Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Основные элементы налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации- от сырья до предметов потребления. [5]

Налог классифицирован как федеральный. Этот налог взимался при реализации большинства товаров, работ и услуг и определяется как разница между суммой начисленной добавленной стоимости и суммой НДС, уплаченной поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые). Образно можно выразить, что предприятие не только покупает товары и услуги, но покупает вместе с ними заявку в налоговое ведомство, оформленную в форме счета-фактуры, которая уменьшает его будущую задолженность перед бюджетом по НДС. Отсюда и вытекает та высокая требовательность в правилах оформления счетов-фактур, ибо этот документ фактически служит ценной бумагой, по которой налогоплательщик может получить обратно часть суммы производственных материальных издержек. Существующий порядок исчисления налога позволяет бюджету извлечь дополнительную выгоду, например, если в цепочке производителей хотя бы одно лицо освобождено от уплаты НДС. Ведь, несмотря на уплату налога в бюджет всеми прежними производителями, затраты покупателя по приобретению продукции у предприятия, пользующегося льготами, не будут квалифицированы как зачетные по НДС и при их последующей продаже повторно обложены налогом с полного объема. [6]

Налогоплательщики.

Налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, реализующие товары и услуги на территории РБ. К ним также причисляются декларанты, перемещающие импортируемые товары через таможенную границу РБ. Существует ряд особенностей налогообложения по железнодорожным, авиационным, морским и речным перевозкам, когда в качестве плательщиков выступают управления дорог, производственные объединения по совокупности за все свои структурные подразделения. Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанности налогоплательщика, если в течение трех предшествующих месяцев их налоговая база не превысила 2 млн. руб. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на 12 последовательных месяцев. По истечении этого срока организации и индивидуальные предприниматели должны вновь подавать заявление. В случае если в течение периода выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит лимит, то, начиная с 1-го числа месяца, в котором было это превышение, и до окончания периода освобождения налогоплательщики утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях.


Объект налогообложения.

Объектами налогообложения признаются следующие операции: реализация на территории РБ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией); передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не относятся на себестоимость продукции, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; вв°з товаров на таможенную территорию РБ.

Налоговая база.

1. При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. В общем случае представляет собой стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. НК РБ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС и налога с продаж. [7]

  1. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной или натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
  2. При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

При определении налоговой базы учитываются:

  • авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);
  • суммы, полученные в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования НБ РБ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента;
  • суммы страховых выплат, полученные по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора (учитываются, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения).

1.3. Нормативно-правовое регулирование порядка исчисления налогов

Экономические отношения в области налогообложения, уплаты в бюджет сборов, пошлин регулируются Налоговым Кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод законов, соответствующих Конституции государства .

Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, процедуру установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки платежей.

Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.

Налоговый кодекс не допускает введение налогов, сборов, пошлин либо дифференциацию их ставок в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица, места происхождения уставного капитала или имущества налогоплательщика. Указанные обстоятельства не могут также быть основанием для установления налоговых льгот.

Налоговая система включает в себя множество элементов, каждому из которых в Налоговом кодексе дается четкое и однозначное определение. К ним относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налогов, сроки уплаты, льготы, налоговые санкции и др. Налоговый кодекс является документом прямого действия. Он закрепляет те положения, которыми должны руководствоваться все субъекты налоговых отношений.

Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу - меру дозволенного поведения. Налоговый кодекс можно рассматривать как средство защиты частной собственности от незаконных притязаний налоговых органов. Он является единственным законным основанием для отчуждения собственности юридических и физических лиц в виде налогов и сборов на началах обязательности и безвозвратности в интересах общества.


В Налоговом кодексе устанавливается четкая презумпция правоты налогоплательщика, позволяющая ему принимать наиболее выгодные с точки зрения минимизации налогов решения в организации бизнеса. Помимо фискальных целей в нем закладываются функции, регулирующие и стимулирующие развитие приоритетных для государства отраслей экономики и отдельных производств. Таким образом, Налоговый кодекс выполняет роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики правительства, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения [5].

Нормативными документами, которыми необходимо руководствоваться при исчислении налогов и сборов, являются:

1. Закон Республики Беларусь «О порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц», утв. Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27 декабря 2007 №302-З;

2. Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость», утв. Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26 декабря 2007 № 312-З;

3. Закон о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утв. Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 31 января 2004г, №8/10662

4. Закон о порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость, утв. Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 31 января 2004г., №8/10551

5. Закон о порядке исчисления и уплаты налога за пользование природных ресурсов (экологического налога), утв. Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 21 сентября 2005г., №8/12396

6. Инструкция о целевом транспортном сборе на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов международных сообщений и содержание ведомственного городского электрического транспорта и целевом сборе на содержание и развитие инфраструктуры города, утв. Решением Могилевского городского совета 25.01.2008 г.;

7. Закон о порядке исчисления, сроках уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций о суммах исчисленных сбора на формирование сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки утв. Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 10 января 2008г.;

8. Закон о порядке исчисления и уплаты платежей за землю юридическими лицами, утв. Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 31 января 2004 г., №8/11981


ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ОАО «БЕЛШИНА»

2.1 Экономическая характеристика промышленного предприятия ОАО"Белшина"

ОАО" Белшина" создано в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности РУП "БШК "Белшина" в соответствии с приказом Министетсва экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2002 г. №128.Структура ОАО «Белшина» (приложение 5) ОАО «Белшина» состоит из:

Завода крупногабаритных шин (ЗКШ.) (производит шины для автосамосвалов большой грузоподъемности, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин, тракторов, прицепов и сельскохозяйственной техники);

Завода сверхкрупногабаритных шин (СКГШ) (производит шины для автосамосвалов повышенной грузоподъемности, эксплуатирующихся в горнодобывающей промышленности);

Завода массовых шин (изготавливает шины для грузовых и легковых автомобилей, автобусов и сельскохозяйственной техники);

Механического завода (изготавливает полимерное и нестандартное оборудование для других заводов, запасные части к нему, пресс-формы для вулканизации покрышек, камер, диафрагм, сборочные барабаны и другая техоснастка, ремонтным производством осуществляется ремонт оборудования);

Сбытовая стратегия ОАО «Белшина» формирует основные направления развития предприятия в отношении структуры сбыта и каналов распределения продукции . В таблице 1 показана структура реализации по рынкам сбытам.

В таблица 1 - Рынки сбыта продукции ОАО «Белшина»2015-2017гг.

Регион сбыта

Реализация. Доля в продажах, %

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Республика Беларусь

43,6

51,9

52,3

Экспорт

56,7

48,1

47,7

Всего

100,0

100,0

100,0