Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии (Оценка кадровой работы в ООО «НПК «Форма-Стиль»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Категории

работающих

Среднесписочная

Отклонение за 2015 г. от

численность

2013

2014

2013

2014

2015

Чел.

% прироста

Чел.

% прироста

Рабочие, в том числе:

Основные

вспомогательные

944

754

190

944

754

190

815

640

175

-129

-114

-15

-13,71

-15,12

-7,90

-129

-114

-15

-13,71

-15,12

-7,90

Продолжение таблицы 4

Служащие всего, в т.ч.:

Руководители

Специалисты

Прочие служащие

250

128

90

32

228

120

88

20

203

106

79

18

-47

-22

-11

-14

-18,80

-17,19

-12,22

-43,75

-25

-14

-9

-2

-10,97

-11,67

-12,50

-10,00

Всего работающих

1194

1172

1018

-176

-14,74

-154

-13,14

Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что в течение 2015 г. наблюдается сокращение кадрового состава. За 2015 г. сокращение численности работников предприятия составило 154 чел.

Снижение численности работающих происходило как по рабочим, так и по служащим: в течение 2015 г. численность рабочих сократилась на 13,71 % по сравнению с показателем за 2014 г., численность служащих - на 10,97 %.

Проанализируем динамику структуры персонала предприятия за 2013-2015 годы (таблица 5).

Таблица 5

Динамика структуры численности работающих по категориям (%) [[27]]

Категория

работающих

Структура численности, %

Отклонение за 2015 г. от

2013

2014

2015

2013

2014

Среднесписочная численность всего

100

100

100

-

-

в т.ч. рабочие, из них:

основные;

вспомогательные

79,06

63,15

15,90

80,55

64,33

16,21

80,02

62,87

17,15

0,96

-0,28

1,25

-0,53

-1,46

0,94

Служащих, из них:

20,94

19,45

19,98

9,26

0,53

Руководители;

Специалисты;

Прочие специалисты

10,72

7,54

2,68

10,24

7,51

2,30

10,41

7,79

1,78

-0,31

2,93

-0,90

0,17

0,28

-0,52


Из данных таблицы 5 видно, что за 2015 г. в структуре персонала произошли негативные изменения по сравнению с показателями 2014 г.: на 0,53 процентного пункта сократился удельный вес рабочих в общей численности персонала с соответствующим увеличением удельного веса служащих.

В таблице 6 представлены данные о возрасте персонала предприятия.

Таблица 6

Данные о возрасте персонала предприятия, % [[28]]

Возраст

2014

2015

Изменение

Рабочие

От 20 до 30 лет

24

30

+6

От 30 до 40 лет

32

36

+4

От 40 до 50 лет

29

33

+4

Старше 50 лет

15

1

-14

Специалисты

От 20 до 30 лет

27

32

+5

От 30 до 40 лет

35

37

+2

От 40 до 50 лет

24

29

+4

Старше 50 лет

14

2

-12

Из данных таблицы 6 можно сделать вывод, что наблюдается тенденция омоложения работников.

Удельный вес рабочих старше 50 лет сократился на 14 пунктов, а специалистов – на 12 пунктов.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о низкой эффективности работы предприятия в 2015 г.: объём реализации продукции за 2015 г. уменьшился по сравнению с 2014 г. на 24,49 %. Затраты на производство продукции превысили выручку, в результате чего предприятием был получен убыток в размере 11 945 тыс.руб. Численность персонала в 2015 г. сократилась на 13,14 %.

2.2. Оценка эффективности работы кадровой службы предприятия

Кадровая работа в ООО «НПК «Форма-Стиль» проводится работниками отдела кадров, который является самостоятельным структурным подразделением предприятия.

Основными направлениями кадровой работы являются следующие:

  • подбор кадров в целях обеспечения рабочей силой цехов и отделов предприятия,
  • прогноз потребности кадров,
  • организация подготовки и обучения кадров,
  • подготовка руководящих кадров, их повышение, продвижение по службе,
  • создание резерва кадров,
  • участие в подготовке премиального положения, способствующего привлечению, закреплению и сохранению кадров,
  • учет кадров.

Для оценки эффективности работы кадровой службы предприятия использован чек-лист, представленный в таблице 7.

Таблица 7

Чек-лист оценки работы сотрудника кадровой службы [[29]]

Вопрос

Кто отвечает за составление кадровых документов в вашем отделе кадров?

Какими документами регламентируется деятельности вашего отдела кадров? Покажите, пожалуйста, эти документы.

Как распределяются функциональные обязанности в кадровой службе?

Что входит непосредственно в Ваши обязанности как сотрудника кадровой службы? Где (в каких документах) закреплены Ваши обязанности?

С какими подразделениями Вам приходится взаимодействовать при оформлении кадровой документации? Опишите, пожалуйста, как происходит это взаимодействие.

Какое специализированное программное обеспечение Вы используете в своей работе?

Какими нормативными актами Вы руководствуетесь в своей работе?

Какое количество времени требуется Вам для оформления документации по... (приему, увольнению, переводу (в зависимости от функциональных обязанностей проверяемого)) одного сотрудника?

