Файл: Развитие налогообложения коммерческих банков в современных условиях.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.[34]
Налоговым периодом признаётся календарный год, отчётными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Местные налоги
В настоящее время земельный налог – наиболее значимый в структуре местных налогов и сборов. Порядок исчисления и уплаты в бюджет земельного налога регулируется главой 31 НК РФ.[35]
В соответствии со статьёй 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.[36]
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.[37]
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.[38]
1.2 Развитие налогообложения коммерческих банков в современных условиях
Налоги в банковской системе являются инструментом проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны обеспечить:
- фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом, областном, местном), необходимых для осуществления финансирования мероприятий, проводимых за счет государственного и местного бюджетов;
- мотивацию для использования и внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, в связи со стремлением хозяйствующих субъектов получить прибыль;
- взаимодействие организаций с бюджетом. Использование государством налоговых методов для регулирования финансовой деятельности предприятий предполагает единство подходов к калькулированию затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли;
- защиту, коммерческих, хозрасчетных интересов субъектов хозяйствования и покупателей в условиях рыночной экономики;
- использование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения целевого финансирования и приоритетного развития отдельных отраслей и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений. Это достигается путем использования различных льгот и пониженных ставок налогообложения;
- проведение антимонопольной политики (путем использования различных ставок, льгот по налогам), ограничение экономически необоснованного роста прибыли монополистов на рынке товаров и услуг, которые включены в государственный реестр России;
- сближение способов перераспределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной предпосылок участия в международных экономических связях. Однако эта цель может быть достигнута только если будут сопоставимы другие показатели (в первую очередь, уровень оплаты труда).[39]
Банковская деятельность имеет свои особенности, которые учитываются при установлении порядка расчета налога на прибыль, например, при определении налогооблагаемой базы, при предоставлении льгот по налогу на прибыль и т.д.
До 1991 года большинство банков, функционировавших в Российской Федерации, принадлежало государству. Коммерческие и кооперативные банки, которые появились к этому времени, не играли значительной роли в экономике, так как были немногочисленны. В 1991 году был принят Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который (с последующими изменениями и дополнениями) устанавливает общие принципы построения налоговой системы страны.[40] Действующее в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает каких-либо отдельных налогов для банков, и рассматривает их как обычные организации с точки зрения налогообложения, но с учетом специфики банковской деятельности. Таким образом, банки, как и любые другие организации, обязаны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги.[41] Но фактически некоторые налоги банки не уплачивают, так как банки не имеют право заниматься производством и торговлей материальными ценностями в соответствии с Законом "О банках и банковской деятельности".[42]
Специфической проблемой стало неисполнение банками платежных инструкций клиентов по перечислению налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. В связи с этим, к концу девяностых годов назрела необходимость изменений в системе налогообложения банков.
С 1 января 2001 г. Законом РФ № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» введена в действие специальная (вторая) часть Налогового кодекса.[43] Изменения в системе налогообложения коммерческих банков нужно рассматривать в сопоставлении с целями налоговой реформы, которые отраженны в программных заявлениях Президента, Федерального собрания и Правительства РФ.
Можно выделить следующие цели:
- уменьшение налоговой нагрузки;
- упрощение системы налогообложения;
- равномерное распределение налоговой нагрузки;
- повышение эффективности системы взимания налогов.
Законом № 118-ФЗ введены четыре налога, но на деятельность коммерческих банков непосредственное влияние оказывали только два: НДС и единый социальный налог, но с 01.01.2010 года единый социальный налог утратил силу.[44]
Как известно, налогообложение оказывает воздействие не только на достижение главных финансовых целей банка (увеличение чистой прибыли и стоимости), но и на управление доходами, расходами, активами и пассивами, а косвенно и на другие направления финансового менеджмента банков (формирование банковской стратегии, управление кредитным портфелем, портфелем ценных бумаг и т. д.).
