Файл: Современное состояние мировой индустрии спорта (Сущность понятия «профессиональный спорт»).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-правовые основы профессионального спорта
1.1. Сущность понятия «профессиональный спорт»
1.2. Признаки профессионального спорта и основные модели его регулирования
2. Профессиональный спорт как политический фактор спортивной индустрии
2.1. Индустрия профессионального спорта: сущность формы и специфика проявления
2.3. Итоги результаты и перспективы разрешения антидопингового скандала для Российской Федерации
В этой связи представляется важной задачей дальнейшего развития сферы оздоровительных спортивных услуг формирование адекватных подходов, инструментов и методов, применяемых в организациях данной сферы при реализации инновационных стратегий развития.
Таким образом, можно сказать, что конкурентные преимущества завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что является трудоемким и, как правило, дорогостоящим процессом. Возможности сохранения конкурентных преимуществ зависят от ряда факторов, в числе которых:
- источники конкурентных преимуществ;
- очевидность источников конкурентных преимуществ;
- отказ от имеющегося конкурентного преимущества для приобретения нового;
- инновации.
На наш взгляд, первоочередными мерами в рамках развития системы оздоровления населения в части физической культуры и спорта должны являться:
- организация систематического анализа инновационного потенциала организаций, реализующих спортивно-оздоровительные услуги, позволяющего определить степень инновационности и готовность к разработке и внедрению спортивных услуг по оздоровлению населения;
- построение комплекса инновационных коммуникаций в регионах, обеспечивающего снижение трансакционных издержек организаций, реализующих спортивные оздоровительные услуги за счет сотрудничества с субъектами инновационной инфраструктуры в целях привлечения дополнительного финансирования, консультирования и информационного обеспечения процесса разработки и внедрения услуг по оздоровлению населения;
- организация мониторинга результативности внедрения услуг по оздоровлению населения на уровне каждого региона, необходимого для своевременной корректировки приоритетов в инновационной деятельности научных и образовательных учреждений, организаций индустрии спорта и иных участников системы оздоровления населения.
2. Профессиональный спорт как политический фактор спортивной индустрии
2.1. Индустрия профессионального спорта: сущность формы и специфика проявления
В мировом спортивном обществе большую роль играет индустрия спорта, особенно это заметно в странах постиндустриального общества, где спорт поставлен на коммерческую основу и из него извлекаются большие прибыли. Спорт стал полноценной отраслью экономики, куда вкладываются огромные инвестиции в развитие спортивных клубов, сопутствующей инфраструктуры. В европейских странах спорт является важной сферой предпринимательской деятельности, обеспечивая занятость людей в отраслях спортивной индустрии. Данные отрасли вносят налоговые поступления в бюджеты, что позволяет государству решать многие насущные социальные проблемы населения. Развитие спорта на современном этапе связано с экономикой, торговлей, правовой сферой не только в отдельных видах спорта, но и профессиональных спортсменов, интересы которых представляют спортивные агенты, менеджеры [15, с. 141].
Говоря об индустрии спорта, стоит отметить ее многообразие и многоцелевой рынок.
Рынок спортивных товаров [17, с. 7]:
– потребители: категория непрофессиональных потребителей, профессиональные спортсмены;
– производители: коммерческие организации.
Рынок спортивных услуг [16, с. 59]:
– потребители: категория непрофессиональных потребителей, реже профессиональные спортсмены;
– производители: коммерческие организации (фитнес клубы, танцевальные школы), некоммерческие физкультурно-спортивные организации (секции и др.).
Предпринимательская деятельность в индустрии спорта организована на тех же принципах, что и предпринимательство в целом.
Отдельно стоит отметить такое направление в индустрии спорта, как организация спортивных мероприятий. Для того чтобы преуспеть в данном направлении, необходимо привлечь потребителя ярким зрелищем, престижем планируемого мероприятия, положительными впечатлениями и, самое главное, спортивными результатами.
Целевой аудиторией в индустрии спорта являются: зрители и болель-щики, телевидение и СМИ, а также многочисленные бизнес-структуры. На сегодняшний день успешными стратегиям в сфере организации спортивных мероприятий можно назвать стратегии, ориентированные как на спортивный, так и не экономический результат [15, с. 143].
Основным потребителем в индустрии спортивных мероприятий является сегодня зритель. Он может быть на стадионе, дома или в спорт-баре. Хо-тя, безусловно, самый желанный клиент для спортивных организаций – это тот, кто приходит непосредственно на стадион. Именно этот зритель поку-пает билет, приобретает сувенирную продукцию с символикой, а также пользуется различными сервисами на стадионе. Он крайне важен для спонсора и
рекламодателя, а также красивой телевизионной картинки. Привлечь такого потребителя – значит иметь возможность активной рекламы смежных товаров и услуг. Борьбу за потребителя в индустрии спорта сегодня выигрывает та спортивная организация, которая приглашает его посмотреть спортивное соревнование в удобных и комфортных условиях. Именно поэтому важнейшим фактором конкурентоспособности спортивной организации является удобный и комфортный стадион (дворец спорта, баскетбольный зал и т. п.) [16, с. 59].
