Файл: Основные модели социальной ответственности предприятия ОАО «Белшина».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В контексте социальной политики в качестве исходного определения социальной ответственности можно предложить следующее - социальная ответственность представляет собой особый вид отношений между элементами общественной системы (индивидами, группами, организациями, институтами), выражающихся в способности данных субъектов брать на себя и реализовывать социальные обязательства по отношению к себе либо к другим [3].

В свою очередь, социальные обязательства можно трактовать как обязательства по реализации основных социальных ценностей и целей социальной политики, возникающих в ответ на актуализированные социальные потребности общества. Среди таких целей-ценностей социальной политики в первую очередь следует назвать цели-ценности социальной безопасности, социальной солидарности, социальной справедливости, социальной стабильности, социальной помощи, социального благополучия, социального баланса, развития человеческих ресурсов[5].

Более конкретно социальные обязательства выражаются в обязательствах по созданию необходимых материально-технических, финансовых, организационно-управленческих, нормативно-правовых, кадровых условий для непосредственной реализации перечисленных целей-ценностей социальной политики в конкретных формах и в определенных пространственно-временных рамках.

Организации несут социальную ответственность в отношении своих подразделений, в отношении окружающей среды и в отношении процветания общества в целом.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Безопасность труда.

2. Стабильность заработной платы.

3. Поддержание социально значимой заработной платы.

4. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников.

5. Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации.

6. Оказание помощи работникам в критических ситуациях.

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Спонсорство и корпоративная благотворительность.

2. Содействие охране окружающей среды.

3. Взаимодействие с местным сообществом и местной властью.

4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях.

5. Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).

Типы социальных программ:

1.собственные программы компаний;

2.программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления;


3.программы партнерства с некоммерческими организациями;

4.программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями;

5. программы информационного сотрудничества со СМИ.

Мотивы социальной ответственности бизнеса:

1. Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке

1. Рост производительности труда в компании.

2. Улучшение имиджа компании, рост репутации.

3. Реклама товара или услуги.

4. Освещение деятельности компании в СМИ.

5. Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе.

6. Возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний.

7. Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.

8. Налоговые льготы.

Инструменты реализации социальных программ:

1. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь

2. Добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные

программы.

3. Корпоративное спонсорство.

4. Корпоративный фонд.

5. Денежные гранты.

6. Социальные инвестиции.

7. Социальный маркетинг.

1.2 Критерии и уровни оценки социальной ответственности

Современные теоретические исследования социальной ответственности много внимания уделяют позициям, которые может занимать организация, принимая во внимание ее обязательства перед обществом. За основу берется общая социальная ответственность компании, определяемая в соответствии с четырьмя критериями: экономической, юридической, этической и принятой на себя ответственностью (улучшение благосостояния общества и качества жизни), положение которых в общей пирамиде определяется их относительной важностью и частотой, с которой менеджеры сталкиваются в каждой группе.

Первый уровень, нижний, базовый - обязательная составляющая социальной ответственности - это соблюдение законов (налоговое законодательство, трудовой и гражданский кодексы). Если законодательство не соблюдается, то ни о какой социальной ответственности речи идти не может - таким образом, предприниматель нарушает обязательства, установленные для его деятельности изначально.

Второй уровень представляет собой реализацию социально ответственного поведения ради экономической выгоды. Экономической выгодой может быть улучшение имиджа организации для потребителей её продукции и для её работников, повышение инвестиционной привлекательности, создание более благоприятных условий для существования и развития компании со стороны власти или общества.


Третий уровень охватывает те виды социально ответственного поведения, которые не имеют своей целью получение экономических выгод. Это более высокий уровень осознания положения и роли организации в обществе.

Подобные действия могут приносить экономическую прибыль, но это не их цель.

Помощь социально незащищенным слоям населения, перечисление

пожертвований часто оказываются замалчиваемыми действиями, поскольку СМИ не могут бесплатно размещать информацию о подобных акциях (по закону о скрытой рекламе), да и по законодательству не всегда потраченные деньги освобождаются от начисления налогов.

Второй и третий уровни - относятся к добровольной составляющей социальной ответственности. Эти две ступени отличаются мотивами реализации социально ответственного поведения[8].

Учет социальной ответственности связывается со степенью, до которой финансовый отдел определяет социальный вклад организации. Информация по социальному учету позволяет выполнить целый ряд задач:

-выявлять и измерять периодическую чистую социальную выгоду отдельной фирмы. Это включает социальные затраты и выгоды от проведения инвентаризации в компании, а также внешние затраты и выгоды;

-оказывать помощь в определении того, не противоречат ли стратегия и практика компании, непосредственно влияющие на относительные ресурсы и влиятельное положение основных участников компании социальным приоритетам, с одной стороны, и законным ожиданиям индивидуумов, с другой;

- сделать доступной для ключевых социальных составляющих соответствующую информацию по целям компании, программам, показателям и вкладу в социальные задачи.

