Файл: Вариант № 22 Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе работы, для того, чтобы франчайзи мог начать свой бизнес в кратчайшие сроки, франчайзер оказывает помощь и поддержку, обеспечивает необходимыми методическими материалами, дает четкие инструкции по материалу, оборудованию, поставщикам, технологии ведения дел, проводит обучение, консультирует и совместно решает возникающие проблем. При изменении внешних факторов, которые неблагоприятно могут влиять на бизнес франчайзи может рассчитывать на помощь.

Франчайзер может быть гарантом для получения кредита; помогает в снабжении.

Отношения франчайзинга могут порождать и определенные неудобства.

У франчайзера возникает необходимость непрерывной работы с франчайзи и его контроля, поскольку у того может не быть опыта работы в данной сфере. Эта необходимость состоит и в том, что снижение качества услуг, или выпускаемой продукции будет отражаться на репутации всей системы франчайзинга [6].

Обязательным условием вступления в отношения франчайзинга для франчайзи является наличие начального капитала. Ведь он должен оплатить свое вступление в существующую систему.

Франчази сознательно ограничивает свободу своих действий. С одной стороны весь алгоритм бизнес-процессов строго прописан. С другой стороны франшизный договор, заключаемый на несколько лет, ограничивает возможность быстрого выхода из данной бизнес-системы.

Франчайзи, как владелец, будет заинтересован в положительном результате и минимизации затрат в отличие от наемного руководителя.

Основой экономического успеха франчайзера является высокая репутация франшизной системы. Сохранение и поддержание данной репутации бизнеса весьма важно.

Кроме этого, для каждого франчайзера существует опасность недобросовестного поведения франчайзи. В качестве примера можно привести занижение финансовых показателей с целью уменьшения роялти - периодические платежи, которые франчайзи выплачивает франчайзеру.

Разрыв договора франшизы под каким-нибудь благовидным предлогом и продолжение бизнеса под другим брэндом является наиболее частым примером недобросовестного поведения франчайзи.

В качестве выводов можно отметить, что правовой базой франчайзинга в нашей стране являются положения ГК РФ, принятого в 1996 г. Принятие в 2008 году части 3 ГК РФ существенно дополнило правовое поле действия франчайзинга [4]. Однако его развитие, вовлечение в сферу франчайзинга новых видов деятельности и объектов позволяет предполагать о необходимости совершенствования и дополнения существующей правовой базы.


К правовым проблемам франчайзинга, можно отнести сложность механизма контроля правообладателя за пользователем. Государственный контроль и надзор за деятельностью франчайзи не осуществляется по той причине, что отношения по поводу франчайзинга по своей правовой природе являются партнерскими и предполагают доверительные взаимоотношения между компаниями. Однако культура ведения бизнеса в форме франчайзинга в России еще не сложилась, и время от времени франчайзи пытаются внести определенные инновации, которые могут существенно навредить франчайзеру.

Как и любой экономически процесс франчайзинг имеет положительные стороны и возможные недостатки. Анализируя основные положительные и отрицательные стороны для всех сторон-участников франчайзингового бизнеса, можно сделать вывод, что указанные недостатки являются лишь естественной платой за получение вышеназванных преимуществ.

Но, необходимо отметить, подтверждением положительно эффекта присутствия франчайзинга в экономике, является его широкое распространение, как в мире, так и в нашей стране.

В России имеются достаточно большие возможности для дальнейшего распространения франчайзинга. На данный момент на территории России осуществляют свою деятельность следующие франчайзинговые центры: Российская ассоциация франчайзинга; Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства; Федеральный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства; Московский фонд поддержки малого предпринимательства; Фонд развития науки, техники и франчайзинга. По данным Российской ассоциации франчайзинга, занимающейся сбором и исследованием данных по развитию франчайзинга в России, на начало 2016 г. из всей совокупности действующего бизнеса на территории РФ по модели франчайзинга работают лишь около 5 % компаний. В связи с этим можно сделать вывод об огромных перспективах развития данного направления ведения бизнеса и развитию потенциала увеличения ВВП государства и снижения безработицы посредством увеличения численности занятых в экономике «на себя».

Кроме очевидных плюсов, система франчайзинга России имеет также некоторые недостатки:

1. Франшизополучатель должен придерживаться бизнес-стратегии франшизодателя и учитывать его интересы ведения бизнеса. Все крупные компании придерживаются строгой политики и имеют собственный свод правил, которые следует неукоснительно выполнять франшизополучателю.

2. Франшизополучатель в большинстве случаев обязан делать денежные отчисления в определенный период времени франшизодателю от объема продаж, что часто серьезно осложняет финансовое состояние при организации и развитии деятельности.


Каждый год в России появляется около ста новых франшиз. По данным Российской ассоциации франчайзинга, на территории страны в настоящее время работает более 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров. Стоит отметить, что на рынке франшиз России порядка 45 % составляют молодые, только что созданные предприятия, которые работают в этой сфере менее 5 лет. Это говорит о возрастающем интересе к данному способу организации бизнес-отношений. Еще одной характерной чертой российского рынка является рост доли франшиз эконом-класса, со стартовым капиталом до 1 млн рублей, составляющей примерно 15 % всего рынка франшиз [2].

Глава 3. Особенности франчайзинга в России

3.1 Проблемы франчайзинга в России и пути их решения

Развитие малого бизнеса является движущим механизмом экономики государства. Франчайзинг, как один из видов коммерческой деятельности, позволяет начинающему предпринимателю значительно упростить организацию бизнеса и обеспечить развитие бизнеса в долгосрочной перспективе.

