Файл: Финансовый анализ бухгалтерского баланса предприятия (Оценка финансовой отчетности ООО «Мегапрестиж»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3.Понятие, структура и содержание финансовой отчетности

В современных условиях развития бухгалтерской (финансовой) отчетности назрела настоятельная необходимость изменения устаревшей бухгалтерской терминологии в законодательных актах нашей страны.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О бухгалтерском учете" [1], в определение законодатели внесли уточнение: «бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом».

Так, в соответствии с п. 4 Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" [3], «бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам». Как видим, в определении отсутствует уточнение «финансовая» отчетность.

Необходимость составления бухгалтерской (финансовой)отчетности вызвана одним из основополагающих принципов бухгалтерского учета - принципом непрерывности деятельности хозяйствующего субъекта. Согласно ему хозяйствующий субъект будет продолжать функционировать в обозримом будущем. Поэтому для целей планирования (прогнозирования), контроля и анализа при принятии управленческих решений необходимо периодически иметь сводные данные об имущественном положении хозяйствующего субъекта и финансовых результатах его деятельности. Кроме того, такое обобщение информации диктуется интересами собственников. Все это приводит к необходимости составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающей бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, пояснительной записки. [20.C.21]

Однако в одном из самых главных действующих законодательных актах нашей страны - в Гражданском кодексе РФ вместо термина «бухгалтерская (финансовая) отчетность» употребляется группа устаревших терминов «годовой отчет, бухгалтерский баланс». [18.C.30]


В конце 2008 г. была принята новая редакция Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№307-ФЗ от 30.12.2008 г.) с постановкой термина как «бухгалтерская (финансовая) отчетность». [13.C.31]

Нормальное функционирование и развитие любого предприятия невозможно без анализа отчетности, именно таким образом выявляются сильные и слабые места в финансовом положении.

Для проведения всех видов анализа требуется аналитическая информация. Анализ проводится на основе показателей бухгалтерской отчетности. Информационной базой для анализа является промежуточная и или годовая бухгалтерская отчетность.

В последнее время в рамках перехода российских организаций на стандарты Международной финансовой отчетности (далее по тексту МСФО) важное значение приобрела консолидированная отчетность.

Консолидированная отчетность - это финансовая отчетность группы компаний, составленная таким образом, как если бы эти компании представляли собой единое целое. Консолидированную отчетность необходимо отличать от сводной финансовой отчетности. [20.C.76]

Сводная отчетность - это отчетность группы компаний, на 100 % принадлежащих одному собственнику прямо или косвенно. Таким образом, сводная финансовая отчетность является частным случаем консолидированной финансовой отчетности. Сводная отчетность составляется одним (общим) собственником, которому полностью принадлежит имущество и ответственность по обязательствам, а консолидированная - несколькими совладельцами по совместно контролируемому имуществу и обязательствам.[6.C.61]

Анализ консолидированной отчетности преследует три основные цели:

-понять необходимость консолидации, цель составления консолидированной отчетности и ее достаточность;

-определить, как достигнуты цели консолидации - полностью или частично;

-оценить эффективность функционирования группы компании. [8.C.12]

Исследование структуры пассива баланса позволяет установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости предприятия.

Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путем укрупнения отдельных статей и дополнения его показателями структуры, а также расчетами динамики.

Последовательность анализа бухгалтерского баланса можно представить следующим образом (рис. 1.1):

Анализ бухгалтерского учета

Общая оценка структуры активов и их источников

Анализ ликвидности баланса

Анализ платежеспособности предприятия


Анализ вероятности банкротства

Анализ финансовой устойчивости

Рисунок 1.1. Этапы анализа бухгалтерского баланса [4.C.31]

Одним из основных источников информации для финансового анализа является аналитический баланс. Это очень наглядная таблица, позволяющая видеть одновременно и состав (структурный анализ) и динамику изменения (временной анализ):

Имущества предприятия (активов).

Источников образования этого имущества (пассивов).

Аналитический баланс получается путём укрупнения статей стандартного бухгалтерского баланса до показателей, в значительной степени определяющих финансовое состояние предприятия. [7.C.87]

Аналитический баланс полезен тем, что сводит воедино и систематизирует те расчеты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом. При стабильной финансовой устойчивости у организации должна увеличиваться доля собственного оборотного капитала, темп роста собственного капитала должен быть выше темпа роста заёмного капитала, а темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности должны уравновешивать друг друга. [10.C.31]

Отчет о финансовых результатах - это документ, отражающий финансовую деятельность компании. Специальная форма данного отчета утверждена МФ России (форма 2 по ОКУД 0710002) и применяется с 2015 года. Данные отчета показывают причины, по которым компания понесла убытки или получила прибыль в определенном отчетном периоде. Форма 2 составляется работниками бухгалтерии (предпочтительнее в машиночитаемом виде) для проведения анализа доходов и расходов по состоянию на конкретную дату. [13.C.7]

Все доходы и расходы отражаются в отчете с нарастающим эффектом. При составлении отчетности важно отразить достоверное и полное финансовое состояние предприятия и если таких данных недостаточно, то применяются дополнительные пояснения и показатели. [16.C.81]

При заполнении формы 2 требуется указать данные о предприятии (наименование, реквизиты, виды деятельности, форма собственности), дату составления отчета, единицу измерения. Отчет состоит из разделов, в которых отображаются данные о доходах и расходах по обычным и прочим видам деятельности, финансовом результате с расшифровкой прибылей и убытков.