Какими нормативными актами Вы руководствуетесь в своей работе?

Какие изменения произошли в последние полгода в действующем законодательстве, регламентирующем Вашу работу? Откуда Вы узнали об этих изменениях?

Как часто сотрудники кадровой службы имеют возможность повышать свою квалификацию? Каким образом определяется необходимость (потребность) в повышении квалификации?

Какой последний семинар (практикум) по профессиональной тематике Вы посетили? Какая информация, полученная Вами на обучении, используется Вами в работе?

Как давно Вы работаете в ООО «НПК «Форма-Стиль»

Как часто меняется состав кадровой службы?

Кто осуществляет контроль за Вашей работой?

На основе чек-листа, а также анализа документации заполнен специальный рабочий документ «Информация о кадровой службе», представленный в таблице 8.

Таблица 8

Информация о кадровой службе ООО «НПК «Форма-Стиль» [[30]]


Информация

Результат

Отметка о наличии

Комментарий

1

2

3

4

5

1

Сотрудники
кадровой службы
(образование, стаж работы в должности)

1. Марочкина Надежда Алексеевна, руководитель кадровой службы: образование высшее, стаж работы в должности руководителя кадровой службы - 24 года.
2. Мельникова Ирина Алексеевна, ведущий специалист по кадрам: образование высшее, стаж работы в должности ведущего специалиста - 21 год.
3. Жильцова Валентина Владимировна, ведущий специалист по кадрам: образование высшее, стаж работы в должности ведущего специалиста - 12 лет.
4. Аверьянова Екатерина Игоревна, ведущий инженер по кадрам: образование средне-специальное, стаж работы в должности ведущего инженера по кадрам - 12 лет.
5. Козырева Наталья Сергеевна, инспектор по кадрам: образование среднее профессиональное, стаж работы в должности инспектора по кадрам - 5 лет

2

Наличие должностных инструкций
в кадровой службе

Не разработаны

разработаны частично (для отдельных сотрудников кадровой службы)

разработаны для всех должностей и утверждены в документальном виде

+

3

Наличие положения
о кадровой службе

Есть

+

Нет

4

Понимание сотрудниками отдела кадров своих обязанностей и сути выполняемой работы

плохое

среднее

+

хорошее

5

Наличие четких зон
ответственности

за каждым сотрудником закреплена своя зона ответственности

зоны ответственности нескольких сотрудников пересекаются

+

Продолжение таблицы 8

1

2

3

4

5

зоны ответственности не выделены

6

Знание в области
законодательства,
регламентирующего кадровый документооборот

Плохое

Среднее

+

Хорошее

7

Обучение сотрудников кадровой службы

проходит постоянно

Внешние семинары.
Обучение проходил только руководитель
службы

проходит эпизодически

+

не проводится

8

Текучесть персонала в кадровой службе

высокая

умеренная

низкая

+

9

Оформление кадровой документации ведется в электронной системе
кадрового документооборота

Да

+

Внутренняя разработка по предприятию

Нет

10

Среднее количество приказов по личному составу в месяц

420

11

Примерное
количество времени, которое уходит
на оформление
приема человека
на работу

50 минут

Время может быть сокращено в случае улучшения навыков работы сотрудников со специализированным программным обеспечением

12

Примерное
количество времени, которое уходит
на оформление увольнения работника

30 минут

13

Наличие системы
внутреннего контроля за издаваемой кадровой
документацией

существует в виде организованной системы процедур

существует частично и осуществляется стихийно

+

Проверки со стороны руководства нерегулярны

отсутствует


Продолжение таблицы 8

1

2

3

4

5

14

Взаимодействие
между подразделениями, отвечающими за ведение кадровой документации, и подразделениями, участвующими в ее подготовке

плохое

среднее

+

хорошее

15

Степень участия
юридической службы в составлении кадровых документов

готовит проекты

визирует проекты, подготовленные сотрудниками кадровой службы

+

Визируются только приказы
об увольнении
по инициативе
работодателя

не принимает участия в подготовке

16

Реакция на изменение действующего законодательства

плохая, изменения в практику вносятся с большим опозданием

+

хорошая, изменения в практику вносятся оперативно

По результатам диагностики работы кадровой службы составлен отчет, представленный в таблице 9.

Таблица 9

Отчет по итогам диагностики кадровой службы [[31]]

Содержание

Результат

1

2

1.Общие положения

1.1. Цели диагностики

Диагностика текущего состояния в кадровой службе ООО «НПК «Форма-Стиль» была проведена с целью выработки согласованного с руководством предприятия плана мероприятий по совершенствованию системы работы кадровой службы.

1.2. Задачи диагностики

Проведен первичный анализ документации, регламентирующей работу сотрудников кадровой службы предприятия

Проведен анализ функциональной загрузки сотрудников кадровой службы

Проведен анализ технологий и процессов работы кадровой службы на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства, требованиям локальных нормативных актов, организацией аналогичных процессов в других организациях.

Проведен первичный анализ программного обеспечения, используемого для оформления кадровой документации.

1.3. Методы сбора данных

Интервью, наблюдение за работой сотрудников кадровой службы, анализ локальной нормативной документации.