Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если при увольнении работник не возвращает специальную одежду или

специальную оснастку и от работника при этом не поступает заявление о выкупе специальной одежды или специальной оснастки, то обороты по их выбытию для целей налогообложения также рассматриваются как обороты по реализации, от остаточной стоимости специальной одежды или специальной оснастки исчисляется НДС. Исчисленная сумма НДС удерживается наряду с остаточной стоимостью из заработной платы при окончательном расчете с этим работником.

В случае, когда при не возврате специальной одежды или специальной оснастки составляется акт о списании вследствие порчи либо в соответствии с действующим законодательством оформляется факт недостачи, то для целей налогообложения обороты по выбытию спецодежды и спецоснастки признаются оборотами по прочему выбытию и не облагаются НДС. Полученное возмещение от работника рассматривается как возмещение ущерба, связанного с порчей или недостачей спецодежды и специнструментов.

При приобретении трудовых книжек и вкладышей к ним суммы «входного» НДС к вычету не принимаются, а относятся на их стоимость. При реализации работникам приобретенных трудовых книжек и (или) вкладышей к ним по цене их приобретения налог на добавленную стоимость не исчисляется и работникам к уплате не предъявляется. В случае превышения цены реализации над ценой приобретения налогом на добавленную стоимость облагается только возникающая в этом случае положительная разница.

При реализации работникам столовых, буфетов и кафе санатория «Шинник» и УТиОП продукции, произведенной в этих столовых, буфетах и кафе, производится исчисление налога на добавленную стоимость.

При передаче товаров в рамках договора займа в виде вещей, а также при

возврате взятых ранее в заем вещей производится исчисление и уплата налога на добавленную стоимость. При этом в первичных учетных документах производится выделение суммы НДС. Налоговая база налога на добавленную стоимость при передаче товаров по договору займа в виде вещей определяется как стоимость передаваемых товаров, предусмотренная договором (контрактом), при отсутствии стоимости в договоре (контракте) - как стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, а при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах - как стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете. Положительная разница, возникающая между стоимостью имущества, полученного (переданного) в заем, и стоимостью имущества, переданного (полученного) при погашении этого займа облагается НДС в момент её получения.


Получение от покупателей товаров (работ, услуг) сумм за реализованные товары (работы, услуги) сверх цены их реализации либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), является объектом для исчисления НДС по ставке, примененной при реализации этих товаров (работ, услуг). Примерами сумм, увеличивающих налоговую базу по НДС, являются:

- сумма возмещения платы за проезд по платным дорогам, полученная от покупателей товаров, работ (услуг) сверх стоимости товаров, работ (услуг);

- сумма возмещения налога на недвижимость и налога на землю, полученная от арендаторов сверх арендной платы;

- сумма возмещения расходов субабонентами, отражаемых по счетам реализации;

- сумма возмещения командировочных расходов и доплат за разъездной характер работ, полученных от заказчиков работ (услуг) сверх стоимости этих работ (услуг);

- сумма возмещения расходов по оценке имущества, полученная от покупателя этого имущества сверх стоимости этого имущества;

- сумма санкций, полученных от покупателей товаров (работ, услуг) за нарушение ими условий договоров.

Исчисленные в указанных случаях суммы НДС не подлежат предъявлению покупателям.

При перечислении Обществом иностранной организации наряду со

стоимостью услуг (работ) санкций за нарушение условий договоров производится исчисление НДС. При этом исчисленная сумма НДС к вычету не принимается, а относится на прочие расходы по текущей деятельности.

При совершении операций по выпуску материальных ценностей из государственного и (или) мобилизационного материальных резервов, а также по возврату и поставке материальных ценностей в государственный и (или) мобилизационный материальные резервы при осуществлении операций по освежению, заимствованию, замене, перемещению, накоплению, разбронированию этих материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством не производится исчисление НДС. При этом в первичных учетных документах в графе НДС делается пометка «Без НДС» либо проставляется прочерк.

При безвозмездной передаче подарков конкретным работникам исчисляется НДС. Сумма «входного» НДС принимается к вычету.

При безвозмездной передаче призов и подарков группе лиц, например коллективу бригады, цеха и т.д. НДС не исчисляется. Подтверждением передачи ТМЦ группе лиц являются:

- приказ руководителя о проведении мероприятия, в котором участвуют команды и приобретения для данного мероприятия призов;

При безвозмездной передаче работникам подарочных сертификатов в качестве подарка НДС не исчисляется.


При безвозмездной передаче юридическим и физическим лицам поздравительных открыток НДС не исчисляется.

Собственное потребление товаров (работ, услуг) непроизводственного характера не облагается НДС при наличии приказа руководителя, подтверждающего, что потребление товаров (работ, услуг) производится для определенных целей предприятия, а не лично для работников. Случаи, являющиеся собственным потреблением непроизводственного характера:

- использование товаров для общественных целей (например, возложение цветов (венков) к памятникам);

- списание за счет собственных средств Общества стоимости

праздничных, торжественных мероприятий;

- использование товаров во время проведения кофе-пауз, для комнат отдыха;

- передача подарков (сувениров) в рамках осуществления представительских (рекламных) расходов и др.

