Файл: Структура органов местного самоуправления и критерии оценки их деятельности на примере муниципального образования Сорочинский городской округ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансово-экономическая основа местного самоуправления законодательно регулируется в соответствии со статьями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем определены понятия экономической основы местного самоуправления, муниципальной собственности, рассмотрены порядок управления муниципальной собственностью, отношения органов местного самоуправления и предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Также в законе раскрываются финансовая основа местного самоуправления, местный бюджет, источники его формирования и отмечена самостоятельность органов местного самоуправления в распоряжении средствами местного бюджета.

Положения Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются основой правовых актов субъектов Федерации, в которых они получили развитие, спроецировавши на конкретную территорию, трансформировались применительно к конкретным местным условиям. Сравнительный анализ правовых основ местного самоуправления на уровне субъектов Федерации показывает, что многие субъекты Федерации, несмотря на общую правовую основу, по-разному трактуют и развивают многие аспекты местного самоуправления.

К нормативно-правовым актам регионального уровня относятся:

- конституции республик, входящих в состав РФ;

- уставы;

- законы субъектов РФ.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы издаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы.

Нормы, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, закреплены в конституциях республик в составе Российской Федерации, в уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, других законах, не имеющих специального предназначения для регулирования отношений в системе местного самоуправления.

Большие дискуссии вызывает различное решение вопроса о территориальной организации местного самоуправления. Существуют одноуровневая и многоуровневая концепции территориальной организации местного самоуправления. Часть субъектов придерживается мнения о необходимости параллельного существования государственного управления и местного самоуправления.


Уставы субъектов Федерации редко, когда противоречат Конституции России. Однако и они учитывают специфику организации муниципальной власти на соответствующей территории. Так, Устав Ленинградской области предусматривает смешанную систему управления на местном уровне: государственное управление (главы администраций районов, назначаемые губернатором области) и местное самоуправление (осуществляемое городскими муниципалитетами, волостными управами, и сельскими старостами) .

Таким образом, уставы субъектов РФ, будучи учредительными нормативно–правовыми актами регионального уровня, являясь источниками муниципального права, устанавливают конкретную модель организации местного самоуправления на территории соответствующего субъекта.

Большое разнообразие наблюдается и в решении вопросов о формах представительной власти, о соотношении представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Недостаточно еще проработан вопрос на уровне субъектов Федерации о системе взаимоотношений государственных органов и местного самоуправления, о возможности отзыва депутатов представительных органов.

На уровне субъектов Федерации должны быть приняты правовые акты, закрепляющие разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления; порядок формирования финансовых ресурсов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности; конституционные нормы при формировании финансово–экономической основы местного самоуправления; статус муниципального служащего. Эти и многие другие еще предстоит решать субъектам Федерации. Система местного самоуправления в России находится пока на этапе начального развития и становления, тем не менее, уже сейчас ясно, что необходима некоторая унификация в решении основных вопросов местного самоуправления .

Рис.1 Состав правовой базы местного самоуправления РФ

Характеристика и анализ местного самоуправления на примере МО Сорочинский ГО


Характеристика и структура администрации МО Сорочиснкий ГО

Муниципальное образование Сорочинский городской округ в современных границах появилось на административной карте Оренбургской области совсем недавно. В соответствии с Законом Оренбургской области от 15 декабря 2014 года N 2824/781-V-ОЗ «Об объединении муниципальных образований Сорочинского района Оренбургской области с городским округом «город Сорочинск» с 1 июня 2015 года Сорочинский городской округ объединил 15 самостоятельных сельских советов Сорочинского района (Баклановский, Бурдыгинский, Войковский, Гамалеевский, Матвеевский, Михайловский Первый, Михайловский Второй, Николаевский, Первокрасный, Пронькинский, Родинский, Романовский, Рощинский, Толкаевский, Федоровский сельсоветы). При этом Сорочинский район, как муниципальное образование, был ликвидирован. Такое преобразование стало самым масштабным преобразованием последних лет на территории области.

( Приложение 1)

Обновленная площадь муниципального образования Сорочинский городской округ составляет 2 860 квадратных километров. Протяженность территории с севера на юг 75 км, с запада на восток – 70 км. Границы территории включают земли сельхозугодий, городские земли, прилегающие к ним земли общего пользования, земли, необходимые для развития городского округа, и другие земли в его границах, независимо от форм собственности и целевого назначения.

