Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Эмпирическое исследование гендерных различий реагирования на стресс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Я обращаю внимание читателя на тот факт, что в долгих многочасовых экспериментах мы смогли поддерживать экстремальные эффекты на пределе их переносимости субъектами. Все их адаптивно-защитные реакции на стрессор оказались «неудачными», потому что они были «дискредитированы» и «отменены», что усиливало пассивность поведения, летаргию эмоций, медлительность движений рано или поздно у всех испытуемых. , Такие преобразования не происходили по их воле и, поначалу, почти не отражались в их умах.

Действие предельно переносимого стрессора продолжалось и требовало защиты тестируемых организмов. Место эмоционально-поведенческой «защиты» сопровождалось адаптационно-защитной активацией многочисленных вегетативных систем и процессов. Казалось, что они предназначены для предотвращения непонятного, неустранимого, неясного, чем грозный стрессор. Напомним, что этим стрессором были грави-инерционные эффекты, используемые в наших экспериментах. Эта фаза стресса была названа «вегетативным суб-синдромом стресса». Она подробно описана в третьей главе монографии «Психология стресса», опубликованной в 1983 году (Китаев-Смык, 1983).

Реструктуризация стресса у тестируемых организмов и полезные изменения в их поведении, которые продолжались в течение нескольких дней, улучшили приспособляемость испытуемых к стрессовой среде. Интенсивность вегетативного подсиндрома исчезла, так и не достигнув снятия стрессора в наших многонедельных экспериментах. Его заменили стрессовые изменения в интеллектуальной деятельности и общении субъектов - «когнитивные и социально-психологические подсиндромы стресса». Активизация или, наоборот, увеличение пассивности при выполнении рабочих заданий и в общении стали заметны. Четвертая и пятая главы этой монографии посвящены им.

Отмечу, что стрессор в наших экспериментах хоть и был чрезвычайно переносимым, но все же - «переносимым» всеми субъектами. В связи с этим проявления стресса стали просто крайне неприятными, на пределе терпения испытуемых. Их энтузиазм как участников уникальных (первых в мире) испытаний и финансирование участия в этих испытаниях поддерживали личную, субъективную «верхнюю планку» терпения испытуемых.

В чем разница между адаптивным состоянием, в котором вегетативный, когнитивный и социально-психологический суб-синдромы стресса проявлялись на «стадии резистентности» Г. Селье? Действительно, в наших экспериментах и ​​его исследованиях адаптация субъектов к длительным экстремальным воздействиям осуществлялась путем мобилизации ресурсов глубокой адаптации.


Подсиндромы стали заметны, потому что в нашем случае максимально возможная интенсивность мобилизации этих ресурсов создала очень неприятное, болезненное и неудобное состояние субъектов, хотя это позволяло им переносить стресс. Ханс Селье, пожалуй, не очень мощной мобилизации ресурсов для глубокой адаптации все же был достаточен для вполне терпимого существования в стрессовом состоянии.

В наших экспериментах чрезвычайно терпимая, мучительная боль была постоянным напоминанием о необходимости прекращения опасного воздействия стрессора. Эта болезненность играла роль сигнальной лампы, требующей защиты от стрессора. В экспериментах Дж. Селье такой световой сигнал не был необходим, поскольку организм экспериментальных животных был вынужден переносить стресс до наступления «стадии истощения». И только с ней, как и предвидел Г. Селье, из-за ее деструктивности могут начаться явно неприятные переживания.

При длительном стрессе его субсиндромы могут чередоваться, повторяться или сочетаться друг с другом с альтернативным доминированием отдельных синдромов. Однако в условиях, когда максимально переносимые стрессовые факторы воздействуют на человека в течение длительного времени, эти подсиндромы следуют один за другим в определенном порядке, то есть становятся фазами развития стресса. Разграничение этих подсиндромов стало возможным благодаря тому, что при развитии стресса в этих условиях в наших экспериментах стали проявляться различные формы адаптивной активности (в основном выраженные и заметные как для исследователей, так и для испытуемых).

Итак, я выделил четыре стресс-подсайда. Во-первых, в чрезвычайно терпимых экстремальных условиях проявлялся эмоционально-поведенческий подсиндром. Он был заменен вегетативным подсиндромом (подсинхрон профилактической защитной вегетативной активности). Поскольку эти два подсиндрома исчезают, и их можно рассматривать как проявления стадий адаптивной активации относительно низких (иерархически) «функциональных систем» организма, когнитивного субиндрома (подсиндрома изменения психической активности при стрессе) и социально-психологических изменений. Психологический подсиндром (субсиндром изменения коммуникации) стал проявляться. под напряжением). Порядок проявления последних двух суб-синдромов стресса определялся индивидуально-личностными особенностями людей, проявляющимися в экстремальных условиях.

Следует сказать об условности такого разделения стрессовых субсидий. Это может быть по-другому. Я выбрал в основном психологические основания для анализа проявлений стресса, возникающих на относительно постоянном (чрезвычайно терпимом) уровне субъективной конечности стрессора. Другие особенности стрессора или другие основы для анализа развития стресса приведут к различному структурированию явлений его развития.


Однако какой будет стресс, если крайние вредные факторы недопустимы, если они находятся за пределами терпимости и наносят все больший вред людям (их психике, их телу или их сообществам)? Затем начнутся кризис, разрушительные преобразования, которые также можно рассматривать как динамику стресса, ранжируя его кризис.

