Файл: Вариант № 22 Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прежде всего, сказывается несовершенство законодательной базы, обыденность применения «теневых» операций, а также невыполнение обязательств между партнерами. Сюда же можно отнести высокий уровень административного влияния, бюрократическую регламентацию бизнеса и взяточничество, а также высокий уровень криминализации данного сектора экономики. Кроме того, в кругу предпринимателей отсутствуют серьезные знания о франчайзинге, мешает непонимание действительной стоимости франшизы и возможностей, которые она открывает. Все это значительно осложняет применение бизнес-системы в России.

Согласно статистике, самое активное развитие бизнес-технологии франчайзинга в России отмечается на протяжении последних пяти лет, при этом, заметно улучшается качество франшизных предложений, технологии становятся более сильными и коммерчески выгодными, а также отмечается все большее количество успешных примеров внедрения франчайзинга [10].

Основные тенденции развития франчайзинга в РФ глобально не отличаются от мировых, что обусловлено необходимостью стандартизации возможностей и ресурсов. Однако следует учитывать наличие в любом государстве определенной специфики развития бизнес-системы, обусловленной культурно-психологическим, социально-экономическим, правовым и другими факторами.

По статистике cамыми популярными франшизами конца 2017 года и начала 2018 года для посетителей портала являются франшизы с "громкими" именами: американской сети ресторанов быстрого обслуживания KFC (стоимость — от 700 тысяч долларов), франшиза сети салонов сотовой связи "Билайн" - одного из лидеров российского телекоммуникационного рынка ПАО "ВымпелКом" (с инвестициями от 1 до 2 млн. рублей, без роялти и первоначального взноса) и франшиза международной сети магазинов одежды S.Oliver (стоимость — от 6 млн. рублей, роялти отсутствуют). Второй по популярности после KFC является франшиза новомодного направления ресторанной индустрии — сети винных магазинов-баров "Хлеб и Вино", которая принадлежит российской медийной личности, писателю, радио- и телеведущему, главному редактору издания Esquire Сергею Минаеву.

На третьем месте по посещаемости в каталоге — страница лидера отечественного рынка в формате indoor digital рекламы "Мир Меня Увидит", предлагающего стартовый пакет франшизы за 350 тысяч рублей. Четвертое место занимает компания "Новые вендинговые технологии", которая специализируется на продаже вендинговых автоматов игрушек, сувениров и бижутерии "Мангустин" и также продает франшизу с низким порогом входа — от 359 тысяч рублей. На 6-м месте франшиза крупного производственного и рыбодобывающего комплекса "Рыбсеть", с форматами фирменного магазина или отдела.


По мнению аналитиков, в ближайшее время значительное увеличение использования системы франчайзинга ожидается и в других направлениях, среди которых [7]:

  • услуги в области спорта и здоровья;
  • сфера информационных технологий;
  • туристический бизнес;
  • гостиничный бизнес;
  • игорный бизнес;
  • услуги в области продажи аренды, и сервиса автомобилей.

Ожидается, что самые популярные франшизы в 2018 году будут представлены в сфере общественного питания, фаст-фуд, в особенности бургерные и пекарни. По динамике развития рынка уже сейчас очевидно, что появятся новые форматы франшиз Fast casual в сегменте ресторанного бизнеса. Наиболее популярные франшизы для малого бизнеса будут сосредоточены в неконкурентных сферах, таких как продукты и услуги для животных, франшизы в сфере развлечений, а также франшизы, которые предложат реализацию уникальных услуг или продуктов.

Одной из активно развивающихся сфер франчайзингового бизнеса в России является спортивная индустрия. Франчайзинг в спортивной индустрии представлен двумя основными направлениями. Одно из них - розничная торговля спортивными товарами (без учета магазинов, специализирующихся на торговле спортивной одеждой, которая относится к одному из направлений одежного ретейла). Второе направление – это франшизы фитнес-центров [13].

К основным тенденциям российского спортивного ретейла, которые, в свою очередь, являются предпосылками к развитию франчайзинга в этом направлении, можно отнести рост региональных рынков и усиление интенсивности конкуренции, а также укрепление позиций иностранных игроков.

