Файл: Современное состояние мировой индустрии спорта (Сущность понятия «профессиональный спорт»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этой связи представляется важной задачей дальнейшего развития сферы оздоровительных спортивных услуг формирование адекватных подходов, инструментов и методов, применяемых в организациях данной сферы при реализации инновационных стратегий развития.

Таким образом, можно сказать, что конкурентные преимущества завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что является трудоемким и, как правило, дорогостоящим процессом. Возможности сохранения конкурентных преимуществ зависят от ряда факторов, в числе которых:

- источники конкурентных преимуществ;

- очевидность источников конкурентных преимуществ;

- отказ от имеющегося конкурентного преимущества для приобретения нового;

- инновации.

На наш взгляд, первоочередными мерами в рамках развития системы оздоровления населения в части физической культуры и спорта должны являться:

- организация систематического анализа инновационного потенциала организаций, реализующих спортивно-оздоровительные услуги, позволяющего определить степень инновационности и готовность к разработке и внедрению спортивных услуг по оздоровлению населения;

- построение комплекса инновационных коммуникаций в регионах, обеспечивающего снижение трансакционных издержек организаций, реализующих спортивные оздоровительные услуги за счет сотрудничества с субъектами инновационной инфраструктуры в целях привлечения дополнительного финансирования, консультирования и информационного обеспечения процесса разработки и внедрения услуг по оздоровлению населения;

- организация мониторинга результативности внедрения услуг по оздоровлению населения на уровне каждого региона, необходимого для своевременной корректировки приоритетов в инновационной деятельности научных и образовательных учреждений, организаций индустрии спорта и иных участников системы оздоровления населения.

2. Профессиональный спорт как политический фактор спортивной индустрии


2.1. Индустрия профессионального спорта: сущность формы и специфика проявления

В мировом спортивном обществе большую роль играет индустрия спорта, особенно это заметно в странах постиндустриального общества, где спорт поставлен на коммерческую основу и из него извлекаются большие при­были. Спорт стал полноценной отраслью экономики, куда вкладываются огром­ные инвестиции в развитие спортивных клубов, сопутствующей инфраструк­туры. В европейских странах спорт является важной сферой предприниматель­ской деятельности, обеспечивая занятость людей в отраслях спортивной инду­стрии. Данные отрасли вносят налоговые поступления в бюджеты, что позволяет государству решать многие насущные социальные проблемы населения. Разви­тие спорта на современном этапе связано с экономикой, торговлей, правовой сферой не только в отдельных видах спорта, но и профессиональных спортсме­нов, интересы которых представляют спортивные агенты, менеджеры [15, с. 141].

Говоря об индустрии спорта, стоит отметить ее многообразие и многоцелевой рынок.

Рынок спортивных товаров [17, с. 7]:

– потребители: категория непрофессиональных потребителей, профессиональные спортсмены;

– производители: коммерческие организации.

Рынок спортивных услуг [16, с. 59]:

– потребители: категория непрофессиональных потребителей, реже профессиональные спортсмены;

– производители: коммерческие организации (фитнес клубы, танцевальные школы), некоммерческие физкультурно-спортивные организации (секции и др.).

Предпринимательская деятельность в индустрии спорта организована на тех же принципах, что и предпринимательство в целом.

Отдельно стоит отметить такое направление в индустрии спорта, как организация спортивных мероприятий. Для того чтобы преуспеть в данном направлении, необходимо привлечь потребителя ярким зрелищем, престижем планируемого мероприятия, положительными впечатлениями и, самое главное, спортивными результатами.

Целевой аудиторией в индустрии спорта являются: зрители и болель-щики, телевидение и СМИ, а также многочисленные бизнес-структуры. На сегодняшний день успешными стратегиям в сфере организации спортивных мероприятий можно назвать стратегии, ориентированные как на спортивный, так и не экономический результат [15, с. 143].

Основным потребителем в индустрии спортивных мероприятий является сегодня зритель. Он может быть на стадионе, дома или в спорт-баре. Хо-тя, безусловно, самый желанный клиент для спортивных организаций – это тот, кто приходит непосредственно на стадион. Именно этот зритель поку-пает билет, приобретает сувенирную продукцию с символикой, а также пользуется различными сервисами на стадионе. Он крайне важен для спонсора и


рекламодателя, а также красивой телевизионной картинки. Привлечь такого потребителя – значит иметь возможность активной рекламы смежных товаров и услуг. Борьбу за потребителя в индустрии спорта сегодня выигрывает та спортивная организация, которая приглашает его посмотреть спортивное соревнование в удобных и комфортных условиях. Именно поэтому важнейшим фактором конкурентоспособности спортивной организации является удобный и комфортный стадион (дворец спорта, баскетбольный зал и т. п.) [16, с. 59].

В России индустрия спорта только вступает в фазу своего развития, но сде­лано многое. В нашей стране спорт был действительно зрелищным, массовым видом, доступный каждому человеку. Понятия «спорт» и «здоровый образ жизни» неразрывно связаны, все занимались спортом, чтобы быть здоровыми. Но времена меняются, меняется и отношение к спорту. В конце XX века модер­низация охватила и российский спорт, нам нужно было шагать в ногу со време­нем, ибо после распада СССР в спорте образовалась огромная брешь: отъезд спортсменов, тренеров, потеря спортивных сооружений, ликвидация спортив­ных учреждений и многое другое. С распадом СССР рушились многолетние связи с бывшими советскими республиками, необходимо было фактически за­ново строить спортивный мир нашего нового государства России. После олим­пиады 1992 года в Барселоне, где в последний раз выступала объединённая сбор­ная СНГ, наша страна оказалась в незавидном положении, необходимо предпри­нимать какие-то управленческие действия, выводить спорт на более качествен­ный уровень.

