Файл: Управление эффективностью организации гостиничного (ресторанного) бизнеса..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса является ведущим фактором и базой туризма. Произошедшие в последние десятилетия изменения в социально-экономической и политической сферах самым непосредственным образом сказались на состоянии гостиничного хозяйства России. Сегодня в России очень бурно развивается сеть гостиничных предприятий.

Технико-организационный уровень производства является основой всех экономических показателей хозяйственной деятельности предприятий, не смотря на то, что эта сторона деятельности гостиницы не является непосредственно предметом экономического анализа.

От правильной и научной организации технических условий производства зависит степень использования производственных ресурсов гостиницы: средств, предметов труда и самого живого труда и эффективности организации гостиничного (ресторанного бизнеса.

Все перечисленное свидетельствует о важности изучения показателей научно-технического уровня производства и финансовых результатов деятельности предприятия гостиничного бизнеса, что повлияло на выбор темы курсового проекта.

Цель работы – провести оценку эффективности деятельности предприятия на основе анализа основных технико-экономических и финансовых показателей, характеризующих деятельность конкретной гостиницы.

Для этого необходимо решить ряд задач:

- определить роль и значение показателей эффективности предприятий гостиничного (ресторанного) бизнеса в современных условиях;

- на конкретном примере провести анализ и дать оценку эффективности организации производства в гостинице.

Для написания данной работы использован материал из различных источников. Вопросам проведения экономического анализа и оценки эффективности деятельности организаций посвящены работы таких авторов, как Гарнов А.П., Григорьева Т.И., Савицкая Г.В., Поздняков В.Я., Шеремет А.Д. и др. В учебниках по комплексному анализу хозяйственной деятельности предприятий рассматриваются, в частности, вопросы анализа технико-организационного уровня производства, оценки эффективности управления организацией, анализа технического развития и финансовго состояния.

Вопросы экономики и организации производства предприятий гостинично-туристического бизнеса рассматриваются в работах Быстрова С.А., Зайцевой А.В., Башина Ю.Б., Елисеевой Т.И., Косолапова А.Б., Здорова А.Б., Инграм Х., Меллик С., Скобина С.С. и др.


Объектом исследования в курсовом проекте является финансово-экономическая деятельность предприятий гостиничного хозяйства. Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения, складывающиеся в процессе функционирования гостиничного предприятия.

В курсовом проекте использовался следующий аналитический инструментарий: анализ динамических рядов, анализ структуры, выполнения плана с помощью абсолютных и относительных показателей, трендовый и факторный анализ.

Информационным источником явилась финансовая отчетность загородного клуб-отеля «ArtLand», расположенного в Подмосковье, за 2016 год.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

1.1. Особенности организации гостиничного бизнеса в современных условиях

Давно известно, что, если система не развивается, то она в итоге погибает. Это правило в полной мере можно отнести к существованию гостиниц и ресторанов. При отсутствии возможностей для развития и неправильной организации управления гостиница может стать несостоятельной, т.е. будет вынуждена прекратить функционирование в качестве хозяйственной единицы в связи с отсутствием необходимых ресурсов для осуществления своей деятельности.

В современных условиях уже сложился, но продолжает развиваться рынок гостиничных услуг, который разбит на сегменты. Внутри каждого сегмента существует жесткая конкуренция, поэтому для сохранения конкурентоспособности каждому отдельному субъекту хозяйствования необходимо непрерывно развиваться, расширять и совершенствовать свои услуги, постоянно проводя мониторинг внешней среды и оценку своих внутренних возможностей 23.

Управление непрерывным развитием гостиницы предполагает постоянное обновление, т.е. введение новых элементов, закрытие старых, модернизацию существующих. Однако в процессе развития и совершенствования необходимо не забывать об имеющихся индивидуальных особенностях у каждой гостиницы и сохранить наиболее притягательные элементы этой самобытности.


Назначение гостиницы сегодня в соответствии с официальными требованиями стандарта является коллективное размещение граждан. При этом гостиница обязана оказывать ряд дополнительных услуг, набор которых зависит от ее категории 20. Причем развитие и расширение дополнительных услуг позволяет гостиницам оставаться «на плаву» даже в современных кризисных условиях.

Доход от размещения в основном зависит от процента загрузки номерного фонда, которым располагает гостиница, и цены продажи номера. Основного преимущества гостиница добивается тогда, когда она эффективно использует номерной фонд и в то же время предлагает такой набор дополнительных услуг, который учитывает потребности как клиентов, проживающих в гостинице, так и клиентов с улицы 29.

Основным видом дохода в гостиницах является наличие и непрерывное развитие номерного фонда, но в условиях жесткой конкуренции даже качественные обновленные номера не всегда хорошо продаются, т.к. на объем сдаваемых номеров значительное влияние оказывает рынок, в частности положение гостиницы и ее продукта на рынке.

Гостиница, исходя из того, что номерной фонд должен принести ей наибольший доход за счет постоянного востребования клиентами, может выбрать направление на изменение неиспользуемого номерного фонда и разместить там тренажерный и спортивный залы, бильярдную, дискотеку, картинную галерею, оздоровительный центр и др.