Формирование основ франчайзинга в России началось в 90-х гг. благодаря иностранным компаниям и было связано с необходимостью внедрения в отечественную экономику новых методов ведения бизнеса. Очевидно, что развитие франчайзинга на территории России сейчас происходит неравномерно, поскольку эффективность применения франчайзинговой модели напрямую зависит от экономического положения и уровня развития бизнеса на рынке определенного региона.

Развитие франчайзинга в России имеет свои особенности. Рассмотрим основные из них подробнее:

Рисунок 3 – Соотношение объемов франчайзинга в России и мире

Одна из них касается заключения особых договоров с франчайзи. Так, многие компании, имеющие свои франчайзинговые сети в нашей стране, предпочитают не заключать прямые договоры франчайзинга, а разрабатывают целый пакет соглашений, предполагающих индивидуальные условия для каждого франчайзи. Поэтому, по некоторым подсчетам, в России есть около тысячи франчайзинговых компаний, а по другим – не более 500, в то время как Торгово-промышленная палата вообще выделяет только 150.


Другой характерной чертой является то, что в нашей стране, по сути, практически не присутствует промышленный франчайзинг, хотя во всем мире – это один из самых прибыльных и стабильных его видов, но требующий вложения серьезных средств. В России рынок франшиз, в основном, представлен сферой услуг, предприятиями общественного питания или торговлей. Для развития этих направлений нужно меньше вложений, такая франшиза стоит дешевле, а основные средства вкладываются в покупку инвентаря и товаров для реализации.

Франчайзинг изначально предполагает выплату первоначального взноса и регулярные выплаты роялти. Однако в нашей стране многие франчайзоры, для привлечения франчайзи, часто отказываются от выплаты паушальных взносов. Другая характерная особенность – это фиксированный размер роялти, тогда как в других странах размер регулярных вознаграждений зависит от величины прибыли, что, соответственно, заставляет франчайзора строже подходить к выбору партнеров, оказывать им всемерную поддержку, и вообще делает его более заинтересованным в том, чтобы доходы компаний-франчайзи росли. В нашей стране эти меры часто связаны с тем, что большая часть представителей малого и среднего бизнеса ведет «серую» бухгалтерию, из-за чего франчайзор не может быть уверен в достоверности сведений о доходах своего партнера.

По законам ЕС франчайзор не имеет права устанавливать цены своим франчайзи, у нас же в стране повсеместно именно управляющая компания диктует ценовую политику своим операторам.

Франчайзинговый договор обычно заключается на довольно длительный срок, однако в условиях нашей страны и сложившейся общей нестабильной политической и экономической ситуации подобные соглашения редко заключаются дольше, чем на 5 лет. Франчайзор использует это для расширения своего бизнеса, а франчайзи часто покупают франшизу в качестве первоначального старта в предпринимательстве, для того чтобы набраться опыта, завести нужные контакты, собрать доход и открыть уже свое собственное дело.

Еще одна особенность франчайзинга заключается в его географической неравномерности: наибольшее количество подобных компаний сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких крупных городах. Это связано с тем, что многие бизнесмены в регионах не желают терять свою самостоятельность и выполнять все требования франчайзора. Поэтому обычно сначала осваивается московский или питерский рынок, и только после успешного ведения дел в столицах франчайзоры начинают продвигать свои марки в другие города страны.


Это далеко не полный перечень особенностей развития российского франчайзинга. Некоторые из них являются серьезным препятствием к распространению этого вида бизнес-контактов.

Сегодня франчайзинг-предложения для России очень многообразны. Но, чтобы бизнес был прибыльным, искать и покорять нужно перспективные ниши. Традиционно перспективными являются любые заведения питания, фитнес-центры и отели. В этой отрасли всегда есть хорошие предложения для того чтобы работать по франшизе под известным брендом.

Рейтинг популярных компаний, которые предоставляют франшизы, выглядит так:

Hampton Hotels. Это крупнейшая сеть отелей, расположенных по всему миру. Особенностью этого бренда является высокий уровень обслуживания клиентов. На данном этапе функционирует 2000 отелей в 16 странах мира.

Anytime Fitness – сеть круглосуточных спортивных залов. За последний год было открыто 300 клубов, а численность посетителей достигла двух миллионов. Такие фитнес-центры есть в 20 странах мира, основаны они были в Америке. Франшизы компании приносят огромную прибыль, а владельцы не собираются останавливаться – планируется открыть еще 350 залов за следующий год.

Subway – популярная американская сеть быстрого питания. Крупнейшая франшиза в данной сфере деятельности, такие рестораны есть в 106 странах мира, а общее их число насчитывает более 42 000 заведений. При этом, компания продолжает расширяться.

Jack in the Box – еще одна сеть быстрого питания из Америки. Сегодня 80% заведения Jack in the Box принадлежат франчайзи и приносят огромную прибыль. В России этот бренд пока недостаточно известен, поэтому обязательно станет успешным.

Supercuts – салоны красоты, которых уже насчитывается более 2000 в мире. Развитие сети началось с 2012 года, такой прирост произошел всего за 4 года.

Jimmy John’s Gourmet Sandwiches – известный бургер-клаб. Особенностью заведения можно назвать рекордную скорость обслуживания, это их визитная карточка, которая должна быть соблюдена и при покупке франшизы.

Servpro — международная клининговая компания. Главный офис расположен в США, штат Теннеси. Специфика работы компании – ликвидация последствий после чрезвычайных ситуаций и природных катаклизмов. Так как в нашей стране они являются редким явлением, деятельность компании следует адаптировать под местные условия жизни.

Denny’s – крупный ресторан с собственной маркетинговой кампанией, которая существенно отличается от конкурентов. Такая франшиза будет пользоваться популярностью, но только в элитных районах, так как цены в этом ресторане высокие.