально предусмотреть и полномочия палат, и порядок формирования их органов управления. При этом следует обратить внимание на то, что нотариальные палаты – это не обычные некоммерческие организации, и создаются они не нотариусами, а в силу закона, и членство в них не добровольное, а обязательное. Уставы же могут регулировать лишь внутреннюю организацию деятельности нотариальных палат как некоммерческих организаций.


2. особенности взаимодействия и организации нотариата на федеральном и региональном уровнях

2.1 Конституционно-правовые вопросы

государственного регулирования организации нотариата

на федеральном и региональном уровнях

В соответствии со ст . 72 Конституции РФ органы нотариата находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это обусловлено тем, что государство гарантирует каждому гражданину право на получение квалифицированной юридической помощи, а также обеспечение нотариальным обслуживанием. Кроме того, отнесение этого полномочия к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов означает принятие на себя как Федерацией, так и каждым из субъектов Федерации ответственности за состояние дел в данной сфере, обязанности сообща организовывать охрану прав населения, обеспечивать все виды гарантий их реализации, создавать надлежащие институты защиты прав.

Комплекс вопросов этой сферы решается Основами законодательства РФ о нотариате, а постоянное управление осуществляется Федеральной регистрационной службой Российской Федерации и ее территориальными органами в субъектах Федерации.

Однако следует отметить, что Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. не дают четкого определения органа, уполномоченного регулировать деятельность нотариата на федеральном уровне. Только анализ Основ в целом позволяет сделать вывод, что таким федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование деятельности нотариата в общегосударственном масштабе, является Министерство юстиции РФ.

Однако в связи с тем, что, как отмечалось, в настоящее время на федеральном уровне создана Федеральная регистрационная служба РФ, а в субъектах Федерации ее территориальные органы, к ним перешли все полномочия Министерства юстиции РФ по организации деятельности нотариата. В частности, в соответствии с Положением о Федеральной регистрационной службе к полномочиям этого органа относятся:


открытие и упразднение государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации (п . 11);

наделение нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации (п . 12);

организация выдачи лицензий на право нотариальной деятельности (п . 13);

удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;

осуществление в установленном порядке контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (п . 15);

определение совместно с Федеральной нотариальной палатой количества должностей нотариусов в нотариальном округе, порядка изменения территории деятельности нотариуса, порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса;

осуществление иных полномочий, предусмотренных Основами законодательства РФ о нотариате (п . 16).

Основы законодательства РФ о нотариате чаще всего прямо разграничивают полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере организации и регулирования нотариальной деятельности. Например, к компетенции Федеральной регистрационной службы сегодня отнесены полномочия, связанные с принятием актов нормативного характера, регламентирующих, в частности, порядок выдачи лицензий, формирование и деятельность квалификационной и апелляционной комиссии и т. д. Следует заметить, что указанные Основы законодательства не предусматривают ни процедуры согласования принятия решений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, ни процесса какого-либо иного их участия в порядке принятия таких правовых актов.

Хотя, как отмечалось, нотариат является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Полномочия территориальных государственных органов власти по вопросам государственного регулирования организации и деятельности нотариата, кроме Основ, регламентируются Общим положением о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту Российской Федерации. Указанными актами к самостоятельной компетенции территориальных органов Федеральной регистрационной службы по вопросам регулирования организации и деятельности нотариата отнесены:

выдача лицензии на право нотариальной деятельности (ст . 3 Основ, п . 13 Общего положения). Данная функция предусмотрена и в перечне полномочий Федеральной регистрационной службы РФ. Однако, согласно ч . 3 ст . 3 Основ законодательства РФ о нотариате, на федеральном уровне она реализуется (Федеральной регистрационной службой), только путем установления порядка выдачи лицензий, который в настоящее время регламентирован приказом Министерства юстиции РФ от 26 октября 1998 г . № 150 (с изм . от 5 апр . 2002 г.) .


Непосредственно же выдача лицензий на право нотариальной деятельности осуществляется территориальным органом Федеральной регистрационной службы в субъекте Федерации;

ведение реестра выданных лицензий на право нотариальной деятельности (п . 1 Общего положения);

открытие и упразднение государственных нотариальных контор в субъектах Российской федерации по поручению Федеральной регистрационной службы (ст . 7 Основ, п . 11 Общего положения);

контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами.

Эта функция в отношении нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальным органом Федеральной регистрационной службы по субъекту федерации самостоятельно, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой,— совместно с нотариальной палатой (ст . 9 Основ);

назначение на должности стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе (ст . 19 Основ);

контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах (ст . 3 Основ, п . 12 Общего положения);

регистрация региональных нотариальных палат (ст . 2 Основ).

Некоторые функции по регулированию деятельности нотариата территориальные органы Федеральной регистрационной службы реализуют совместно с нотариальной палатой — профессиональным объединением нотариусов, занимающихся частной практикой.

К таким функциям относятся: образование квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности. Квалификационная комиссия образуется при территориальных органах Федеральной регистрационной службы в субъектах Российской Федерации с участием представителей нотариальной палаты (ч . 2 ст . Основ).

Положением о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденным решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г., и создано противостояние этих двух неоднородных органов. Представляется, что решить этот вопрос может региональный законодатель при принятии нормативных правовых актов в сфере регулирования деятельности нотариата.

Надо заметить, что Основами законодательства РФ о нотариате некоторые вопросы, касающиеся организации деятельности нотариата, прямо отнесены к компетенции республик в составе Российской Федерации. При этом как бы исключается инициатива органов законодательной и исполнительной власти края, области, автономного округа, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга в решении подобных вопросов. Так, например, только «законодательством республик в составе Российской Федерации могут устанавливаться иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена» (ч. 8 ст. Основ). В соответствии со ст. 8 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, вправе «. . .совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации».


Ст. 15 Основ законодательства РФ о нотариате, определяя права нотариуса, предусматривает, что законодательством республик в составе Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права. Не совсем органично в системе построения института нотариата выглядит ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате, ч. 2 которой гласит: «Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с настоящими основами, законодательством республик в составе Российской Федерации и присягой». То есть один из важнейших вопросов в деятельности нотариата — об обязанностях нотариуса — отнесен к совместному ведению только Российской Федерации и республик в ее составе.

Однако следует учитывать, что Основы законодательства РФ о нотариате приняты Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г., а Конституция РФ — 12 декабря 1993 г. В советских конституциях термин «субъект Российской Федерации» не применялся, поэтому, естественно, он не мог быть применен и в Основах законодательства РФ о нотариате. Но поскольку ст. 5 Конституции РФ закрепляет равноправие субъектов Российской Федерации, то, безусловно, полномочия республик в сфере регулирования организации деятельности нотариата в полном объеме должны распространяться на все субъекты Российской Федерации.

Существует проблема и в регулировании отношений, возникающих по поводу определения правового статуса региональной нотариальной палаты. Так, согласно ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и ее уставом. Статья же 25 Основ законодательства РФ о нотариате, определяя полномочия нотариальной палаты, указывает, что законодательством республик в составе Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты. Таким образом, Основы делегируют региональному законодателю возможность принятия правовых актов в области установления дополнительных прав нотариальным палатам.

Представляется, что приведенные нормы закона не соответствуют ст. 71 Конституции РФ. Права нотариальной палаты — это элементы ее правоспособности как юридического лица, что, в свою очередь, относится к области гражданского права. Гражданское право находится в исключительном ведении Российской Федерации . Поскольку нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, и не входит в систему органов государственной власти субъекта РФ, то региональные органы власти не вправе наделять ее государственно-властными полномочиями .