Следовательно, для гостиниц в современных условиях достаточно значимым фактором является наличие дополнительных услуг, т.е. создания нового продукта, наличие которого демонстрирует прогрессивный характер развития гостиницы.

Принимая решение о снятии с продажи услуги (продукта), администрация гостиницы всегда должна иметь этому продукту замену, чтобы не отдавать сегмент (нишу) рынка данной услуги (продукта) своему конкуренту. Поэтому необходимо непрерывно вести анализ рентабельности конкретного продукта, продаваемого на рынке.

Одно из условий эффективного управления гостиничным предприятием (отелем) — учет видов проживания потребителя (клиента) в гостинице. Гостиничными услугами клиенты пользуются с целью разового (краткосрочного) ночлега,  продолжительного проживания, проживания во время переезда, проведения свободного времени или отпуска.

В США современные отели находят различные способы удовлетворения потребностей своих клиентов, такие, как организация этажей только для женщин, бизнес-этажей, этажей для VIP-гостей, центров бизнес-услуг, оздоровительных центров, специальных помещений для отдыха в номерах, введение программ для постоянных клиентов, организация отелей с полным набором услуг. Многие из этих способов клиенты воспринимают с большим одобрением 26.


Создание дополнительных зон и услуг привлекает новых клиентов, но ключевыми факторами успеха остаются местоположение отеля, чистота в номерах и уровень цен.

Прогрессивным направлением развития является создание отеля с полным комплексом услуг.

Экономические подходы к управлению гостиницей

Содержание экономического направления в гостиничном менеджменте является управление производственным процессом. Деятельность менеджера сосредотачивается на координации материальных и трудовых ресурсов, чтобы достичь поставленных целей при наименьших затратах.

Положение об аналитической службе гостиничного предприятия определяет 10:

- цели, задачи, структуру и место аналитической службы в структуре управления гостиницы;

- общие принципы подготовки исходной информации для работы аналитической службы;

- виды работ, осуществляемых аналитической службой;

- общую идеологию подготовки и процедуры представления итоговых результатов работы аналитической службы.

Экономическим анализом деятельности гостиничного предприятия является совокупность аналитических материалов по итоговым результатам деятельности за продолжительный временной период, так называемый текущий анализ, который проводится по материалам отчетности за месяц, квартал или год 7.

Анализ хозяйственной деятельности гостиничного предприятия включает в себя:

- анализ основных финансовых и экономических показателей;

- анализ иных важных показателей, которые влияют на результаты деятельности организации на рынке туриндустрии;

- анализ маркетинговых показателей;

- выводы по существу анализируемых предметов;

- предложения по совершенствованию и организации управления гостиницей;

- выявление существующих проблем и разработку комплекса их решения.

Управленческий анализ деятельности гостиницы является совокупностью аналитических материалов по действующим результатам деятельности организации с разбивкой показателей по неделям. Готовится еженедельно 6.

Управленческий анализ деятельности включает в себя:

- краткую характеристику динамики показателей с формулировками основной проблематики изучаемого периода;

- утвержденные отчетные формы, которые формируются по результатам деятельности;


- перечень предложений по действующей проблематике либо вновь появившейся проблеме, которая имеет существенные негативные последствия для деятельности гостиницы.

Исходными данными для работы аналитической службы является совокупность финансовых, экономических и производственных показателей, которые формируются подразделениями предприятия и представляются в аналитическую службу для анализа по формам и в сроки, определяемые установленными требованиями. Исходные данные состоят из плановых и фактических значений показателей, которые входят в систему ключевых и дополнительных финансовых и экономических показателей 4.

Подготовленные подразделениями исходные данные представляются согласно утвержденной процедуре.

Формы и состав предоставляемых подразделениями данных определены соответствующей нормативной документацией, которая определяется требованиями к составу и процедуре составления данных.

Нормативная документация, которая определяет данные требования, должна быть разработана с участием аналитической службы и согласуется ею.

Дополнительными данными для работы аналитической службы являются совокупность исходных данных, которые аналитическая служба получает самостоятельно либо во взаимодействии со службами организации в дополнение к начальным данным для работы аналитической службы.

Состав информации определяется текущими потребностями аналитической службы в дополнительных данных для более углубленного анализа происходящих в гостинице процессов.

Начальники служб обязаны содействовать в получении аналитическим подразделением запрашиваемых дополнительных данных.

Целью работы аналитической службы предприятия ГТБ является стабильное аналитическое обеспечение управленческого процесса в организации. Причем состав должностных лиц организации, обслуживаемых аналитической службой, определяется генеральным директором организации.

К целям аналитической службы также относится оценка деятельности по выполнению запланированных основных финансово-экономических показателей организации, своевременное информирование руководства гостиницы об отклонениях показателей.

К задачам аналитической службы относятся:

- проведение еженедельного управленческого анализа;

- проведение ежемесячного финансово-экономического анализа;

- построение системы непрерывного мониторинга состояния и динамики ключевых показателей деятельности гостиницы;