Налогообложение является одним из факторов, который влияет на финансовые потоки банка, и данный факт государству необходимо учитывать это при разработке налоговой политики с целью создании условий для стабильной деятельности банковского сектора. Вместе с тем, динамичное изменение экономической ситуации и высокая конкуренция на рынке банковских услуг требуют учета налоговых аспектов и на микроуровне.[45]
Банк, кроме учета налоговых факторов в управлении своей деятельностью, несет также ответственность за несоблюдение налогового законодательства:
- за предоставление налоговых документов с заведомо недостоверными сведениями;
- за неуплату (несвоевременную уплату) налоговых платежей в бюджеты всех уровней;
- при не сообщении в налоговый орган об открытии или закрытии счёта организации, индивидуального предпринимателя в установленный срок;
- при открытии счета организациям, индивидуальным предпринимателям без свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;
- при неисполнении банками запросов налоговых органов;
- за непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике.[46]
В настоящее время поступления налоговых платежей от коммерческих банков составляют существенную долю в доходной части бюджета государства.
2. Особенности исчисления и уплат налогов
2.1 Порядок начисления и уплата налогов по заработной плате
По состоянию на 2015 – 2016 год Сбербанк уплатил в бюджет следующие налоги:
- Налог на прибыль организаций;
- Налог на имущество;
- Налог на добавленную стоимость;
- прочие налоги.
До 2001 года существовало четыре внебюджетных фонда, куда платились взносы:
- Пенсионный фонд;
- Государственный фонд социального страхования;
- Федеральный фонд обязательного медицинского образования;
- Фонд службы занятости.[47]
Вскоре была упразднен фонд службы занятости, а оставшиеся платежи были объединены в единый социальный налог (ЕСН). Это было сделано с целью снижения ставок по налогам, а также избежание теневого учета части заработной платы, так как с увеличением начислений в пользу наёмного работника снижается размер отчислений ЕСН.[48] С 1 января 2010 года вместо единого социального налога введены страховые взносы на обязательное страхование. Такой шаг был предпринят для сбалансирования пенсионной системы в Российской Федерации. Действие этого Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).[49]
Следует отметить, что в Сбербанке в расходы на содержание персонала входят премии, отпуска и пенсионные обязательства. В связи с этим банк уплатил взносы размере 346 млрд. рублей в 2015 году, и 384,3 млрд. рублей в 2016 голу, соответственно годовому отчету банка за 2016 год.[50]
Сейчас у всех трех страховых взносов разная база. В 2016 г. в ПФР уплачивается 22% с годовых зарплат до 796 000 руб. и 10% – на зарплаты сверх этого порога.
В Фонд соцстраха – 2,9% с зарплат до 718 000 руб. (см. врез) и ничего на доходы выше этой суммы. И лишь для взносов в Фонд медицинского страхования установлена плоская шкала – 5,1% с любой зарплаты. Таким образом, совокупная ставка страховых взносов составляет 30% плюс 15,1% для доходов сверх установленного порога.[51]
В дальнейшем планируется реформирование трех существующих внебюджетных фондов. Предлагалось установить единый платеж, унифицировать базу для уплаты взносов, создать одну форму отчетности.
Впоследствии унификация взносов может привести к росту отчислений на более высокие доходы.
2.2 Особенность начисления и уплаты НДС и налога на имущество
Банки уплачивают налог на добавленную стоимость согласно главе 21 НК РФ. Особенность данного налога в том, что значительная часть банковских операций не облагается НДС. Это связано с тем, что стоимость банковских услуг восприимчива к переменам, а повышение стоимости таких операций на один-два процента может привести к резкому уменьшению рентабельности банка. Если все же добавить к таким операциям НДС, то их стоимость увеличится на 10-20%, что может привести приведет к банкротству банковской системы.
Существует ряд банковских операций, которые не подлежат налогообложению НДС в РФ (за исключением инкассации):
3) осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:
привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;
размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;
открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц, в том числе банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт;
осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
кассовое обслуживание организаций и физических лиц;
купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);
осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
по исполнению банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии), а также осуществление банками и банком развития - государственной корпорацией следующих операций: