Файл: Анализ маркетинговой деятельности сети ресторанов быстрого питания «SubWay» и «Бургер - Кинг».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конкурентная сила и слабость покупателей. Удачное место расположения очень важно для получения краткосрочных и значительных результатов предпринимательской деятельности – прибыли. STEP – анализ (аббревиатура начальных букв английских терминов) представляет собой методику анализа ключевых элементов макросреды предприятия. Сюда включаются следующие факторы (см. табл. 8):

Таблица 8

STEP- анализ сети ресторанов быстрого питания «SubWay»

Факторы

Возможные воздействия факторов

Демографические факторы

Увеличение численности населения (в последнее время население Петропавловска увеличилось на 3 тысячи человек)

Изменения возрастной структуры населения (увеличивается количество людей более старшего возраста)

Перемены в семье (растет количество неполных семей)

Рост количества образованных людей (увеличивается образовательный ценз, большее количество людей получает второе высшее образование)

Экономические факторы

Уровень доходов населения (доходы населения за последние 5 лет увеличились на 12%)

Займы и доступность кредитов (более доступной становится система кредитования, т.к. имеется возможность выбрать вид кредита – 10% - 10% - 10 ; 0% - 0% - 10 и т.д.). Имеется возможность получения кредитов жителям области

Природные факторы

Удорожание энергии (Повышаются тарифы на электроэнергию)

Загрязнение окружающей среды (Необходимость создания экологически чистого производства)

Научно-технические факторы

Ускорение научно технического прогресса (внедрение прогрессивных технологий в производственные процессы)

Усиление контроля за качеством продукции (контроль сплошной и выборочный)

Увеличение ассигнований на проведение исследований (большее внимание уделяется научно – техническим разработкам и ноу – хау)

Культурные факторы

Приверженность культурным ценностям

Изменение культурных ценностей

Политические факторы

Законодательство по регулированию коммерческой деятельности

Рост числа групп по защите интересов общественности

При проведении анализа этих факторов важно, во-первых, следить за всеми существенными изменениями и новыми тенденциями в макросреде, а во-вторых, выяснить, какие из происходящих процессов являются наиболее важными для конкретного предприятия. При этом использованы данные прессы и руководящих органов власти в отдельно взятых регионах и в России в целом.


Налицо достаточное число факторов, которые можно отнести к достижению успеха данной организации, это квалифицированный персонал, высокое качество услуг, способность справиться с любыми объемами работ в нормативные сроки, собственная производственная база, наличие своего цеха.

Собранных вторичных данных относительно конкурентной ситуации на рынке, характеристик потребителей, вопросов маркетингового управления оказалось недостаточно для формирования полной картины и принятия обоснованных решений, поэтому было принято решение о проведении маркетингового исследования регионального рынка мебели.

Цели исследования - выявление текущего состояния и перспектив развития рынка услуг ресторанов быстрого питания сети «SubWay».

Для реализации целей были поставлены следующие основные задачи:

  • выявить состояние рынка продукции ресторанов быстрого питания в первом полугодии 2014 г.;
  1. изучить предпочтение потребителей в отношении качества, цен, услуг, комплекса маркетинга и других показателей на данном рынке;
  2. проанализировать сложившуюся систему в управлении маркетингом на предприятиях рынка продукции ресторанов быстрого питания.

Для проведения полевых исследований на рынке продукции ресторанов быстрого питания было подготовлено две анкеты и сформированы две выборки.

В опросе участвовали лица от 18лет. На следующем этапе нужно решить вопрос о размере выборки, которая определяет число изучаемых элементов выборки.

Объем выборки рассчитывается по формуле (1):

где n – необходимый (достаточный) объем выборки;

– допускаемая ошибка выборки, пренебрегается в 5 %;

N – объем генеральной совокупности [8].

Таким образом выборка для физических лиц от 18 лет составляет 1/(0,0025+1/526500) = 400 человек.

Первая анкета была предназначена для потребителей мебели. В качестве респондентов рассматривались представители потребительского рынка, посещающие рестораны, в том числе и быстрого питания, кафе.

Размер выборки составил 400 человек. Выборка формировалась вероятностным способом, однако в основном из числа потребителей, желающих вкусно и качественно покушать за минимальную цену с максимальным комфортом.

Таких клиентов в числе опрошенных оказалось 90%. Оставшаяся часть выборки – случайные посетители, причем 1,9% из них не знают, хотят ли они приобрести продукцию в ресторанах быстрого питания, а 8,1% – однозначно отвечают, что никакого интереса к покупке данного товара не имеют и зашли в предприятие общественного питания с целью поинтересоваться новинками.


Рисунок 1 — Характер потребительских предпочтений при посещении ресторана быстрого питания

Среди опрошенных потребителей 63,8% мужчин и 36,2% женщин.

Рисунок 2 - Потенциальные покупатели продукции в ресторанах быстрого питания (гендерные особенности)

Такую дифференциацию можно объяснить тем, что исследуемый вид продукции является быстроизготавливаемым, а т. к. у мужчин чаще всего мало времени на длительную трапезу, то они предпочитают совмещение комфорта в обслуживании с быстрой едой.

При этом мужчины, отвечающие на вопросы анкеты, в 80% случаев находились в помещениях ресторана быстрого питания в паре с женщинами.

Наибольший интерес к приобретению продукции сети «SubWay» проявляют покупатели в возрасте от 10 до 40 лет (62,8% выборки) и от 41 до 50 (40,2%), т. е. это те покупатели, кто находится в экономически активном возрасте, имеет стабильный и достаточно высокий доход от 10 до 50 тыс. рублей в месяц (61,5% выборки).

Предложение отличается сильной статичностью, привязанностью к определенному месту, что также является достаточно важным при маркетинговом исследований выявленных потребительских предпочтений.

Рисунок 3 - Возрастные критерии совершения покупок продукции в ресторанах общественного питания (в %)

Основные ингредиенты и полуфабрикаты, используемые для приготовления продукции в ресторанах общественного питания должны быть качественными и проверенными на соответствие всем необходимым экологическим нормам, этот факт отмечают 65,2% респондентов, считая, что продукция в предприятиях общественного питания должна быть произведена из натурального сырья.

При этом на основные вкусовые качества обращает внимание 78% от общего количество участвующих в опросе респондентов. 80% важно, чтобы приготовляемая пища была свежеприготовленной, а 48% от общего количества опрошенных участников анкетирования обратили внимание на скорость и качество обслуживания в ресторане общественного питания.

Необходимо планировать каждую минуту ежедневной деятельности организации для того, чтобы минимизировать простои в производстве, например, в связи с появлением новых технологий производства и переходом на новый, более современный уровень обслуживания клиента.

Таблица 9

СТЭП-анализ: факторы и тенденции деятельности ресторана быстрого питания

В баллах

Факторы среды

Важность для отрасли

(А)

Влияние

на органи-

зацию

(В)

Направленность влияния (С)

Степень влияния

D=A*B*C

Социокультурные:

1. Изменения уровня базовых ценностей населения, стиля жизни

2. Изменения основных потребительских предпочтений

3. Отношение к работе и отдыху

5. Экологический фактор

0,06

0,1

0,03

0,06

15

20

10

5

1

1

1

1

0,9

2,0

0,3

0,3

Технологические:

6. Скорость изменения и адаптации новых технологий на внутреннем рынке

7. Новая продукция

8. Технологические изменения в оснащении персонала

9. Значимые тенденции в области НТР

0,1

0,05

0,025

0,075

20

15

10

15

1

1

1

1

2,0

0,75

0,5

1,125

Экономические:

10. Общая характеристика экономической ситуации

11. Уровень инфляции

12. Основные внешние издержки

13. Динамика курса рубля к доллару США

0,15

0,025

0,05

0,025

20

15

10

5

-1

-1

-1

-1

-1,5

-0,375

-0,5

-0,125

Политические:

14. Изменение налогового законодательства РФ

15.Отношения с городскими властями (выполнение каких-либо работ для нужд города, уплата налогов и пр.)

