Файл: Вариант № 22 Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Pizza Hut – крупнейший поставщик пиццы в США. Сегодня такие заведения и службы доставки есть почти в каждом крупном городе, пицца здесь вкусная и недорогая. За последний год было открыто 300 новых точек.

7-Eleven – универсальный супермаркет, в котором широкий ассортимент товаров. Здесь есть все, от органических продуктов, до батареек.
Покупка франшизы в условиях России сегодня требует особой внимательности. Некоторые граждане страны сознательно отказываются от американских продуктов, что сужает круг предложений. Если вы опасаетесь такого развития событий, имеет смысл обратить внимание на предложения из других стран.

Сегодня рынок франшиз в России в разных сферах растет с большой скоростью. Причиной этого служит то, что франчайзинг является взаимовыгодным, эффективным взаимодействием сторон. Франчайзинг популярен уже много лет, его эффективность подтверждена многими положительными примерами.

В сфере российского и зарубежного франчайзинга существует масса предложений, которые обязательно вас заинтересуют. Известные компании готовы поделиться опытом, рассказать о трудностях и недостатках такого бизнеса. Рассматривая вышепредставленный каталог, нужно досконально изучить все предложения, срок окупаемости бизнеса, размер роялти и условия сотрудничества. Там вы найдете готовые франшизы и сможете подыскать франчайзи для своей компании.

Рисунок 4 – Структура российского франчайзинга

Франчайзинг позволяет иначе начать свою предпринимательскую деятельность – практически без изучения рынка и составления сложных бизнес-планов. От вас требуется только определение направления деятельности и выбор франчайзингового проекта. Таким образом, можно купить франшизу готового бизнеса, который имеет разработанную и проверенную стратегию эффективной работы. Экономятся не только деньги, но и время – анализ рынка, спрос и предпочтения покупателей, сегментацию проводить уже не нужно, все это сделали до вас.

Таким образом, в России есть все условия для создания бизнеса по франшизе, можно работать как с зарубежными компаниями, так и с отечественными. Как говорилось выше, бизнесмен может прибегнуть к помощи интернет-каталог а франшиз. Он будет интересен и действующим бизнесменам, и новичкам, частным предпринимателям.

Полезная информация здесь найдется для тех, кто хочет расширить свою сеть путем продажи франшизы и для тех, кто хочет начать бизнес не с нуля. Осталось только выбрать направление и принять условия франшизы, —  все остальное она сделает за вас.


Проанализировав динамику франчайзинга в нашей стране, можно заметить, что его резкая популяризация наблюдается в период с 2007 по 2013 года. Столь позднее проникновение российских предпринимателей этой идеей можно объяснить рядом факторов: к примеру, законодательно франчайзинг установился совсем недавно. Лишь в 2014 году в Госдуму был внесен законопроект о франчайзинге, урегулировавший вопросы договора между франчайзи и франчайзером, защищающий интересы обеих сторон [7].

Отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии. У франчайзера всегда есть риск того, что концепцию его бизнеса своруют – подпустив франчайзи к своему бизнес-плану, принципам ведения бизнеса и раскрыв ему ноу-хау, нет гарантии, что франчайзи не решит отменить договор о покупке франшизы и не создаст свой бизнес на модели франчайзера, составив ему при этом прямую конкуренцию. Именно поэтому так важно четкое урегулирование прав отношений франчайзинга в законе.[1]

Снижение количества франчайзеров в 2014 году можно объяснить нестабильной экономической ситуацией, которая произошла с введением санкций к нашей стране. Рост бизнеса в условиях эмбарго весьма сложен, особенно учитывая, что в случае франчайзинга франчайзи во многих случаях обязан покупать сырье у установленных франчайзером поставщиков. Учитывая, что курс рубля падает, а евро и доллар растут, в таких условиях франчази будут лишаться части своей прибыли. Особенно влияет тот фактор, что по многим франчайзинговым договорам франчайзи даже не имеет право завышать или ставить свою цену на предлагаемый товар.

Рисунок 5- Количество франчайзеров в России, шт.[4]

Следует отметить, что официально перечень представленных потребителям франшиз не формируется, нет сформированного списка, т.к. в законодательстве России франчайзинг не определяется как обособленный вид коммерческой деятельности и, соответственно, не существует методических предпосылок для статистического учета действий на рынке франшиз. По этой причине количественные данные рынка франшиз базируются на ориентировочных оценках разрозненных специалистов, ассоциаций предпринимателей, данных из каталогов франшиз, а также Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) и др. В связи с наличием такого значительного числа источников информации, существующие данные порой имеют значительные расхождения.

