Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Эмпирическое исследование гендерных различий реагирования на стресс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стратегию «положительная переоценка» реже всех используют молодые девушки младше 21 лет (М=11,88; р<0,001). Мужчины всех возрастных групп так же редко прибегают к данной стратегии. Это значит, что они не склонны искать позитивный смысл в событиях и обесценивать их значимость, девушки быстрее впадают в состояние паники и уныния, испытывают чувство беспомощности и разочарования, поскольку у них низкий самоконтроль и слабые навыки проблемно-решающего поведения. С увеличением возраста и приобретением жизненного опыта у женщин появляется способность «философски» относиться к действительности, видеть не только отрицательные, но и положительные стороны происходящих событий, с оптимизмом смотреть в будущее.

В группе юношей и девушек до 20 лет обнаруживаются самые низкие значения стратегии «планомерное решение проблемы» (соотв.: М=12,16; М=11,89, но различия недостоверны). И это вполне закономерно, т.к. в этом возрасте еще недостаточно опыта по совладанию со стрессами и разрешению проблем, возникающих во взрослой жизни. Навыки планомерного разрешения проблем с увеличением возраста постепенно формируются и закрепляются в поведении. Средние показатели частоты использования копинг-стратегии «планомерное решение проблемы» наиболее высоки в группах мужчин и женщин 21-45 лет, т.е. в группах взрослых людей наиболее трудоспособного и активного (продуктивного) в профессиональной и социальной жизни возраста.

С возрастом люди  начинают более реалистично относиться к ситуации и своим возможностям (способностям) что-либо в ней изменить, наблюдается, по мнению Gutmann’s (1974), переход от «активного» к «пассивному» преодолению. По нашим результатам, с возрастом на фоне преимущественного использования активных проблемно-фокусированных стратегий совладания со стрессом все же постепенно усиливается тенденция к дистанцированию и бегству от проблем (показатели данных копинг-стратегий наиболее высоки в группах 31-45 и 46-60 лет). В некоторых ситуациях, если они объективно не зависят от человека, наиболее адекватным способом совладания с ними может стать бегство-избегание Адекватная оценка ситуации и своих возможностей по совладанию с ней – в данном случае являются главными факторами принятия решения к избеганию фрустрирующей ситуации или конфликта и, как следствие, выработки соответствующей стратегии поведения. У женщин с возрастом несколько усиливается конфронтация (т.е. настойчивость и агрессивность в преодолении трудностей).


Стратегию «поиск социальной поддержки» чаще других применяют женщины в возрасте 31-45 лет (М=12,05; р=0,03) и мужчины возрасте 21-30 лет (М=11,33, различия на уровне тенденции). Вероятно, это связано с тем, что социальное окружение, наличие близких и друзей особенно важны в период профессионального становления, когда основное время жизни расходуется на самореализацию, профессиональное общение и деятельность. Редко обращаются за помощью юноши и девушки младше 21 лет (соотв.: М=10,65 и М=11,24), а также мужчины и женщины 46-60 лет (М=10,52 и М=11,23), но по сравнению с мужчинами, женщины все-таки чаще обращаются за помощью к социальному окружению.

В целом, для взрослого населения России характерны активные проблемно-фокусированные стратегии совладания с жизненными трудностями, а также стратегии эмоционального отстранения, умение «переключаться» от проблем и предотвращать стрессы путем избегания неприятностей [3].

Исследование также показало, что копинг-поведение не является постоянной величиной (в отличие от бессознательных механизмов психологической защиты), а изменяется на разных этапах жизненного пути человека. Т.е. на разных этапах жизни человек использует различные стратегии совладающего поведения, и это связано, на наш взгляд, с тем, что задачи и требования, встающие перед ним, постоянно изменяются на протяжении жизни, меняются пути их решения, выбирается адекватный внутренней и внешней жизненной ситуации репертуар поведения. Учитывая достаточно большой объем экспериментальных данных, можно говорить о некоей закономерности в предпочтении тех или иных стратегий преодоления стресса в зависимости от возраста.

Таким образом, можно утверждать, что стиль совладания активно формируется в юном возрасте, на начальном этапе становления взрослости. Проверяются на практике и отбираются наиболее подходящие и эффективные способы решения проблем. С возрастом репертуар совладания расширяется, и в дальнейшем человек автоматически использует наработанный репертуар поведения, сложившуюся устойчивую систему взглядов и подходов к тем или иным явлениям. Развивается способность к объективной оценке ситуации и своих возможностей влияния на нее, что, по мнению Р. Лазаруса, является ключевым фактором в выборе эффективного способа совладания. Важным приобретением возраста является умение предотвращать (или предвосхищать) проблемы, т.е. упреждающий метод борьбы (совладания) со стрессом; с возрастом формируется «модель экономии энергии» в проблемно-решающем поведении.


Заключение

Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и решению это проблемы – гендерных особенностей стресса, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова.

В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы стресса в разработках на современном этапе. Здесь были проанализированы работы Ганса Селье "Стресс без дистресса" три стадии стресса, когнитивная концепция Лазаруса по копинг-поведению, по клинико-психопатологическим проявлениям стресса Ю.А. Александровского, изыскания Е.Черепановой, различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная, Д. Хоффельд. Также в теоретической части нами были раскрыты основные формы проявления психологического стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса.

