Файл: Управление эффективностью организации гостиничного (ресторанного) бизнеса..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- организация деятельности по совершенствованию методов и форм анализа деятельности организации;

- аналитическое обеспечение планирования деятельности организации;

- организация анализа инициатив, которые предлагаются ответственными менеджерами в контексте перспективы решения выявленных проблем;

- обеспечение руководства организации аналитикой, которая необходима для принятия решений управления.

- формирование предложений по выявленным проблемам.

Основные факторы и резервы роста эффективности деятельности гостиницы

В современных условиях хозяйствования организаций основными факторами повышения эффективности их деятельности являются принятые управленческие решения, направленные на техническое и организационное развитие, улучшение корпоративных, социальных и природных условий функционирования производства.

Технический прогресс всегда был и остается главным условием развития производства и производительных сил 18. От уровня техники, технологии и организации производственных и управленческих процессов непосредственно зависят все технико-экономические показатели деятельности гостиничного предприятия.

Организационно-технический уровень предприятия ГТБ характеризуется степенью совершенствования организации труда и производства, эффективностью применяемых методов управления, уровнем качества услуг 19. 

Любые гостинцы, мотели, пансионаты, в том числе и малые, должны быть оснащены обязательными инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими горячее и холодное водоснабжение, канализацию, отопление, вентиляцию, радиовещание, телевидение, освещение и телефонную связь 14.

Все электрическое, газовое, вентиляционное, водопроводное, канализационное оборудование должно устанавливаться и эксплуатироваться в соответствии с Правилами технической эксплуатации гостиниц и их оборудования 12.

Все перечисленное определяет важность инженерно-технической службы и эконмического анализа показателей научно-технического уровня организации производства в гостинице. Инженерно-техническая служба отвечает за надежность и функционирование систем теплоснабжения, кондиционеров, санитарно-сливного процесса, электрических сетей, профилактику телекоммуникаций, лифтового оборудования. Бесперебойная работа инженерно-технического комплекса обеспечивается постоянным совершенствованием культуры труда его субъектов 5.


Сервисная деятельность в развитии технического обслуживания напрямую связана с обеспечением счетно-контролирующими приборами, инструментами, объемом и своевременностью инструктажа, оформлением документации и ее использования для устранения возможных технических неполадок.

Фактор надежности в большей степени достигается организа­ционно- правовыми действиями. Важное место в инженерно-технической службе гостиницы отводится также бла­гоустройству территории. Ее сервисное поле определяется эколо­гической целенаправленностью 23.

В основе методики комплексного экономического анализа организационного уровня лежат три группы аналитических показателей: уровень техники и технологии; организационный уровень производства; показатели анализа уровня управления (рис.1.1).

Рисунок 1.1. Система показателей анализа организационно-технологического уровня производства 17

Можно сделать вывод, что результат от повышения организационно-технологического уровня производства в любой отрасли материального производства, в конечном счете, проявляется в процессе использования трех основных элементов производства: труда, средств и предметов труда. Качественными показателями использования производственных ресурсов являются производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, оборачиваемость оборотных средств. Показатели интенсивности использования ресурсов одновременно являются и индикаторами экономической эффективности организационно-технического уровня 1.

Анализ научно-технического уровня производства является важной составной частью анализа организационно-технического уровня производства предприятия ГТБ.

Каждое из направлений, характеризующих организационно-технический уровень производства, отражается системой показателей, выбор которых определяется предприятием исходя из цели анализа. Наиболее широко используемыми показателями научно-технического уровня производства являются показатели прогрессивности и качества продукции, уровня механизации и автоматизации производства, прогрессивности его технической базы и применяемых технологий, уровня технической и энергетической вооруженности труда. Внимание аналитика должно быть обращено на уровень интеграции оборудования, а также на способность его к модернизации.

С показателями механизации и автоматизации производства связана прогрессивность технологии. Обобщающим показателем для ее измерения служит удельный вес новых технологических процессов, исчисляемый как отношение продукции, получаемой путем применения прогрессивных технологических процессов, к общему объему производства данного вида продукции. Частным показателем – удельный вес электрической энергии, используемой в технологических процессах, в общем количестве потребляемой электроэнергии за год.


Система показателей и методика оценки эффективности деятельности гостиницы

Основным источником информации, необходимым для оценки эффективности работы и анализа финансового состояния предприятия является бухгалтерская отчетность, которая в условиях рынка стала наиболее информативным и надежным источником, характеризующим имущественное и финансовое положение компании 10.

Состав и содержание бухгалтерской отчетности в настоящее время регулируется Федеральным законом от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», с последующими изменениями и дополнениями.

В состав годовой бухгалтерской отчетности организации входят: Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в табличной и текстовой форме).