Среди крупнейших представителей отечественного спортивного ретейла можно назвать компанию «Спортмастер», которая на сегодняшний день предлагает 4 франшизы: «Спортландия», Columbia, O’Neill и Footterra и компанию «Профи-Спорт». Среди представителей иностранных компаний также - швейцарская сеть Intersport, которую на отечественном рынке представляет компания «Интерспорт Россия» [18].

Темп роста рынка фитнес-услуг превышает показатели по ретейлу в сфере и составляет около 40% в год. Главные игроки этой области делятся на фитнес-центры premium-класса, среднего ценового сегмента, представителей средненизкого ценового сегмента, и разнообразные районные тренажерные залы и спортивные студии йоги, аэробики и других видов фитнеса. По оценкам аналитиков, сегмент premium сегодня заполняется в первую очередь, и наибольший интерес для предпринимателей представляет перспективная среднеценовая категория.


Учитывая, что по оценкам аналитиков, российский рынок фитнеса сегодня реализован менее чем на 50% (1000 заведений из возможных 2500), можно считать вполне обоснованными и прогнозы экспертов об увеличении рынка фитнес-услуг в среднеценовом сегменте на 70% в ближайшей перспективе [14].

К преимуществам использования франчайзинговой системы в сфере фитнеса можно отнести увеличение узнаваемости бренда, свободное перемещение клиентов между разными центрами (особенно в международном масштабе), а также возможность организации масштабных акций, увеличивающих поток клиентов.

Переориентация бизнеса на рынке фитнес-услуг в сторону франчайзинговой системы и расширению рынка способствует повышению качества спортивных клубов в регионах: предприниматели вынуждены сохранять конкурентоспособность либо сотрудничать с одним из франчайзеров, представляющим определенный бренд.

Существенное влияние на улучшение предпринимательского климата в России в целом и темпы развития российского франчайзинга в частности может оказать программа дебюрократизации экономики, судебная и налоговая реформы, а также отдельные мероприятия по поддержке малого предпринимательства.

К основным направлениям господдержки относится субсидирование стартапов, оказание содействия в продвижении национальных брендов (в том числе и за рубежом), стимулирование регионов к расширению франчайзинговой сферы бизнеса, а также создание системы подготовки кадров.

Некоторые региональные программы, пропагандирующие франчайзинг и разрабатывающие механизмы его поддержки, уже запущены на местах, без официального документального оформления. РАФ активно работает в Москве и регионах, постоянно расширяя географию сотрудничества.

РАФ внесены изменения в приказ Минэкономразвития о мерах финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, и сегодня франчайзи могут рассчитывать на ряд государственных субсидий. Кроме того, банки разработали для франчайзинга специальные программы, а региональные фонды поддержки предпринимательства увеличивают объемы финансирования стартапов.

Для успешного развития франчайзинга в РФ в экономическом пространстве необходимо создать определенные условия.

Франчайзинг решает и социальные вопросы путем уменьшения безработицы, особенно в регионах. Открытие новых организаций по франшизе позволяет создавать дополнительные рабочие места. Кроме того, часто покупка франшизы становится своеобразным мостом, позволяющим некоторым инициативным наемным сотрудникам перейти в статус предпринимателей, задумавшись о начале собственного дела именно с франчайзинга.


Такой вид рыночных отношений, особенно в сфере услуг, часто привлекает активных женщин, желающих организовать собственное дело и иметь личный доход, но не обладающих достаточным опытом в бизнесе.

Государственная поддержка

В отличие от большинства западных государств, где франчайзинг уже много лет имеет свою законодательную базу и поддержку, в нашей стране пока намечаются только первые шаги в этой области. Однако с развитием предпринимательства и ростом доли франчайзинга у нас тоже происходят изменения в этой сфере.

В Гражданский кодекс внесены поправки, регулирующие отношения между сторонами франчайзинговых соглашений. Все большую поддержку оказывает государство и региональные власти малому бизнесу, освобождая его от некоторых налогов, способствуя  получению кредитов на льготных условиях.

