Файл: Государственные и муниципальные финансы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета РФ составили в январе-июне 2018 года 3,935 трлн рублей, увеличившись по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года на 1,047 трлн рублей, или на 36,2%, говорится в докладе Счетной палаты РФ. Доля нефтегазовых доходов составила 45,6% от общего объема доходов бюджета РФ, что на 5 процентных пунктов больше, чем годом ранее. Они могут использоваться на замещение объемов государственных заимствований Российской Федерации и (или) поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, либо на иные цели, установленные указанным Федеральным законом. На замещение объемов государственных заимствований Российской Федерации направлено 1 043 770 846,5 тыс. рублей.

Наиболее существенное недопоступление отдельных налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом имело место по НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, на сумму 35 094,5 млн. рублей, что обусловлено снижением объемов импорт а, предусмотренных при формировании проекта бюджета; по государственной пошлине - на сумму 10175,0 млн. рублей, что обусловлено уменьшением сумм государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, регистрационных знаков, водительских удостоверений (за счет снижения количества выданных регистрационных знаков и водительских удостоверений, а также передачи функций по проведению технического осмотра от МВД России операторам, аккредитованным Российским союзом автостраховщиков); по НДПИ на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья на сумму 3081,6 млн. рублей, что обусловлено в основном завышением объемов добычи, учтенных при формировании федерального бюджета; по акцизам на нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей) - на общую сумму 1851,7 млн. рублей, из которых 1 550,7 млн. рублей - уменьшение поступлений по автомобильному бензину в связи с ростом доли автомобильного бензина, облагаемого по более низкой ставке акциза, и 301,1 млн.рублей - уменьшение за счет снижения объемов реализации остальных видов нефтепродуктов; по налогу на прибыль с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам - на сумму 1009,8 млн. рублей; по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, - на общую сумму 414,3 млн. рублей, что обусловлено в основном снижением объемов импорта подакцизных товаров.


Наибольшее увеличение поступлений отдельных видов налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом составило: по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - на 5 624,9 млрд. рублей; по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, - на 5 945,7 млн. рублей, в том числе по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, в том числе на напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового), производимую на территории Российской Федерации, - на 4072,0 млн. рублей; по акцизам на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации,- на 2 606,1 млн. рублей.

Наибольшее недопоступление отдельных неналоговых доходов по сравнению с 2017 годом имело место по вывозным таможенным пошлинам на газ природный (на 20146,5 млн. рублей в связи со снижением объемов экспорта газа); прочим доходам от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета (на 15 271,4 млн. рублей); по вывозным таможенным пошлинам на нефть сырую (на 11 053,1 млн. рублей в связи со снижением объемов экспорта нефти и курса доллара США по отношению к рублю); по процентам, полученным от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств федерального бюджета (на 2 682,1 млн. рублей); по прочим вывозным таможенным пошлинам (на 2 267,4 млн. рублей); по доходам от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней 64 служба (в части реализации основных средств и материальных запасов по указанному имуществу) (на 1 950,8 млн. рублей).

Исполнение федерального бюджета по доходам администраторами доходов свидетельствует о неравномерности их поступления по сравнению с показателями уточненного в конце финансового года прогноза поступлений доходов .

Анализ исполнения доходов федерального бюджета показал, что из 79 администраторов доходов по 54 администраторам объем поступивших доходов превысил прогнозные показатели на 2017 год. Основной причиной превышения является поступление в федеральный бюджет доходов, которые администраторами не были предусмотрены в прогнозе.


2.2 Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2017-2018 год

Бюджет федерального уровня на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов содержит ряд особенностей, обусловленных текущим экономическим положением. Будут использованы мобилизация доходов, сокращение и перераспределение расходов федерального бюджета, ограничение его дефицита. Это позволит сбалансировать бюджет в среднесрочном периоде.

Одним из ключевых решений на ближайшую трехлетку стала «заморозка» расходов федерального бюджета в номинальном выражении на уровне 15,8 трлн рублей.

Проведем сравнительный анализ расходной части бюджета федерального уровня на 2015-2019 годы.

Представим характеристику расходов бюджета федерального уровня за указанный период как таблицу. (Таблица 1)

Таблица 1

Расходы федерального бюджета по статьям функциональной классификации на 2015-2019 года

Млрд. руб.

%

2015

2016

2017

2018

2019

2015

2016

2017

2018

2019

Расходы всего, в том числе:

15620

16403

16181

15978

15964

19,3

19,8

18,6

17,3

16,1

Общегос.

вопросы

1118

1098

1170

1126

1115

1,4

1,3

1,3

1,2

1,1

Нац. оборона

3181

3889

2840

2728

2856

3,9

4,7

3,3

3,0

2,9

Нац. безопасность и
правоохранительная деятельность

1966

1943

1968

1945

2007

2,4

2,3

2,3

2,1

2,0

Нац. экономика

2324

2166

2292

2247

2054

2,9

2,6

2,6

2,4

2,1

ЖКХ

144

57

60

30

27

0,2

0,1

0,1

0,0

0,0

Охрана окр. среды

50

65

76

78

80

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Образование

611

558

568

589

586

0,8

0,7

0,7

0,6

0,6

Культура и кинематография

90

92

94

88

80

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Здравоохранение

516

466

377

394

360

0,6

0,6

0,4

0,4

0,4

Соц. политика

4265

4631

5080

4962

5054

5,3

5,6

5,9

5,4

5,1

Физкультура и спорт

73

66

86

55

34

0,1

0,1

0,1

0,1

0,0

СМИ

82

76

74

68

67

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Обслуживание госдолга

519

640

729

848

870

0,6

0,8

0,8

0,9

0,9

Межбюджетные трансферты

682

656,4

768

770

776

0,8

0,8

0,9

0,8

0,8


Функциональная классификация предусматривает 14 разделов.