Центром муниципального образования является городской населенный пункт город Сорочинск, в котором проживает 28,1 тыс. человек, численность населения в 40 сельских населенных пунктах, входящих в Сорочинский городской округ, составляет 13,2 тыс. человек.

Структуру местного самоуправления муниципального образования составляют:

1) Представительный орган местного самоуправления города Сорочинска  - Совет депутатов. Совет депутатов- представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории. Представительный орган муниципального образования – Совет депутатов муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области (далее по тексту Устава - городской Совет депутатов) состоит из 22 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. (Решение Сорочинского городского Совета от 04.08.2017 № 309)

2)   Глава муниципального образования; Глава муниципального образования - является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и избирается на срок 5 лет. Главой МО Сорочинского ГО является Мелентьева Татьяна Петровна.


3)    Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования  - Администрация муниципального образования. Администрация муниципального образования– исполнительно - распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области.

Порядок организации, деятельности и полномочия администрации определяются настоящим Уставом и положением об администрации в соответствии с федеральными законами и законами Оренбургской области.

Структуру администрации формирует глава муниципального образования в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете для содержания администрации.

Структура администрации утверждается городским Советом депутатов по представлению главы муниципального образования.

В структуру администрации входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции администрации в определенной сфере управления и органы, обеспечивающие деятельность администрации и действующие на основании положений. Отделы и управления администрации возглавляются начальниками отделов и управлений.

Территориальными органами администрации городского округа являются территориальные отделы с правами юридического лица, которые осуществляют исполнительно - распорядительные функции на подведомственной территории в пределах своих полномочий:

1) в состав Николаевского территориального отдела входят: село Уран, поселок Новый, село Николаевка, село Никольское;

2) в состав Матвеевского территориального отдела входят: село Матвеевка, село Алексеевка, поселок Медведка;

3) в состав Войковского территориального отдела входят: село Спасское, село Покровка, поселок Войковский, поселок Сборовский, село Новобелогорка;

4) в состав Гамалеевского территориального отдела входят: село Гамалеевка, поселок Гамалеевка-1, поселок Рощино, поселок Слободка, поселок Новопокровка;

5) в состав Толкаевского территориального отдела входит: село Толкаевка;

6) в состав Родинского территориального отдела входит: поселок Родинский;

7) в состав Пронькинского территориального отдела входят: село Пронькино, село Сарабкино, поселок Чесноковка, село Маховка;

8) в состав Троицкого территориального отдела входят: село Троицкое, село Федоровка, село Романовка, село Михайловка Первая;


9) в состав Бурдыгинского территориального отдела входят: село Бурдыгино, поселок Октябрьский, село Надеждинка, поселок Кленовый;

10) в состав Баклановского территориального отдела входят: село Баклановка, село Березовка, село Янтарное, село Ивановка;

11) в состав Михайловского Второго территориального отдела входят: село Михайловка Вторая, село Ивановка Вторая, село Первокрасное, село Малаховка, село Каменка.

Внутри администрации функционируют следующие отделы:

- отдел по финансово-экономическим вопросам, учету и отчетности администрации города;

- отдел имущественных, земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации города;

- отдел по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству, вопросам транспорта и связи администрации города.

4)  Контрольно-счетная Палата В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля образуется Контрольно-счетная Палата муниципального образования .

Она образуется решением городского Совета депутатов и подотчетна ему, осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным решением городского Совета депутатов. (решение Сорочинского городского Совета от 28.03.2016 №84)

5) Иные органы местного самоуправления, предусмотренные Уставом и образованные на основании решения городского Совета депутатов.

2.2.Анализ деятельности МО Сорочинский ГО

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Администрация Сорочинского ГО действует на основе Устава в котором прописано, что администрация муниципального образования:

- разрабатывает и исполняет местный бюджет сельсовета;

- управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности ГО;

- разрабатывает и выполняет планы и программы развития ГО;

- учреждает муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения и утверждает их Уставы;

- выступает заказчиком работ по благоустройству и озеленению территории, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, муниципального жилья;

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

- сдает в аренду муниципальное имущество;