Подобные программы действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске и других крупных городах страны. Представители малого бизнеса, в том числе и франчайзи, объединяют свои усилия для того, чтобы обезопасить себя в условиях экономического кризиса и расширить свои полномочия.

Перспективы развития рынка франшиз. Развитие франчайзинга в России, особенно с привлечением иностранного капитала, позволяет внедрять инновационные технологии, повышать общий уровень ведения бизнес-проектов и квалификации, как самих предпринимателей, так и сотрудников компаний.

По мнению очень многих экспертов, в нашей стране в ближайшее время прогнозируется дальнейшее развитие франчайзинга, особенно в сфере оказания услуг (например, франшизы известных брендовых компаний в сфере услуг по продаже автозапчастей), коммерческой деятельности и организации общественного питания. В основном, развиваться будут эти направления в средней ценовой категории.

Рисунок 7 – Прогноз развития франчайзинга в России

Рынок франчайзинга демонстрирует стабильный рост на протяжении последних лет. Ожидается, что индустрия продолжит свое развитие по намеченной траектории. Глава франчайзинга консалтингового агентства FNB Business объясняет эту тенденцию тем, что франчайзинговые взаимоотношения отличаются надежностью и ведут к благоприятным изменениям на рынке труда и экономическому росту.

По статистическим данным, около 75% франчайзеров с позитивом смотрят на будущий рост своего бизнеса. Несмотря на такую уверенность в процветании своего дела предпринимателям необходимо внимательно следить за особенностями развития своей сферы.


В 2018 году на рынке франчайзинга намечаются следующие тенденции:

1. Важность онлайн-общения и социальных сетей. Традиционный маркетинг теряет свою актуальность. Все большее количество людей используют социальные сети, сайты для взаимодействия с брендами: выражают свое недовольство и благодарность, задают вопросы, комментируют события. Перед компаниями стоит даже не вопрос «использовать ли социальные сети», а вопрос «как использовать их так, чтобы обеспечить лучшее обслуживание своих клиентов».

2. Появление большего количества мультибрендовых франчайзи. Все больше франчайзи начинают приобретать несколько франшиз, объясняя это тем, что такая стратегия помогает улучшить денежный поток, а также является «подушкой безопасности» от падений в конкретном бизнесе.

3. Популярность франшиз в категориях "Здоровье" и "Образование". Люди все большее внимание обращают на свое благосостояние и благосостояние своей семьи, поэтому ставят своей целью достижение высокого уровня здоровья и образования.

4. Рост клиенториентированности. Цель предпринимателя – не сколько создать универсальный продукт, который мог бы подойти многим потребителям, сколько сделать продукт гибким и дать клиентам то, что они хотят, адаптировав под конкретный запрос. Например, существуют бизнес-модели, позволяющие создавать потребителю собственный гамбургер, добавляя ингредиенты и выбирая их порядок.

5. Популярность услуг и продуктов по требованию. В современном мире предпочтения потребителей часто меняются и возникают новые тенденции. Грамотный предприниматель анализирует динамику рынка, отслеживает новые веяния и предлагает потребителям необходимые им решения.

2018 год задаст очередной виток развития рынку франчайзинга, однако изменения обеспечат новые возможности для развития бизнеса.

Рост франчайзиноговых компаний обусловлен, в первую очередь тем, что в непростых экономических условиях представителям малого бизнеса очень сложно оставаться на плаву, а франшиза дает им некоторые гарантии и обеспечивает возможность вести собственное дело. К тому же этот вид отношений очень привлекателен для начинающих предпринимателей, делающих первые шаги в бизнесе.

Франчайзинг в России с каждым годом становится все выгоднее и безопаснее. Одну из главных ролей в этом играет Российская Ассоциация Франчайзинга, которая не является официальным надзорным органом. К сожалению, официальной системы контроля у нас в стране пока что нет, однако знание вышеуказанных характеристик поможет вам самостоятельно оценить качество продаваемых на рынке франшиз, честность франчайзеров и сделать правильный выбор.