Тем не менее, очевидно, что за более чем 20 лет с момента зарождения франчайзинговый рынок в России значительно вырос. В настоящее время его общий объем оценивают в 5 млрд. долларов. По данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга (EFF), за последние три года рынок франчайзинга в России увеличился на 98 %. Согласно данным РАФ, Россия в последние годы является лидером по росту количества франчайзинговых компаний. [3]


Что касается структуры франчайзинга, то наиболее популярным сектором рынка в этой области России является непродовольственные товары – одежда, обувь, мебель, бытовая техника, автомобили и т.д . В этом секторе лидируют такие компании, как Incity, Mr.doors, Finn Flare, Corsocomo, Baon, Glance, Tui, 220 Вольт. Данные франшизы имеют стабильный положительный темп открытий, низкое количество закрытых предприятий и хорошие показатели окупаемости.

Также среди лидирующих секторов в франчайзинговом бизнесе можно отметить сектор общественного питания. Это всем известные марки KFC, Burger king,Subway, Баскин Робинс, Крошка-картошка, Сбарро, Папа Джонс .

Рисунок 6- Структура российского франчайзинга на 2017 год, %.[4]

Что касается территориального аспекта – сегодня лишь несколько российских регионов используют франчайзинг достаточно широко. Прежде всего, это крупнейшие экономические центры – Москва и Санкт-Петербург. Также в ближайшее время число компаний активно использующих франчайзинг в регионах России увеличиться в разы. Наиболее привлекательными городами являются: Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Тольятти, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Иркутск, Краснодарский край. Это связанно с тем, что идет тенденция бурного развития регионов, которые инвестиционно более привлекательны и в которых существует множество свободных ниш на рынке в выше указанных сферах бизнеса.[4]

По статистике из всех вновь образованных предприятий 85 % прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет (только за 2013 год число ИП в России сократилось на 73 750), а из фирм, созданных в рамках франчайзинга – только 14 %.[5] Поэтому в России, где недостаточно развиты условия для открытия малого бизнеса, с каждым годом возрастает интерес к франчайзингу.

Причем в последнее время появляются люди, желающие не только приобрести франшизу, но и развивать свой бизнес по модели франчайзинга.

Проанализировав деятельность франчайзинга в нашей стране можно выделить ряд сложностей, которые препятствуют его развитию.

Основными трудностями, тормозящими продвижение франчайзинга в нашей стране, являются [12]:

- несовершенство российского законодательства в этой области;

- низкая государственная поддержка;

-отсутствие заинтересованности банков в работе с системами франчайзинга;

- низкая популяризация франчайзинга в нашей стране.

В законодательстве РФ на сегодняшний день нет конкретного определения франчайзинга, а существует только «коммерческая концессия».


Еще одной трудностью для возможных франачайзи можно назвать получение кредитов банка на создание организации по франшизе с использованием льгот. Такого рода заявки большее число банков рассматривают на общих основаниях – с использованием условий программ по кредитованию малого бизнеса.

Если говорить о государственной поддержке развития франчайзинга в нашей стране, то она значительно отстает от развитых стран. Можно отметить низкую активность деятельности.

Имеет место проблема скудной информированности предпринимателей обо всех достоинствах и недостатках готового бизнеса, а также осведомленности о том, как можно стать его составной частью. Это не позволяет потенциальному франчайзи сформировать окончательное решение о приобретении франшизы [2].

Подводя итог, можно сказать о том, что положительная динамика развития франчайзинга в России все-таки есть. Несмотря на все препятствия, франчайзинг уверенно продвигается на российском рынке товаров и услуг. Заметен рост франчайзинговых моделей, которые работают в сфере производственного франчайзинга. Правовые нормы касательно франчайзинговой деятельности также медленно, но уверенно приводятся в соответствие с мировыми стандартами.

Также эта модель как нельзя лучше подходит для российского рынка, где конкуренция и продвижение бренда играют не последнюю роль. С помощью франчайзинга можно открывать заведомо успешные магазины, рестораны, сервисные центры, а также многое другое, что пользуется спросом не только в России, но и во всем мире. При этом развивается не только отдельно взятая точка, но и вся сеть в целом, что позволяет оставлять на рынке только успешные и конкурентоспособные компании.