В России индустрия спорта только вступает в фазу своего развития, но сделано многое. В нашей стране спорт был действительно зрелищным, массовым видом, доступный каждому человеку. Понятия «спорт» и «здоровый образ жизни» неразрывно связаны, все занимались спортом, чтобы быть здоровыми. Но времена меняются, меняется и отношение к спорту. В конце XX века модернизация охватила и российский спорт, нам нужно было шагать в ногу со временем, ибо после распада СССР в спорте образовалась огромная брешь: отъезд спортсменов, тренеров, потеря спортивных сооружений, ликвидация спортивных учреждений и многое другое. С распадом СССР рушились многолетние связи с бывшими советскими республиками, необходимо было фактически заново строить спортивный мир нашего нового государства России. После олимпиады 1992 года в Барселоне, где в последний раз выступала объединённая сборная СНГ, наша страна оказалась в незавидном положении, необходимо предпринимать какие-то управленческие действия, выводить спорт на более качественный уровень.
В 90-е годы XX века важную роль стало играть телевидение, где массово пропагандировались различные спортивные проекты, которые относились к сектору досуга и развлечений, не играя при этом существенной роли. Позиции спортивных достижений нашей страны в эти годы оказались за пределами «призовой тройки». Для этого существовали объективные и субъективные причины. Одной из важных причин стало отсутствие мотивации со стороны государства, которое фактически пустило на самотёк развитие российского спорта: небольшой поток инвестиций, отсутствие профессиональных управленческих кадров, роль сыграло и падение международного авторитета страны.
Ситуация коренным образом начала меняться в начале XXI века. И здесь большую роль сыграло государство, в последние годы сделан большой прорыв в развитии индустрии спорта. Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства [5].
Исходя из данной Стратегии, государство до 2020 года разработало комплекс мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни. Да, спорт сейчас стал профессионально коммерческим, не имеющий национальных границ, но имеющий во многих отношениях политический контекст. В нашей стране в понятие «индустрия спорта» вкладывается более широкое значение:
- создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
- разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
- модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;
- совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
- развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурноспортивной деятельности;
- развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
- создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями [5].
Развитие индустрии спорта началось ещё в начале 80-х годов, когда Международный Олимпийский комитет (МОК) возглавил Х.А. Самаранч. Именно при его участии МОК разработал и внедрил маркетинговую программу, которая направлена на привлечение крупного бизнеса к олимпийским соревнованиям. Это время и стало точкой отсчёта коммерциализации профессионального спорта [17, с. 8].
Индустрия спорта включает так называемые основные сегменты. Основными сегментами для нашей индустрии спорта являются: профессиональный спорт, массовый спорт, студенческий спорт, детский спорт. Большое внимание сейчас уделяется спорту для лиц с ограниченными возможностями, оздоровительному спорту. Есть проблемы у таких сегментов, как школьный, дворовый спорт, спорт ветеранов. Государство делает всё необходимое для привлечения инвестиций бизнеса в данные сегменты, но проблем здесь хватает.
Давая характеристику индустрии спорта, необходимо отметить и различные формы её проявления, к которым относится:
- вид профессиональной трудовой деятельности (для спортсменов, тренеров и менеджеров);
- важнейший экономический ресурс, влияющий на уровень и динамику экономического развития страны;
- бизнес (для профессиональных клубов и лиг, спортивных и маркетинговых агентств, спортивных менеджеров и промоутеров, телеканалов и СМИ);
- эффективный канал продвижения на рынке своей продукции и своего бренда (для спонсоров и рекламодателей);
- возможность формирования позитивного и привлекательного для покупателей имиджа своей компании (через участие в спортивных событиях) [17, с. 7].
В нашей стране из предложенных форм проявления индустрии спорта не все сформированы на том уровне, на котором они должны находиться. У нас не в полной мере задействован спортивный бренд таких видов спорта, как хоккей, футбол, баскетбол и т. д. Нет массового привлечения потребителей через систему вещания спортивных каналов, доступных для населения.
Нельзя не отметить источники доходов мировой индустрии спорта, которые, по сути, делают эту сферу полноценным сектором экономики. К ним относят: доходы от продажи билетов и абонементов на спортивные соревнования; спонсорство спортивных соревнований, федераций, лиг, клубов, команд и спортсменов; продажа прав на телетрансляции; мерчандайзинг (включая как спортивную атрибутику, так и спортивные товары) [17, с. 8].
В России данные источники доходов работают не в полной мере. У нас нет культуры потребления спорта как товара. В этом направления российская индустрия спорта делает фактически первые шаги, но результаты уже есть. Благодаря государственной поддержке, отечественный спорт вышел на более качественный уровень своего развития. Подтверждение этому Олимпиада в Сочи, которая наглядно продемонстрировала всему миру, что индустрия спорта в нашей стране есть и будет дальше развиваться [25, с. 10].
Таким образом, можно сказать, что современная индустрия спорта - это довольно динамичная система экономических отношений и интересов, которые имеют основные субъекты этой индустрии. Важнейшими субъектами индустрии спорта являются спортивные лиги, спортивно-оздоровительные клубы, спортивные агентства, которые осуществляют успешную предпринимательскую деятельность в спорте.