1.2 Основные этапы и модели стресса

В состоянии стресса обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим физиологические и психологические нарушения. Эта концепция была введена Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы - усталость, страх, обида, простуда, боль, унижение и многое другое вызывают один и тот же тип сложной реакции в организме независимо от того, какой стимул воздействует на него в данный момент. Более того, эти стимулы не обязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на реальную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Например, стресс часто возникает не только в ситуации развода супругов, но и в тревожном ожидании разрыва брачных отношений.

Поведение человека в стрессовой ситуации отличается от аффективного поведения. В состоянии стресса человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию и принимать адекватные решения.

В настоящее время, в зависимости от фактора стресса, различают различные виды стресса, среди которых выражены физиологические и психологические. Психологический стресс, в свою очередь, можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с поставленной задачей, не имеет времени для принятия правильных решений в требуемом темпе с высокой степенью ответственности, то есть, когда происходит информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях опасности, обиды и т. Д. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 стадии. Первая стадия - реакция тревоги - фаза мобилизации защитных сил организма, которая повышает устойчивость к специфическим травматическим воздействиям. Когда это происходит, происходит перераспределение резервов организма: решение основной задачи связано с незначительными задачами. На втором этапе стабилизация всех параметров, несбалансированных на первом этапе, фиксируется на новом уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, кажется, что все становится лучше, но внутренне наблюдается переизбыток адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация сохраняется, начинается третий этап - истощение, которое может привести к значительному ухудшению здоровья, различным заболеваниям и в некоторых случаях смерти.


Этапы развития стрессового состояния у человека:

усиливающаяся напряженность;

правильный стресс;

уменьшение внутреннего напряжения.

По продолжительности первый этап строго индивидуален. Один человек «начинает» в течение 2-3 минут, в то время как другой человек может испытывать увеличение стресса в течение нескольких дней или даже недель. Но в любом случае состояние и поведение человека, попавшего в стресс, меняет «противоположный знак».

Таким образом, спокойный, сдержанный человек становится суетливым и раздражительным, он может даже стать агрессивным и жестоким. И человек, в обычной жизни живой и подвижный, становится мрачным и молчаливым. Японцы говорят: «Человек теряет лицо» (теряет самообладание).

На первом этапе исчезает психологический контакт в общении, появляются отчужденность и дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, предмет разговора кардинально меняется: от предметно-деловых моментов он переходит к личным нападкам (например, «Вы сами (а) такие (такие) ...»).

Но самое главное, что на первом этапе стресса человек ослабляет самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и рационально регулировать собственное поведение.

Второй этап развития стрессового состояния проявляется в том, что у человека возникает потеря эффективного сознательного самоконтроля (полного или частичного). «Волна» разрушительного стресса оказывает разрушительное воздействие на психику человека. Он может не помнить, что он сказал и сделал, или знать о своих действиях довольно смутно и не полностью. Позже многие говорят, что в состоянии стресса они сделали то, чего никогда не сделают в спокойной обстановке. Обычно каждый впоследствии очень об этом сожалеет.

Как и первый, второй этап по продолжительности является строго индивидуальным - от нескольких минут и часов - до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергоресурсы (достижение более высокого напряжения отмечается в точке С), человек испытывает опустошение, усталость и усталость.

На третьем этапе он останавливается и возвращается «к себе», часто испытывая чувство вины («что я сделал»), и дает себе слово, что «этот кошмар» больше никогда не повторится.

Увы, через некоторое время стресс повторяется. Более того, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (с точки зрения частоты и формы проявления). Чаще всего этот сценарий усваивается в детстве, когда родители конфликтуют перед ребенком, вовлекая его в свои проблемы. Таким образом, некоторые люди испытывают стресс почти каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и без значительного вреда для здоровья других). Другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряют самообладание и находятся как бы в «стрессовом безумии».


Стрессовый сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводится не только с точки зрения частоты и формы проявления. Ориентация стрессовой агрессии также повторяется: на себя и на других. Человек винит себя и ищет прежде всего своих ошибок. Другой обвиняет всех вокруг, но не себя.

Сценарий стресса, изученный в детстве, происходит почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, так как механизм стресса «включается» и начинает разворачиваться практически против воли человека, подобно «маховику» какого-то мощного и смертоносного «оружия» ». Человек начинает конфликтовать из-за какой-то мелочи или ничего. Его восприятие реальности искажается, он начинает придавать негативное значение происходящим событиям, подозревая каждого в «несуществующих грехах».

Стрессовые условия значительно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на один и тот же психологический стресс. У некоторых людей наблюдается увеличение активности, мобилизация сил и повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва». Опасность, как будто подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое снижение ее эффективности, пассивности и общего торможения («стресс кролика»).

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но в первую очередь от психологической подготовки человека, включая способность быстро оценивать ситуацию, навыки мгновенной ориентации в неожиданных обстоятельствах, волевую концентрацию и решительность, а также поведение в подобных ситуациях. ,

Техники управления стрессом

Стресс - это чувство, которое испытывает человек, когда считает, что не может эффективно справиться с ситуацией.

Если стрессовая ситуация зависит от нас, необходимо более рационально сосредоточиться на ее изменении. Если ситуация не зависит от нас, вам необходимо принять и изменить свое восприятие, свое отношение к этой ситуации.

В большинстве ситуаций стресс проходит несколько этапов.

Фазовая сигнализация. Это мобилизация энергетических ресурсов организма. Умеренный стресс на этом этапе полезен, он приводит к повышению эффективности.

Фазовое сопротивление. Это сбалансированное расходование резервов организма. Внешне все выглядит нормально, человек эффективно решает стоящие перед ним задачи, но если этот этап длится слишком долго и не сопровождается отдыхом, то организм работает на износ.