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимает социальная политика. В 2017 году доля расходования этих средств составит 5,9%. Если рассуждать о динамике данного показателя, то уже в следующем году (2018) он понижается на 0,5 %. К 2019 году предусмотрено увеличение расходов на социальную политику до 5054 млрд. рублей.

Вторым разделом является национальная оборона. Минфин России радикально - практически на треть - с 3,89 трлн. до 2,84 трлн. руб.- сокращает военные расходы в 2017 г. Это на 27% меньше, чем запланировано на 2016 г., и на 11% меньше, чем в 2015 г. Новый бюджет также не учитывает финансирование переформатирования правоохранительных органов. При этом расходы на национальную безопасность будут почти неизменными - 1,943 трлн. руб. В ближайшие 3 года тенденция сокращения средств, выделяемых на оборону, продолжится, хотя очевидно, что это один из ключевых устоев страны, имеющий национальное жизнеобеспечивающее значение.

Национальная экономика занимает третье место в распределении средств бюджета. В 2016 году сумма составила 2166 миллиардов рублей, в 2017 году она снизилась до 2292 миллиардов рублей, но это не отразилось на процентном соотношении.

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Наблюдается не стабильная динамика, понижение к 2018 году на 23 млрд. руб. и резкое увеличение, в денежном выражении ожидаемое в 2019 году на 62 млрд. руб. Но в процентном соотношение показатели уменьшаются, этому должно поспособствовать более высокие доходы федерального бюджета.

Общегосударственные вопросы. В период с 2016 до 2018 года их доля в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ характеризуется тенденцией повышения. Это является свидетельством увеличения затрат на финансирование аппарата государства. В каждом подразделе большое количество ассигнований, что является свидетельством роста данного показателя в целом.

Расходы на охрану окружающей среды с 2015 года по 2017 год увеличились на 26 млрд. руб. Данный раздел неразрывно связан с развитием инфраструктуры. На плановый период до 2019 года, так же ожидается стабильное увеличение расходов на охрану окружающей среды.

Трансферты регионам. Общая цифра -- 768 млрд рублей, или менее 5% расходов бюджета. Более того, уменьшаться доходы регионов в 2017 году примерно на 119 млрд рублей, так как ставка отчислений налога на прибыль в федеральный бюджет повышена с 2% до 3%, за счет соответственно уменьшения норматива ее отчисления в региональные бюджеты с 18% до 17%.


В целом на поддержку СМИ выделено 74 млрд рублей (цифра довольно стабильна все последние годы), из них 84% (почти 65 млрд) -- на поддержку ТВ и радио, в основном это, конечно, телевидение.

Обслуживание госдолга. Надо сказать, что в последние годы стремительными темпами растут расходы на обслуживание госдолга -- еще в 2015 году они составляли 519 млрд рублей, по бюджету на 2017 год -- уже 729 млрд. Примерно три четверти госдолга -- внутренние заимствования, которые и растут быстрыми темпами: в 2015 году внутренний госдолг составлял всего 7,3 трлн. рублей (9% ВВП), в 2017-м предусмотрено его увеличение до 12,8 трлн. рублей (13% ВВП).

За несколько последних лет правительством и Президентом РФ утверждено 45 приоритетных государственных программ. В бюджете на 2017 год нет ресурсов для полноценной реализации каждой из них. Но расходы на несколько приоритетных проектов предусмотрены: развитие здравоохранения - 3,84 млрд. рублей; развитие образования на 2013-2020 годы - 42 млрд. рублей; ЖКХ и городская среда - 10 млрд. рублей; международная кооперация и экспорт - 41 млрд. рублей; комплексное развитие моногородов - 6,5 млрд. рублей; экология - 20,19 млрд. рублей и др.

Наличие программы в списке не означает достаточный объем вложений, так, например, на “Развитие здравоохранения” в бюджете 2017 году планируется потратить на 25% меньше средств, чем в 2016 году.

млрд. рублей

В целом необходимо отметить важность возвращения к «бюджетному правилу» использования конъюнктурных доходов федерального бюджета, учитывая, что в кризис действие соответствующих норм Бюджетного кодекса было приостановлено. Также можно оценить положительно отказ от концепции фиксированного в процентах ВВП нефтегазового трансферта и переход к расчетам на основе долгосрочной базовой цены на нефть. Однако следует отметить, что выбранный период ее определения (10 лет) требует дополнительного анализа и обоснований. Определенные вопросы вызывает также установленная нормативная величина Резервного фонда в 7% ВВП, что на 3% меньше аналогичного показателя, установленного в 2017 году при создании Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. За 2017-2018 года из Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета было израсходовано по данным Минфина России около 4138,3 млрд. руб. или как раз 10% ВВП.

Бюджетные проектировки предполагают заметное увеличение доли косвенных налогов: доли НДС с 30,1% в 2017 г. до 36,2% в 2018 г. и доли акцизов с 3,2 до 5,9%. Столь значительное увеличение доли акцизов связано, прежде всего, с индексацией ставок отдельных видов акцизов в рассматриваемый период. Рост поступлений НДС в соответствии с материалами пояснительной записки связан в том числе с заложенным в прогнозе ростом доли начисленного налога в ВВП и ростом его собираемости. В то же время прогнозируется снижение доли доходов от внешнеэкономической деятельности с 42,1% в 2017 г. до 34,5% в 2018 г.