Файл: Современное состояние мировой индустрии спорта (Сущность понятия «профессиональный спорт»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- вознаграждение спортсмена, участвующего в соревновании (в том числе за установление рекордов);

- социальная поддержка (льготы олимпийцам, спортсменам-инвалидам и т. д.);

- доплата за звания, достижения.

- имидж страны, которую представляет спортсмен.

1.2. Признаки профессионального спорта и основные модели его регулирования

Анализ научной литературы позволяет установить следующие характерные особенности профессионального спорта, отграничивающие его от других разновидностей спорта:

1. Для профессионального спортсмена профессиональный спорт представляет собой основной вид деятельности на возмездных началах, приносящий профессиональному спортсмену соответствующий доход (систематическую оплату труда в установленное время, а также систему разного рода надбавок, доплат и премий) [10, с. 39].

2. Зрелищность спортивных состязаний проистекает из специфических свойств, которыми обладает спорт вообще, однако именно в профессиональном спорте это свойство получает наибольшее значение. В связи с этим профессиональный спорт ориентирован на организацию и продажу продукта, который должен привлекать внимание зрителей, спонсоров, телевидение [21, с. 12].

3. По пути профессионального спорта следуют те виды спорта, где сюжет спортивного противоборства наиболее непредсказуем, а характер ведения поединка насыщен многочисленными перипетиями, вызывающими эмоциональное сопереживание зрителей. Это главным образом игровые виды спорта (футбол, баскетбор, гандбол), а также виды, связанные с проявлением особого риска: бокс кикбоксинг, борьба и другие виды противоборств.

4. Спортивные бизнесмены (их команды) являются партнерами по совместному бизнесу, они соревнуются друг с другом только на поле, но не в бизнесе, который они ведут все вместе, объединившись в лигу (ассоциацию, союз). Коммерческий успех каждой команды в значительной степени зависит от успехов других команд, входящих в лигу [22, с. 87].

В профессиональном спорте бизнес зависит от выживания конкурентов. Команды лиги не заинтересованы в финансовом крахе соперников, т. к. это отразится на экономическом положении всех участников. В других сферах предпринимательской деятельности бизнесмены стараются продать как можно больше продукции, стремясь при этом разорить своих конкурентов [7, с. 57].


5. Стремление профессиональных спортивных организаций обеспечить создание и поддержание в соревнованиях атмосферы жесткой конкуренции, без которой спорт теряет привлекательность для зрителей, к нему утрачивается интерес со стороны телевидения и спонсоров. Эта система ограничивает клубы в борьбе за игроков, обеспечивает достаточную стабильность составов команд, предусматривает в отдельных видах спорта компенсацию одним клубом за переход их игроков в другие.

6. Формирование в каждом виде профессионального спорта спортивной элиты, представители которой именуются в спортивном бизнесе «монимен», — выдающихся спортсменов, привлекающих особое внимание зрителей и пользующихся повышенной популярностью в обществе. Для популяризации таких спортсменов используются не только показатели их спортивных достижений, но и сведения об их образе жизни, увлечениях, доходах и т. п. История профессионального спорта убедительно показывает, что спортивная элита и связанная с ней информационная, рекламная, спонсорская, общественная деятельность являются мощным фактором развития спорта и повышения его доходов [12, с. 64].

7. Наличие довольно эффективной и постоянно совершенствующейся системы социальной защиты спортсменов. Интересы профессиональных атлетов защищают соответствующие ассоциации спортсменов (игроков). Немаловажную роль в охране интересов спортсменов-профессионалов играют также посреднические агентства (спортивные агенты), которые от имени спортсменов заключают коммерческие договоры, вкладывают заработанные спортсменом деньги в то или иное дело [13, с. 16].

Изучая особенности моделей развития профессионального спорта, можно отметить, что в мире сложились две основных модели управления профессиональным спортом - американская и европейская. В США профессиональный спорт развивается по юридическим нормам, присущим прецедентному праву.

Субъектами права в профессиональном спорте США являются лиги, ассоциации, союзы в лице их руководителей - президентов, председателей советов, управляющих и др.; команды по игровым видам спорта (американский футбол, бейсбол, баскетбол, хоккей, соккер) в лице их хозяев и руководителей - президентов, главных менеджеров и тренеров; по индивидуальным видам спорта (автогонки, бокс, борьба, боулинг, гольф, теннис и др.) - в лице менеджеров, импресарио; сами спортсмены и агенты, помогающие им вести их финансовые и юридические дела; ассоциации спортсменов профессиональных лиг; владельцы стадионов, дворцов спорта и других спортивных сооружений, где тренируются и соревнуются профессиональные спортсмены [12, с. 72].


Основной структурной единицей в профессиональном спорте в американской модели является лига или ассоциация, низовым звеном - команда (клуб). Контракты со спортсменами заключаются на основе системы резервирования, которая включает:

- отбор игроков в команды (драфт);

- удержание их в команде;

- контроль над игроками;

- решение спорных вопросов между владельцами команд и спортсменами;

- купля-продажа игроков [6, с. 407, 410].

Основные отличия моделей развития профессионального спорта в Северной Америке, Европе и России представлены в таблице приложения 1 исследования [14, с. 104]. Как видим, из представленных данных - правило равенства сторон контракта в данной модели не практикуется, спортсмен подчиняется нормативам не только законодательства и подписанного им контракта, но и политике клуба, в котором он выступает на соревнованиях.