В 90-е годы XX века важную роль стало играть телевидение, где массово пропагандировались различные спортивные проекты, которые относились к сек­тору досуга и развлечений, не играя при этом существенной роли. Позиции спор­тивных достижений нашей страны в эти годы оказались за пределами «призовой тройки». Для этого существовали объективные и субъективные причины. Одной из важных причин стало отсутствие мотивации со стороны государства, которое фактически пустило на самотёк развитие российского спорта: небольшой поток инвестиций, отсутствие профессиональных управленческих кадров, роль сыг­рало и падение международного авторитета страны.

Ситуация коренным образом начала меняться в начале XXI века. И здесь большую роль сыграло государство, в последние годы сделан большой прорыв в развитии индустрии спорта. Согласно «Стратегии развития физической куль­туры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», развитие физи­ческой культуры и спорта является одним из приоритетных направлений соци­альной политики государства [5].


Исходя из данной Стратегии, государство до 2020 года разработало ком­плекс мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей состав­ляющей здорового образа жизни. Да, спорт сейчас стал профессионально ком­мерческим, не имеющий национальных границ, но имеющий во многих отноше­ниях политический контекст. В нашей стране в понятие «индустрия спорта» вкладывается более широкое значение:

  1. создание новой национальной системы физкультурно-спортивного вос­питания населения;
  2. разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической куль­туры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
  3. модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессиональ­ного образования;
  4. совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортив­ного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсме­нов и тренеров;
  5. развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методиче­ского, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно­спортивной деятельности;
  6. развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совер­шенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельно­сти;
  7. создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями [5].

Развитие индустрии спорта началось ещё в начале 80-х годов, когда Между­народный Олимпийский комитет (МОК) возглавил Х.А. Самаранч. Именно при его участии МОК разработал и внедрил маркетинговую программу, которая направлена на привлечение крупного бизнеса к олимпийским соревнованиям. Это время и стало точкой отсчёта коммерциализации профессионального спорта [17, с. 8].

Индустрия спорта включает так называемые основные сегменты. Основ­ными сегментами для нашей индустрии спорта являются: профессиональный спорт, массовый спорт, студенческий спорт, детский спорт. Большое внимание сейчас уделяется спорту для лиц с ограниченными возможностями, оздорови­тельному спорту. Есть проблемы у таких сегментов, как школьный, дворовый спорт, спорт ветеранов. Государство делает всё необходимое для привлечения инвестиций бизнеса в данные сегменты, но проблем здесь хватает.

Давая характеристику индустрии спорта, необходимо отметить и различные формы её проявления, к которым относится:


- вид профессиональной трудовой де­ятельности (для спортсменов, тренеров и менеджеров);

- важнейший экономиче­ский ресурс, влияющий на уровень и динамику экономического развития страны;

- бизнес (для профессиональных клубов и лиг, спортивных и маркетинговых агентств, спортивных менеджеров и промоутеров, телеканалов и СМИ);

- эффективный канал продвижения на рынке своей продукции и своего бренда (для спон­соров и рекламодателей);

- возможность формирования позитивного и привлека­тельного для покупателей имиджа своей компании (через участие в спортивных событиях) [17, с. 7].

В нашей стране из предложенных форм проявления инду­стрии спорта не все сформированы на том уровне, на котором они должны нахо­диться. У нас не в полной мере задействован спортивный бренд таких видов спорта, как хоккей, футбол, баскетбол и т. д. Нет массового привлечения потре­бителей через систему вещания спортивных каналов, доступных для населения.

Нельзя не отметить источники доходов мировой индустрии спорта, кото­рые, по сути, делают эту сферу полноценным сектором экономики. К ним отно­сят: доходы от продажи билетов и абонементов на спортивные соревнования; спонсорство спортивных соревнований, федераций, лиг, клубов, команд и спортсменов; продажа прав на телетрансляции; мерчандайзинг (включая как спортивную атрибутику, так и спортивные товары) [17, с. 8].

В России данные источники доходов работают не в полной мере. У нас нет культуры потребления спорта как товара. В этом направления российская индустрия спорта делает фак­тически первые шаги, но результаты уже есть. Благодаря государственной под­держке, отечественный спорт вышел на более качественный уровень своего раз­вития. Подтверждение этому Олимпиада в Сочи, которая наглядно продемон­стрировала всему миру, что индустрия спорта в нашей стране есть и будет дальше развиваться [25, с. 10].

Таким образом, можно сказать, что современная индустрия спорта - это довольно динамичная система эконо­мических отношений и интересов, которые имеют основные субъекты этой ин­дустрии. Важнейшими субъектами индустрии спорта являются спортивные лиги, спортивно-оздоровительные клубы, спортивные агентства, которые осу­ществляют успешную предпринимательскую деятельность в спорте.