Годовая бухгалтерская отчетность дает широкие возможности для всестороннего анализа деятельности предприятия, и наибольшую информационную нагрузку несут две первые формы отчетности; остальные формы содержат вспомогательную информацию.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются 28:

  • использование системы аналитических показателей всесторонне характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации;
  • изучение причин изменения этих показателей;
  • выявление и измерение причинно-следственных связей между ними.

Все аналитические методы можно сгруппировать в две большие группы: качественные и количественные (рис.1.2).

Основными методами анализа финансового состояния предприятия служат: чтение отчётности, вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ, методы группировки, расчёт финансовых коэффициентов, факторный анализ (рис.1.3) 15.

Чтение отчетности – это изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности.

Вертикальный анализ – это процесс познания целого через его составляющие. Вертикальный анализ позволяет по значениям абсолютных показателей, представленных в финансовой отчётности, получить относительные показатели, на которых основывается финансовый анализ.


Рисунок 1.2. Качественные и количественные методы анализа

Преимущество относительных показателей перед абсолютными в экономическом анализе является очевидным. Использование относительных величин позволяет сгладить влияние внешних экономических факторов на результаты расчётов и делает возможным пространственные и временные сравнения.

Методы финансового анализа

Горизонтальный

Трендовый

Метод финансовых коэффициентов

Вертикальный

Факторный

Рисунок 1.3. Методы анализа финансового положения

Горизонтальный анализ – это определение темпов роста исследуемых показателей за рассматриваемый период. Он позволяет оценить динамику анализируемых показателей. Проведение горизонтального анализа возможно в том случае, когда имеются данные о деятельности предприятия за несколько периодов. Наиболее информативен горизонтальный анализ относительных показателей (горизонтальный анализ абсолютных показателей может дать искажённые результаты в условиях инфляции).

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике нередко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру комплексных показателей, так и динамику отдельных показателей.

Вместе с тем данные горизонтального анализа позволяют определить лишь общую направленность изменений исследуемых показателей. Для оценки качества произошедших изменений и выявления обусловивших их причин необходимо использование метода финансовых коэффициентов факторного анализа.

Финансовые коэффициенты – это относительные показатели, описывающие финансовые пропорции между различными статьями отчетности. Анализ финансовых показателей заключается в сравнении их значений с базисными величинами и в изучении их динамики, как за отчётный период, так и за ряд лет. В качестве базисных величин могут быть использованы средние значения исследуемых показателей данной организации за предыдущие годы, среднеотраслевые показатели или показатели конкурентов. На ряду с указанными значениями в качестве базы для сравнения могут служить величины, полученные в результате обработки экспертных оценок или выведенные теоретически. Финансовые коэффициенты делятся в основном на четыре группы, каждая из которых отражает определённую сторону финансового состояния предприятия: коэффициенты платёжеспособности, коэффициенты финансовой устойчивости, коэффициенты деловой активности, коэффициенты рентабельности 16.


Для коэффициентов платёжеспособности и финансовой устойчивости существуют диапазоны рекомендуемых значений, предложенные российскими учеными-экономистами. Вместе с тем следует заметить, что не может быть единых рекомендаций для всех отраслей. Допустимые значения показателей разнятся не только по отраслям, но и по предприятиям одной отрасли, в зависимости от структуры и качества активов, длительности операционного цикла, структуры источников финансирования, скорости погашения кредиторской задолженности и др. Поэтому рекомендуемые значения финансовых коэффициентов носят информативный характер и не могут являться руководством к действию. Обоснованные рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия должны учитывать его отраслевую принадлежность и особенности деятельности 13.

Трендовый анализ позволяет сравнить значения показателей за ряд предшествующих периодов и найти основную тенденцию их изменения, очищенную от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. Результаты трендового анализа необходимы для проведения прогнозных исследований и выработки стратегических решений.

Изменение любого экономического показателя в динамике является результатом влияния составляющих его элементов, или факторов. Факторный анализ позволяет найти форму связи между этими элементами, установить степень влияния каждого фактора на общее изменение изучаемого (результативного) показателя и выявить причины этих изменений.

Использование факторного анализа в исследовании финансовых показателей предусматривает конструирование модели, отображающей внутреннюю структуру и внешние связи изучаемого объекта. Модель – это условный образ объекта исследования. В детерминированном факторном анализе модель представляет собой конкретное математическое уравнение, передающее взаимосвязь исследуемого показателя с факторами, определяющими его величину.

Различают четыре типа детерминированных моделей 28:

Аддитивные модели:

, (1.1)

где y – результативный показатель;

x1 – первый факторный показатель;

x2 – второй факторный показатель;

xn – n-ый факторный показатель.

Используются в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.

Мультипликативные модели:

, (1.2)