Для осмысления исследуемой проблемы был проведен анализ исследований гендерных особенностей и поло-ролевых различий в проявлении стресса, раскрыто понятие гендера и проанализирована концепция Сандры Липсиц Бем.

Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик. По данным первой методики мы выяснили, что испытуемым мальчикам более, присущи мужские черты личности (мускулинный тип), и они позиционируют себя как мужчины – 43,3% от всех испытуемых мальчиков, при этом 53,3% испытуемых мальчиков имеют смешанный, андрогинный тип личности и всего 3% (один испытуемый) имеет феминный тип.

По группе испытуемых девочек были получены следующие данные: лишь у 30% девочек из всей выборки феминный тип личности, 60% девочкам присущ андрогинный тип личности и у 10% испытуемых девочек выявлен мускулинный тип. Анализируя полученные данные мы можем сказать, что соответствие "психологическому" полу больше у мальчиков, чем у девочек того же возраста.


С помощью второй методики на выявление реактивной тревожности, мы можем утверждать о том, что результаты по группе мальчиков с данными из группы девочек и вне зависимости от типа психологического пола ничем не отличаются. Подтверждением этого служат корреляционные данные, где r = −0,060977457, по определению слабая корреляционная зависимость, или отрицательная.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста не подтвердилась.

Список литературы

  1. Исаева Е.Р. Возрастные и гендерные особенности стресс-преодолевающего поведения (на примере российской популяции) // Вестник ТГПУ, Раздел «Психология». Вып. № 6 (84) 2009. –  Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. –  с. 86-90.
  2. Lazarus R., Folkman S. Manual for Ways of Coping Questionnaire.  Palo Alto, CA, 1988.
  3. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю., Новожилова М.Ю., Вукс А.Я. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессом и проблемными для личности ситуациями / Пособие для врачей и медицинских психологов – Изд-во: НИПНИ им. В.М. Бехтерева – СПб, 2009. – 40 с.
  4. Воробьева О.В. Стресс и расстройства адаптации. РМЖ 2009;17(6):1-5.
  5. Воробьева О.В., Рябоконь И.В. Стресс и антистрессовая терапия. Лечащий врач 2011;5: 85-9.
  6. Медведев В.Э. Купирующий анксиолитический эффект препаратов растительного происхождения в общей медицинской сети. Consilium Medicum. Приложение неврология/ревматология 2011;1: 6-10.
  7. Larzelere M.M., Jones G.N. Stress and Health. Primary Care: Clinics in Office Practice. December 2008;35(4): 839-56.Ларзереле М.М, Джонс Дж.Н. Стресс и здоровье. Журнал «Primary Care: Clinics in Office Practice». Декабрь 2008;35(4): 839-56
  8. The American Institute of Stress. Available at: http://www.stress.org/stress-effects/. Accessed on 17.09.2015. Американский Институт стреса. Доступно по ссылке http://www.stress.org/stress-effects/ Запрос от 17.09.2015
  9. Stress symptoms: Effects on your body and behavior. Available at: http://www.mayoclinic.com/health/stress-symptoms/SR00008_D/ Accessed on 17.09.2015. Симптомы стресса: влияние на ваше тело и поведение. Доступно по ссылке http://www.mayoclinic.com/health/stress-symptoms/SR00008_D/ Запрос от 17.09.2015
  10. Абдурахманов Р.А. 1999.Возрастная психология. Рабочий учебник для ВУЗов (в четырех юнитах), Юнита 1. Онтогенез психических процессов и личности человека. М.: СГУ, 68.
  11. Абдурахманов Р.А. 2007. Социальная психология. Рабочий учебник (в 4 модулях), Модуль 4. Психология групп и межгрупповых отношений. Москва, Российский новый университет,109.
  12. Азарнов Н.Н. 2010. Безопасность личности в системе социального взаимодействия. Психология безопасности в современном мире: Материалы международного симпозиума. Екатеринбургу-59.
  13. Анцыферова Л.И. 1994. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита, Психологический журнал Т. 15. №1, 319.
  14. Онищенко Н.В. 2010. Стресс-преодолевающее поведение: гендерный аспект. Московский городской психолого-педагогический университет, PsyJournals.ru, 257- 258.
  15. Романова Е.С. 2003. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 464.
  16. Феоктистова С.В. 2011. Влияние темперамента на особенности переживания стресса взрослыми людьми в трудовой деятельности: материалы 7-го междунарного междисциплинарного конгресса «Нейронаука для медицины и психологии». Судак, Крым, Украина, 431.
  17. Феоктистова С. В. 2012. Психологические условия профилактики профессионального стресса у сотрудников коммерческой организации. Нейронаука для медицины и психологии. Восьмой международный междисциплинарный конгресс: труды. Москва, 414-415.
  18. Хакер У. 2001. Восприятие и реакции на рабочую ситуацию, Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. СПб.: Питер, 363-366.
  19. Щербатых Ю. В. 2006. Психология стресса и методы коррекции. СПб.:Питер, 256.
  20. HeadHunter «Самые стрессовые профессии». 2014. hh.ru: https://hh.ru/article/i4948.
  21. ФБК («Финансовые и бухгалтерские консультанты») Grant Thornton International. 2015. «Women in business: the path to leader ship». fbk.ru: http://www.fbk.ru/publications/columns/13890/.
  22. GfKGroup.2015. "Основные причины для стресса в разных странах», gfk.com: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/gfk-izuchila-osnovnye-prichiny-dlja-stressa-v-raznykh-stranakh/.