Файл: Управление эффективностью организации гостиничного (ресторанного) бизнеса..pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
1.1. Особенности организации гостиничного бизнеса в современных условиях
Экономические подходы к управлению гостиницей
Основные факторы и резервы роста эффективности деятельности гостиницы
Система показателей и методика оценки эффективности деятельности гостиницы
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ООО «ARTLAND»
2.1. Общая характеристика гостиницы
2.2. Организация управленческой и финансово-аналитической работы в ООО «ArtLand»
2.3. Анализ финансового состояния и эффективности ООО «ArtLand»
2.4. Направления повышения эффективности работы ООО «ArtLand»
Этот тип моделей применяется тогда, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов.
Кратные модели:
, (1.3)
Используются тогда, когда результативный показатель получают делением одного факторного показателя на величину другого.
Смешанные (комбинированные) модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей:
, (1.4)
где a – первый факторный показатель;
b – второй факторный показатель;
c – третий факторный показатель.
Оценка влияния факторов в детерминированных факторных моделях может быть произведена следующими методами: метод цепных постановок, метод абсолютных разниц, индексный метод, интегральный метод и др.
Результатом факторного анализа должно стать выявление резервов улучшения финансового состояния предприятия и поиск путей их реализации. Сложность оценки финансового состояния предприятия обусловлена отсутствием единого показателя, по которому можно было бы судить о степени финансового благополучия, его достаточности или недостаточности.
Поэтому для объективной оценки финансового состояния предприятия рассматривают систему показателей, сгруппированную по различным направлениям: имущественное положение, ликвидность баланса и платёжеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность, рентабельность.
Изучение динамики каждого показателя, приведение сопоставлений со средними и нормативными значениями по отрасли, позволит дать комплексную оценку финансового состояния предприятия и получить объективное представление о жизнеспособности исследуемого субъекта хозяйствования.
При анализе финансового положения используют совокупность приемов, которые составляют его специальный научный аппарат. Их количество и широта применения зависит от конкретных целей анализа, и определяются его задачами в каждом частном случае.
Для успешного выполнения процесса финансового анализа важным является выбор метода, которым он проводится.
Для анализа финансового положения и оценки эффективности организации чаще всего используют метод финансовых коэффициентов, согласно которому, предварительно устанавливают группы основных показателей, а именно - показателей ликвидности, устойчивости, задолженности, оборачиваемости, прибыльности, а далее сравнивают их значение с нормативными, а также со значениями за предыдущие периоды.
Еще одним аспектом анализа финансового положения предприятия является возможность его оценки с точки зрения краткосрочных и долгосрочных перспектив.
С точки зрения долгосрочной перспективы финансовое положение, возможно, охарактеризовать при помощи структуры источников средств, другими словами степенью зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов.
Процесс управления эффективностью требует глубокого анализа, способного оценить исходную ситуацию применяя современные количественные методы исследования. Этапы финансового анализа представим схематично на рисунке 1.4.
1 этап: Характеристика баланса
2 этап:
Анализ изменений в составе и структуре активов и пассивов
3 этап:
Оценка ликвидности и платёжеспо-
собности
4 этап:
Анализ финансовой устойчивости
Рисунок 1.4. Этапы финансового анализа
Данные для проведения анализа берут с бухгалтерской отчетности, а также используют статистическую и оперативную отчетность.
Бухгалтерский баланс отражает имущественное и финансовое положение предприятия, а также финансовые результаты на отчетную дату. Финансовые отчеты являются структурированным отображением финансового положения, результатов деятельности и денежных потоков предприятия с целью обеспечения информацией широкого круга пользователей для принятия экономических решений.
Размещение и использование активов, а также источников их формирования представляет собой оценку имущественного состояния.