Для заполнения отчета необходимо рассчитать выручку от продажи или предоставления услуг, ее себестоимость, прочие доходы, проценты к уплате. Вносится информация о всех видах расходов и прибыли (убытке) от продаж.

Далее в отчете рассчитывается прибыль либо убыток без налога, указываются все налоговые обязательства, а также чистая прибыль. [7.C.31]


Предоставляется отчет о финансовых результатах предприятия в контролирующие органы в сроки, установленные нормативно-правовыми актами РФ. Нарушение этих сроков влечет административное наказание ответственных лиц организации. [22.C.31]

Отчет о движении денежных средств - это документ, в котором представлены данные о денежных потоках предприятий и организаций. Бланк отчета утвержден Министерством финансов РФ (форма 4 по ОКУД 0710004). Отчет оформляется бухгалтерской службой за определенный отчетный период. Можно заполнять вручную или средствами компьютерной техники.

В форме отражаются все денежные поступления (наличные и безналичные). Первичными документами для заполнения отчета служат данные о средствах на счетах кассы, расчетных, валютных, специальных банковских.[19.C.87]

При заполнении формы указывается название организации и ее реквизиты, единица измерения. В бланке представлены три раздела. К текущим поступлениям относятся средства, полученные от реализации продукции, товаров, услуг, а также арендные, комиссионные, лицензионные и прочие платежи.

Продажа необоротных активов, акций других организаций относится к инвестиционным потокам. В этом разделе учитываются проценты и дивиденды по долговым обязательствам. [5.C.31]

В графе денежных потоков от финансовых операций указываются поступления от выпуска акций и ценных бумаг, полученные кредиты и внесенные денежные средства владельцев предприятия. В соответствующие графы таблицы заносится остаток денежных средств. [10.C.65]

Денежные средства в иностранной валюте необходимо пересчитать по курсу ЦБ и внести общую сумму при заполнении отдельных статей отчета.

Данный отчет для контроля подается в налоговую службу. За нарушение сроков предоставления предусматриваются штрафные санкции в отношении должностных лиц предприятия.

Приложение к бухгалтерскому балансу представляет собой документ, являющийся объяснением конкретных позиций баланса предприятия. Бланк утвержден Министерством финансов РФ (форма 5 по ОКУД 0710005). Строгих требований к данной форме отчета нет, поэтому допускается использование и самостоятельно разработанной компанией формы. Заполнять рекомендуется машиночитаемым способом, но можно и вручную. [23.C.86]

Данное приложение оформляется бухгалтером. При заполнении необходимо указать наименование организации, ее реквизиты, вид деятельности и единицу измерения. Форма состоит из девяти разделов, в которых присутствуют сведения о нематериальные активах и основных средствах, финансовых вложениях, запасах предприятия. Также о наличии дебиторской и кредиторской задолженности, затратах на производство, оценочных обязательствах, их обеспечении и государственной помощи.[14.C.1]


В разделе о движении заемных средств отражается наличие заемных денежных средств у фирмы, их движение и сроки погашения, указывается срок задолженности. В соответствующих разделах таблицы вносится информация о быстроизнашивающихся нематериальных активах, основных средствах и малоценных предметах. Эти разделы заполняются на основании первичных документов учета. Расшифровке подлежит вся дебиторская и кредиторская задолженность предприятия. Она делится на краткосрочную и долгосрочную, отдельно выносится просроченная задолженность. [13.C.11]

Данная форма пояснений к балансу не предоставляется предприятиями малый форм собственности и бюджетными учреждениями. Приложение не является обособленным документом и сдается для проверки в налоговую службу вместе с основной годовой документацией.

Схемой аналитического баланса охвачено много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс фактически включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа. [20.C.21]

В настоящее время перед отечественными организациями встала проблема переходы на стандарты международной финансовой отчетности. В свою очередь, одной из насущных проблем, касаемых составления финансовой отчётности является переход на МСФО. В результате трансформации и преобразования система принципов согласно МСФО примет вид, показанный на рисунке 1.2.

Основополагающие допущения

Принципы подготовки и представления финансовой отчетности по МСФО

Качественные характеристики финансовой отчетности

Принципиальные ограничения

- метод начисления;

- непрерывность деятельности;

- последовательность;

- единая экономическая (хозяйствующая) единица;

- использование денежного измерителя.

- периодичность

- профессиональное суждение

- понятность;

- уместность;

- существенность;

- своевременность;

- надежность (достоверность);

- правдивое представление;

- приоритет экономического содержания над юридической формой;

- нейтральность.

-осмотрительность

-полнота

- сопоставимость

-публичность

- конфиденциальность

- компромисс уместности и надежности (достоверности);

- баланс «затраты-выгоды»;

- гармония качественных характеристик;

- равенство интересов;

-эффект внутренней ценности.

Рис.1.2. Система принципов и представления финансовой отчетности согласно МСФО [7]