1.3 Показатели социальной ответственности бизнеса

Оценочные показатели или рейтинги социальной ответственности отражают уровень социальной активности организаций в рамках принятой оценочной системы. Любая система оценок социальной ответственности бизнеса представляется соотнесением социальной активности с результатами реализации основных принципов социальной ответственности в отдельной корпорации, отрасли, регионе.

В общем показатели социальной ответственности подразделяются на 3 группы: 1. экономические показатели;

2. экологические показатели;

3. социальные показатели.

К экономическим показателям относят величину социальных инвестиций на одного работника, отношение социальных инвестиций к прибыли и т.д. В группе экологических показателей чаще всего встречаются количество случаев превышения экологических норм, количество нарушений технологических регламентов. К социальным показателям относят текучесть кадров, дефицит рабочей силы, оценку вклада предприятия в социальную сферу.


Помимо методик оценивающих количественные и качественные показатели так же существуют методики, принимающие во внимание взаимоотношения со стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц). Одной из таких методик является оценка корпоративной социальной ответственности рейтингового агентства «Репутация», в которую входят такие разделы оценки как: - экономическая результативность;

- организационное управление;

- экология и охрана окружающей среды;

- взаимодействие с потребителем;

- взаимодействие с обществом;

- трудовые отношения.

В ходе рейтингового обследования уровня социальной ответственности организации подлежит оценке та информация, которая характеризует протекающие процессы в организации, напрямую связанные с формированием, а также реализацией на практике политики социальной ответственности. При составлении рейтинговых оценок в учет принимаются не отдельные разовые мероприятия, которые демонстрирующие социальную ответственность организации, а комплексное воздействие организации как целостной системы на окружающую среду и общество.

По результатам оценки уровня социальной ответственности организации применяется рейтинговая шкала, именуемая рейтинговым агентством «Репутация» «российской национальной шкалой», учитывающей общие для всех российских компаний параметры внешней среды и имеющая 6 классов рейтинга корпоративной социальной ответственности: низкий, удовлетворительный, приемлемый, высокий, наивысший [9].

ГЛАВА.2 КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БЕЛШИНА»

2.1 Динамика основных технико-экономических показателей ОАО «Белшина»

Открытое акционерное общество «Белшина» – один из крупнейших в Европе производителей шин для карьерной, дорожно-строительной и подъемно-транспортной техники, легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов, троллейбусов, тракторов и сельскохозяйственных машин. Это современный динамично развивающийся промышленный комплекс, многотысячный коллектив которого ведет постоянную работу по модернизации, повышению эффективности производства и совершенствованию технологических процессов.


Сегодня в составе ОАО «Белшина» объединены три шинных завода: крупногабаритных шин (КГШ), массовых шин (МШ), сверхкрупногабаритных шин (СКГШ) и механический завод. Общая площадь – 166,07 га.

Завод массовых шин осуществляет выпуск шин для грузовых автомобилей семейства «МАЗ», «ГАЗ», «ЗИЛ», автобусов и легковых автомобилей, а также тракторов и сельскохозяйственных машин.

Завод крупногабаритных шин производит шины для автосамосвалов большой грузоподъемности, дорожно-строительных и подъемно-транспортных машин, тракторов и сельхозтехники.

На заводе сверхкрупногабаритных шин освоено серийное производство шин для карьерных самосвалов повышенной грузоподъемности, предназначенных для эксплуатации в горнодобывающей промышленности. На этом заводе впервые в СНГ налажен выпуск цельнометаллокордных радиальных сверхкрупногабаритных шин для карьерной техники.

Немалое значение для поддержания стабильной работы шинных заводов предприятия и их перспективного развития имеет механический завод. Здесь изготавливается сборочное оборудование, запасные части к нему, пресс-формы для вулканизации покрышек и другая технологическая оснастка. Специалисты завода также осуществляют капитальные ремонты технологического оборудования

шинных заводов.

Предприятие проводит экспортно-импортные операции с 76 странами мира, белорусские шины экспортируются более чем в 60 стран.

ОАО «Белшина» имеет свою товаропроводящую сеть. В странах ближнего и дальнего зарубежья работает 11 торговых домов, 6 из них находятся на территории Российской Федерации. 68% всей продукции экспортируется в РФ через собственные торговые организации. Наличие торговых домов позволяет предприятию наиболее полно представить на зарубежных рынках ассортимент производимой продукции, исключить в торговле посреднические структуры, повысить эффективность продаж, а также осуществлять мониторинг рынка сырья. Основными рынками сбыта являются рынки России, Украины, Казахстана и Беларуси.

«Белшина» проводит огромную работу по повышению качества шин и добилась значительных успехов в этом направлении. В последнее время товарный портфель компании пополнился новыми брендами:Artmotion, Bravado, Forcerra, Escortera. Сотрудничество с независимыми испытательными лабораториями позволяет протестировать шины в реальных условиях и подтвердить их надежность и безопасность. Благодаря точно выверенной конструкции шин, современного рисунка протектора, великолепного состава компонентов, белорусские шины характеризуются стабильной и комфортной управляемостью и длительным сроком службы.