0,1

0,1

25

25

1

-1

2,5

-2,5

Сумма

1,0

200

6,675


Целевой рынок ресторана быстрого питания может быть определен по трем измерениям:

- технологическому, описывающему технологии, способные удовлетворить потребности на рынке («как?») - для потенциальных потребителей важно, чтобы были использованы новые технологии производства, которые позволили бы снизить стоимость изделия и повысить потребительские свойства продукции ресторана быстрого питания;

- функциональному, определяющему функции, которые должны быть удовлетворены на данном рынке («что?») - для потенциальных покупателей важно, чтобы они покупали еду, которая будет соответствовать всем необходимым техническим и технологических характеристикам производства предприятия общественного питания, проходящие контроль качества продукции;

- потребительскому, обусловливающему группы потребителей, которые могут быть удовлетворены на данном рынке («кого?») - основными группами потребителей продукции будут являться физические лица, которые хотят быстро и вкусно покушать качественно приготовленную еду.

Особое место в структуре маркетинга занимает стратегическое планирование, которое представляет собой набор методов и принципов, способствующих достижению поставленных целей.

Применение службой маркетинга стратегического планирования позволяет не только осуществлять на практике новые методы планирования и разрабатывать научно обоснованную стратегию решения, но и комплекс других проблем:

-Обеспечить лучший учет и контроль результатов деятельности, увязать вознаграждение с результатами работы.

-Внедрить больше программ формального планирования и потребовать осуществления его на уровне подразделений.

-Объединить стратегические планы с оперативными и финансовыми.

- Больше думать и сосредоточиваться на стратегических вопросах.

-Получить большее понимание и подготовку в области стратегического планирования.

-Поднять уровень участия и обязательности высшего руководства.

-Повысить внимание к конкуренции, сегментам рынка и внешним факторам.

-Усовершенствовать систему передачи информации от главной штаб-квартиры фирмы к подразделениям.

-Обеспечить возможность лучшего выполнения плана.

-Разработать лучшие стратегии.

-Установить более совершенные цели и информировать о них.

-Обращать меньше внимания на голые цифры.

Позитивные и негативные особенности процесса жизнедеятельности предприятия общественного питания возможно наглядно увидеть после проведения SWOT – анализа деятельности ресторана быстрого обслуживания.


Таблица 10

SWOT-анализ деятельности компании «Боди»

Сильные стороны

Слабые стороны

Высококачественное сырье и оборудование

Квалифицированный управленческий персонал.

Месторасположение кафе

Транспортная доступность

Малая узнаваемость на начальном этапе

Конкуренция со стороны кафе

Спальный микрорайон Университетский

Возможности

Угрозы

Рост интереса населения к качественному ресторану быстрого питания

Занятость студентов стимулирует спрос на рестораны быстрого питания

Возможностьпривлечения кадров низшего звена.

Снижение спроса на продукцию вследствие снижения доходов, вызванного мировым финансовым кризисом.

Рост конкуренции на рынке в случае прихода международных сетей и местных фирм.

Ключевые факторы успеха компании ООО «Боди»: быстрое питание, ассортимент блюд, транспортная доступность, предоставление сервисных услуг, позволяющих удовлетворить потребности клиентов.

Оценка конкурентоспособности компаний-конкурентов дает право предлагать, что услуги ресторана «SubWay» будут конкурентоспособными.

2.3 Особенности франчайзинга в сети ресторанов быстрого питания «SubWay»

Франшиза Subway – это надежное и перспективное вложение
Торговая марка: «Subway»

Вид деятельности: предприятия быстрого питания
Позиционирование: «Subway» – это мировая сеть ресторанов быстрого обслуживания, насчитывающая более 32000 ресторанов в 90 странах.

В основу системы «Subway» заложена специальная технология приготовления сэндвичей, называемых в США «субмаринами» или «сабами» (хлеб для приготовления сэндвичей по форме напоминает подводную лодку)

Наименование компании-правообладателя: «Subway» Russia Franchising Company

Количество точек по линии франчайзинга в России: 78

Приблизительные необходимые инвестиции: $120000

Паушальный взнос (стоимость франшизы): $12000 (без учета НДС)

Роялти: 8% от валовой выручки (без учета НДС)

Рекламный или маркетинговый фонд: 3,5% от валовой выручки (без учета НДС)

Нормативный период окупаемости: от 18 мес.

Потребность в помещении: от 40 м2

Компания изначально стала применять франчайзинг для расширения бизнеса. И сегодня ее уникальность заключается в том, что «Subway» во всем мире развивается исключительно как франчайзинговый проект.