Несмотря на подобные трудности, система франчайзинга уверенно распространялась на территории России, и по темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. Первые франшизы в России были проданы компаниями «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб» в конце 90-х годов прошлого века, первой иностранной франшизой стала корпорация «Баскин Роббинс». На сегодняшний день к наиболее популярным франшизам России относятся «Лукойл», «Планета Фитнес», «Ароматный мир», «Пятерочка», «Инвитро», «Шоколадница» и ряд других. [1] Каждый год в России появляется примерно сотня новых франшиз. По данным РАФ, на территории страны работает более 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров. А по данным исследовательской компании NeoAnalytics за 2014 год лидером российского франчайзинга является розничная торговля, на которую приходится чуть меньше половины предложений франшизы. На втором месте сектор общественного питания — 24 %, на третьем с показателем 11 %– бытовые услуги. В сегменте развлечений, путешествий и спорта действует 8 % франшиз. Представленность франчайзинга в других отраслях составляет 4 % и менее. Примечательно, что франшизы России занимают 62 % отечественного рынка франчайзинга, среди них порядка 45 % — это молодые предприятия, работающие в этой сфере менее 5 лет, что говорит о растущем интересе к данному способу организации бизнес-отношений. Российские компании предлагают франшизы в различных отраслях — от общественного питания и ритейла до банкинга и риэлтерской деятельности. В плане территориального развития, стоит сказать, что 57 % франшизных предприятий расположены в Москве. Впрочем, рынок насыщается, и данная тенденция начнет меняться, акцент сместится на другие города. Следующая характерная тенденция местного рынка — рост доли франшиз эконом-класса, со стартовым капиталом до 1 млн рублей, которая сейчас составляет примерно 15 %. Появление тенденции спровоцировано сменой поколения предпринимателей. Новые и молодые бизнесмены активно берутся за развитие собственного бизнеса. Естественно, чтобы снизить риски, они предпочитают вкладываться во франчайзинговые проекты, но с небольшими инвестициями. Очевидно, что кризисные явления только подстегивают развитие франчайзинга в стране. В России рынок франчайзинга, по оценкам РАФ, за последние пять лет прирастал на 25 % ежегодно. В соответствии с исследованиями Мирового совета по франчайзингу, общая доля франчайзинга в ВВП таких стран, как Франция и Германия, в 2014 году составила 300 млрд. и 78 млрд. долларов США соответственно, а в США — 844 млрд. долларов. В развитых странах более 40 % продаж осуществляется через франчайзинговые сети. Сопоставляя отечественный рынок с рынками Бразилии, Австралии, Южной Африки, а также с динамикой развития франчайзинга в России, можно прогнозировать, что к 2020 году вклад франчайзинговых компаний в ВВП России будет составлять от 300 до 500 млрд. рублей, число концепций — более 2000, точек продаж — более 100000, число занятых и самозанятых — около 2 млн.человек, а доля национальных концепций достигнет 80 %. Расширение франчайзинговых систем в России влечет за собой появление новых продуктов и услуг, привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, повышение культуры предпринимательских отношений, повышение правовой защищенности малого предпринимательства, создание новых рабочих мест, обеспечение занятости населения, насыщение регионов высококачественными товарами, услугами и современными управленческими технологиями ведения бизнеса, увеличение уровня налоговых поступлений и ряд других преимуществ. Кроме того, франчайзинг может стать катализатором развития внутреннего рынка России за счет вовлечения в экономический оборот средств частных инвесторов, создания проводящих сетей для производителей и поставщиков, использования сокращенных из других отраслей кадров и вовлечения молодежи.


3.2 Перспективы развития и совершенствования франчайзинга в России

В последние несколько лет востребованы низкостоимостные франшизы до 700 тысяч рублей. Учитывая состояние экономики, такие тенденции сохранятся и в 2018 году. В основном это будут франшизы из сферы услуг и вендинговые аппараты по продаже конкурентоспособного товара. Например, компания iCharge осуществляет производство автоматов для зарядки мобильных телефонов и реализуемая франшиза с низкими затратами на запуск — от 35 тысяч до 250 тысяч рублей, без первоначального взноса. Плюс всегда привлекают больше внимания крупнейшие бренды, лидеры мирового и российского франчайзинга.

Несмотря на некоторые негативные стороны и особенные условия ведения бизнеса в нашей стране, франчайзинг предусматривает и широкие возможности развития. Основываясь на западном опыте и перспективах развития внутреннего рынка, можно выделить следующие.

Привлечение капитала

Во многих европейских странах для покупки франшизы предприниматели пользуются кредитами на льготных условиях. В нашей стране пока такая практика практически отсутствует. На сегодняшний день бизнесмены для покупки франшизы берут кредит на общих основаниях, с такими же условиями, что и для представителей малого бизнеса.

Однако уже сейчас некоторые финансовые и кредитные организации начинают предлагать новые кредитные продукты для молодых предпринимателей без залога для франчайзинговых пакетов.

Очевидно, что развитие франчайзинга на территории России происходит неравномерно, поскольку эффективность применения франчайзинговой модели напрямую зависит от экономического положения и уровня развития бизнеса на рынке определенного региона.

Что касается территориального аспекта - сегодня лишь несколько российских регионов используют франчайзинг достаточно широко. Прежде всего, это крупнейшие экономические центры — Москва и Санкт-Петербург. Специалисты также приводят данные о перспективности с точки зрения развития франчайзинга и других городов и регионов. Среди них Нижний Новгород, Самара, Тольятти, Ростов-на-Дону, Краснодарский край, а также Пермь, Омск, Новосибирск, Екатеринбург, Иркутск и Владивосток [6].

Однако, по сравнению с развитыми странами, в России аналитики отмечают более низкие темпы развития франчайзинга. Это обусловлено некоторыми негативными явлениями, которые препятствуют формированию российского рынка франчайзинга, а также ограничивают выход зарубежных франшизных компаний на российский рынок.