Оценка ликвидности выражается в степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Оценку ликвидности организации гостиничного бизнеса рассчитывают при помощи следующих коэффициентов представленных в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Показатели ликвидности
Показатели |
Норматив |
Формула для расчета |
Примечание |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
Не менее 0,2 -0,3 |
Кабс.л.= к.1240 + к.1250 / к.1500 |
Рассчитывается как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам. |
Коэффициент критической оценки (срочной ликвидности) |
Не менее 1 |
Кср.л.= к.1230 + к.1240+ к.1250 / к.1500 – к.1530 |
Рассчитывается как отношение дебиторской задолженности, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам |
Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия) |
1 - 2 |
Ктек.л.= к.1200 / к.1500 – к.1530 |
Рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам |
Коэффициент ликвидности при мобилизации средств |
0,5-0,7 |
Кл.м.= к.1210 + к.1220 / к.1500 – к.1530 |
Рассчитывается как отношение материально-производственных запасов и затрат к краткосрочным обязательствам |
Коэффициент абсолютной ликвидности, нормативное значение, которого лежит в диапазоне от 0,2 до 0,3, представляет собой отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам.
Коэффициент срочной ликвидности, нормативное значение которого не менее единицы, представляет собой отношение дебиторской задолженности, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам.
Общий коэффициент покрытия с нормативным значением в интервале от одного до двух, представляет собой отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам.
И четвертый коэффициент ликвидности при мобилизации средств, с нормативным значением от 0,5 до 0,7, представляет собой отношение MПЗ и затрат к краткосрочным обязательствам.
Рассчитав коэффициенты можно сделать выводы о способности предприятия отвечать по своим обязательствам, а также можно судить о наличии или дефиците свободных денежных средств.
Для анализа финансовой устойчивости гостиницы на практике применяют показатели, приведенные в таблице 1.2.
Таблица 2 - Показатели финансовой устойчивости
Показатели |
Норматив |
Формула для расчета |
Примечание |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
Не менее 0,1 |
Ксос = (к.1300 + к.1530) – к.1100 / к.1200 |
Рассчитывается как отношение собственных оборотных средств к общей величине оборотных средств организации |
Коэффициент финансовой независимости (автономии) |
0,5 и более |
Кавт.= к.1300 + к.1530 /к.1600 (к.1700) |
Рассчитывается как отношение собственного капитала организации к итогу баланса |
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств |
0,2-0,5 |
Км.сос = (к.1300 – к.1340+ к.1530) – к.1100 / к.1300 + к.1530 |
Рассчитывается как отношение собственных оборотных средств к величине собственного капитала |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (коэффициент левериджа) |
Меньше 0,7 |
Кс.з.с.с. = (к.1500 – к.1530) + к.1400 / к.1300 + к.1530 |
Рассчитывается как отношение всех заемных средств к величине собственного капитала |
Для оценки эффективности управления организацией гостиничного бизнеса применяют систему показателей рентабельности и оборачиваемости (табл.1.3). Рост коэффициентов оборачиваемости свидетельствует об улучшении деятельности организации, повышения ее деловой активности, а как следствие и доходности.
Таблица 3 - Показатели оценки эффективности деятельности предприятия
Коэффициенты |
Формула |
Расчет |
Норматив |
Рентабельность активов (ROA) |
Коэффициент рентабельности активов = Чистая прибыль / Активы |
ROA = стр.2400/стр.1600 |
>0 |
Рентабельность собственного капитала (ROE) |
Коэффициент рентабельности собственного капитала = Чистая прибыль/Собственный капитал |
ROE = стр.2400/стр.1300 |
>0 |
Рентабельность продаж (ROS) |
Коэффициент рентабельности продаж = Чистая прибыль/ Выручка |
ROS = стр.2400/стр.2110 |
>0 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности = Выручка от продаж/Средняя сумма дебиторской задолженности |
Кодз= стр.2110/(стр.1230нп.+стр.1230кп.)*0,5 |
динамика |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности = Выручка от продаж/Средняя величина кредиторской задолженности |
Кокз= стр.2110/(стр.1520нп.+стр.1520кп.)*0,5 |
динамика |
Коэффициент оборачиваемости запасов |
Коэффициент оборачиваемости запасов = Выручка от продаж/Средняя величина запасов |
Коз= стр.2110/(стр.1210нп.+стр.1210кп.)*0,5 |
динамика |
В основу методов совершенствования финансового положения организации положена деятельность финансового менеджмента, направленная на повышение эффективности ресурсов, находящихся в распоряжении гостиницы. В процессе работы любого предприятия необходимо своевременно и оперативно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности, находить альтернативные резервы улучшения финансового положения предприятия. В следующей главе работы применим указанные методы и приемы на базе конкретного предприятия.