При безвозмездной передаче работникам и (или) членам их семей, а

также ранее работавшим пенсионерам, работ (услуг), приобретенных за счет собственных источников, например, абонементов, билетов, путевок, НДС не исчисляется, а суммы «входного» налога на добавленную стоимость, уплаченные (подлежащие уплате) по этим работам (услугам), к вычету не принимаются и относятся за счет собственных средств ОАО «Белшина».

При возмещении (в т.ч. частичном) работниками, а также пенсионерами, ранее работавшими в ОАО «Белшина», стоимости питания, подписки на печатные средства массовой информации, работ (услуг), приобретенных (оплаченных) для этих работников и (или) членов их семей, а также для пенсионеров, ранее работавших в ОАО «Белшина», суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (подлежащие уплате) по этому питанию, подписке, работам (услугам), к вычету не принимаются. Указанные суммы НДС полностью и частично наряду со стоимостью питания, подписки, услуг (работ) предъявляются Обществом к возмещению работникам, а также пенсионерам, ранее работавшими в ОАО «Белшина».

При заключении договоров безвозмездной передачи имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или её административно-территориальным единицам, в том числе в лице уполномоченных государственных органов, юридических и физических лиц, бюро управления собственностью руководствуется Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. №289 «О структуре Правительства Республики Беларусь».

При безвозмездной передаче имущества (работ, услуг) органам государственного управления, их территориальным подразделениям,

местным исполнительным и распорядительным органам исчисление и


указание в товарно-сопроводительных документах сумм НДС не

производится. При этом не требуется никакого документа, который бы уполномочил такую передачу.

При безвозмездной передаче имущества (работ, услуг) иным уполномоченным органам, юридическим и физическим лицам в целях не исчисления НДС необходимо наличие документа, подтверждающего полномочия на такую передачу. При этом форма документа, указывающего на полномочия, не имеет значения. Это могут быть приказ, распоряжение, постановление, решение, либо органа государственного управления, либо местного исполнительного и распорядительного органа. Письмо или ходатайство с просьбой о передаче объектов в адрес какой-либо организации или физического лица, поступившее от органа государственного управления либо местного исполнительного и распорядительного органа также является основанием для не исчисления НДС.

Если при безвозмездной передаче имущества (работ, услуг) иным уполномоченным органам, юридическим и физическим лицам отсутствует документ, указывающий на полномочия, производится исчисление и указание в товарно-сопроводительных документах сумм НДС.

2.3 Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь

Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эф­фективной налоговой политики и построения налоговой систе­мы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее слож­ных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличе­ния поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для уве­личения возможностей инвестирования. В ее решении большую роль должна сыграть оценка действенности отечественных на­логов и их соответствия международным стандартам [9].

Основными направлениями совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь могут быть:

а) сокращение числа налогов путём их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений;

б) уменьшение количества льгот и исключение из общего режима налогообложения в основном редко используемых льгот;

в) построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей при сохранении действующих ставок налогов в течение двух-трёх лет;


г) облегчение налогового бремени производителей продукции и недопущение двойного налогообложения путём чёткого определения налогооблагаемой базы;

д) консолидация в государственном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств.

Основой совершенствования налоговой системы Республики Беларусь является также доработка Налогового кодекса. Направлениями её совершенствования являются следующие:

 упрощение расчётов и порядка взимания налогов;

 жёсткая регламентация прав и ответственности плательщиков;

 совершенствование норм юридической ответственности за нарушения в области налогов;

 поэтапное снижение уровня налогообложения с одновременным расширением налоговой базы;

 борьба с теневым сектором экономики;

 предотвращение утечки капитала и стимулирование инвестиционной активности;

 пересмотр и упорядочение льгот в системе налогообложения;

 постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на

доходы и имущество физических лиц;

 совершенствование таможенного регулирования, способствующее

активизации импорта;

 согласование механизма налогообложения научно-инн6овационных субъектов хозяйствования;

 стремление к унификации с налоговыми системами, действующими в государствах СНГ и ЕС, в частности создания согласованного налогового законодательства с Российской Федерацией [3].

Выручка от реализации в настоящее время облагается одновременно пятью видами платежей: налог с продаж товаров в розничной торговой сети; отчисления в республиканский бюд­жетный фонд поддержки производителей сельхозпродукции и продовольствия (1%),), акцизный налог и НДС, налог с продаж автомобильного топлива.

К отрицательным момен­там взимания НДС следует отнести то, что налоговая база увеличивает­ся на суммы, полученные в порядке частичной оплаты за реализованный товар; за реа­лизованный товар сверх цены реализации; поступающих в виде санкций за нарушение условий договора. То есть го­сударство облагает все пос­тупления на предприятия не­зависимо от их источников.

Чрезмерное налогообложение выручки от реализации про­дукции, работ и услуг означает перенесение большей части пла­тежей на их потребителя путем включения налогов в цену това­ров и услуг, приводит к завышению этой цены, ставит отече­ственные товары и услуги в разряд неконкурентоспособных на мировом рынке.