В европейских странах спортивное соперничество является приоритетным фактором и обязательным условием ведения спортивного бизнеса. Команда, занявшая последнее место по итогам чемпионата, выбывает из высшего дивизиона, уступая место другой, отобранной по спортивным результатам. Однако есть примеры, когда коммерческий принцип проведения соревнований одерживал верх и в Европе. Сложившиеся подходы порождают не только различные системы спортивного менеджмента, но и стратегии для регулирования спортивной конкуренции. Американская стратегия в отличие от европейской предполагает перераспределение финансовых и людских ресурсов от сильных команд к слабым на том основании, что это создает более благоприятную для бизнеса конкуренцию и, следовательно, способствует усилению зрелищности соревнований. Система менеджмента соревнований содействует также и большей финансовой стабильности клубов - участников чемпионатов [14, с. 109].

Европейская модель построена на конкуренции между спортивными командами, стремящимися создать преимущество, во многом основанное на финансовых возможностях приобретать сильнейших спортсменов. Такое положение дел рано или поздно, как правило, приводит к появлению нескольких (двух-трех) суперклубов, которые из года в год разыгрывают между собой призовые места в чемпионате [25, с. 9].

Представляется, что можно выделить российскую модель и констатировать для России высокую степень урегулированности деятельности профессиональных спортсменов, но фактически отсутствие каких-либо особенных (по сравнению с общими) норм, регулирующих деятельность иных субъектов профессионального спорта (спортивных лиг, профессиональных спортивных клубов, спортивных агентов и т.д.) [15, с. 143].


Фактор конкуренции носит в профессиональном спорте принудительный характер, заставляя производителя услуг под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и снижением себестоимости оказываемых им услуг, а рынок объективно и строго оценивает результаты его деятельности.

Спортивно-оздоровительные услуги имеют свою специфику [23, с. 182]:

- удовлетворяют специфические потребности;

- связаны с оздоровлением и физическим развитием человека;

- относятся к услугам физической культуры и спорта.

Конкурентные преимущества позволяют организациям, оказывающим спортивно-оздоровительные услуги, иметь рентабельность выше среднего значения в секторе и завоевывать более прочные позиции на рынке за счёт высокой эффективности использования ресурсов.

Для определения конкурентных преимуществ организации, действующей на рынке спортивно-оздоровительных услуг, необходимо исследовать: целевой рынок, конкурентов и ресурсы.

Существует множество направлений достижения конкурентных преимуществ (деловых стратегий), но наиболее общими являются [19, с. 127]:

- лидерство в издержках (себестоимость услуг);

- дифференциация услуг;

- фокусирование (концентрация);

- ранний выход на рынок;

- синергизм.

Конкурентные преимущества организаций, предоставляющих спортивно-оздоровительные услуги, определяются также широтой целевого рынка. Перед выбором одной из общих стратегий организации необходимо определить ограничивающие её деятельность факторы:

- ассортиментный набор услуг, а также тип потребителей;

- каналы поиска клиентов;

- регион, в котором организация будет оказывать услуги, а также ряд смежных отраслей, где планирует конкурировать.

Участниками рынка спортивно-оздоровительных услуг являются [29]:

- тренеры, преподаватели, инструкторы, работники оздоровительной сферы и индустрии красоты, результатом деятельности которых является услуга;

- спортсмены;

- производители, которые охватывают как спортсменов, тренеров и т.п., так и организаторов шоу-бизнеса и средств массовой информации, т.к. производимый ими продукт – спортивно-зрелищные мероприятия – массовый, направлен на широкий круг потребителей;

- работники научной и образовательной сфер, целью деятельности которых является производство методик занятий, технологий тренировок, новых косметических и оздоровительных средств и т.п., т.е. производимый ими продукт

- производители спортивного оборудования, производители инвентаря, производители одежды и обуви и т.д., деятельность которых направлена как на юридических, так и на физических лиц;


- участники рынка спортивно-оздоровительных услуг, которые формируют, преобразуют, хранят, представляют информацию о рынке.

Анализ европейской системы спортивных отношений показывает, что стремление руководителей и менеджеров команд преодолеть сложившуюся ситуацию, заложенную в самой системе организации соревнований, и достичь лучших экономических результатов соблазняет многие клубы вести менеджмент не по средствам, что часто приводит к плачевным последствиям.

Таким образом, анализ процессов, происходящих в современном спорте, дает основание говорить о значении его функционирования как сегмента рыночной экономики.

Сравнивая европейскую с американской системой менеджмента в Европе можно сказать, о реализации другого принципа комплектования профессиональных лиг. Эта особенность менеджмента приводит к другим принципам формирования команд, участию спонсоров (европейские клубы до 50 % доходов, как правило, имеют за счет спонсорской поддержки) и местных структур власти в их финансировании. В Европе клубы получают меньше доходов от продажи телеправ, зарплата спортсменов ниже, и они хуже защищены социально. Отметим, что ни в США, ни в Европе в профессиональном спорте не ставится задача подготовки спортсменов в сборные команды страны для участия в международных соревнованиях.

В европейской модели профессионального спорта правовую основу составляет статутное законодательство, причем сначала принимаются региональные акты (например, в Совете Европы, Евросоюзе), а затем внутригосударственное законодательство. Как раз внутреннее законодательство и раскрывает основные вопросы европейской политики в спорте, предусматривает конкретные меры, которые государства обязуются выполнять посредством специальных спортивных федераций и программ.

По итогам первой главы исследования можно сделать следующие выводы:

Профессиональный спорт — это в первую очередь сфера экономических отношений, сущностью которых является спортивное зрелище и создание возможности профессиональным спортсменам и организаторам соревнований получить вознаграждение.

Данная сфера стала выступать как значимая составляющая процесса коммерциализации инноваций, формируя спрос на инновационные разработки и выводя на рынок широкий спектр инновационных спортивно-оздоровительных услуг. Можно констатировать, что научно-технический прогресс – одно из главных обстоятельств, меняющих не только место сферы спортивно-оздоровительных услуг в экономике, но и само представление об этой сфере деятельности.