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ООО «ARTLAND»
2.1. Общая характеристика гостиницы
OOO «ArtLand» - это современный новый загородный клуб, предоставляющий весь спектр услуг туристско-гостиничного комплекса, который подходит всем желающим уехать от суеты большого города и окунуться в атмосферу покоя, свежего воздуха и здоровья.
Клуб «ArtLand» расположен в ближайшем Подмосковье, в 13 км по Горьковскому шоссе в г. Балашиха. Отель находится в красивом, уютном месте, которое отличается европейским стилем в сочетании с природой центральной России.
OOO «ArtLand» относится к классу отелей, отличается гармоничностью, комфортностью и широким выбором разнообразных услуг, включая услуги проживания, ресторана, сауны, косметологии и различных развлечений.
Рассмотрение и анализ тенденций развития рынка гостиничных услуг показывают, что данная сфера напрямую связана с доходами лиц, живущих в конкретном регионе. Клиент – лицо, которое очень ценно для компаний, оказывающих гостиничные и сопутствующие услуги, поскольку именно он является основным источником, дающим прибыль.
В таблице 2.1 представлены основные технико-экономические показатели деятельности OOO «ArtLand» за 2014-2016 годы.
Данные таблицы 2.1 показывают, что имеется ежегодный прирост выручки, а также прирост затрат. Прирост затрат имеет более быстрый темп роста, чем прирост выручки, поэтому наблюдается незначительное, но снижение прибыли от продаж и чистой прибыли. Прирост численности персонала составил 5 чел. в 2015 году в сравнении с 2014 годом, и 3 чел. в 2016 году в сравнении с 2015 годом. Темп роста выработки в 2015 и в 2016 годах опережает темп роста средней заработной платы, что положительно характеризует деятельность клуба и показывает эффективное использование трудового потенциала предприятия.
Таблица 2.1 – Основные технико-экономические показатели деятельности OOO «ArtLand» за 2014-2016 годы.
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Абсолютное изменение, +,- |
Относ. изменение,% |
||
2015/ 2014 гг. |
2016/ 2015 гг. |
2015/ 2014 гг. |
2016/ 2015 гг. |
||||
Выручка от реализации, тыс.руб. |
266513 |
287612 |
315515 |
21099 |
27903 |
107,8 |
109,8 |
Себестоимость продукции, тыс.руб. |
235889 |
260252 |
289336 |
24363 |
29084 |
110,4 |
111,2 |
Численность работников, чел. |
105 |
110 |
113 |
5 |
3 |
104,8 |
102,8 |
Фонд заработной платы, тыс.руб. |
30493 |
32323 |
34585 |
1830 |
2263 |
106,1 |
107,1 |
Выработка, тыс.руб./чел. |
2538,2 |
2614,8 |
2792,2 |
76,54 |
177,61 |
103,1 |
106,8 |
Среднемесячная заработная плата, тыс.руб. |
24,2 |
24,6 |
25,6 |
0,29 |
1,12 |
101,2 |
104,2 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
30624 |
27360 |
26179 |
-3264 |
-1181 |
89,4 |
95,8 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
24421 |
21808 |
20858 |
-2613 |
-950 |
89,4 |
95,7 |