Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средства фондов материального поощрения и производственного и социального развития могут объединяться независимо от вида приносящей доходы деятельности, по которому они начислены.

  1. Организационно- технический аспект
    1. Порядок ведения бухгалтерского учета

Учет осуществляется бухгалтерией. Возглавляет ее главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю учреждения, а в период его отсутствия - лицу, исполняющему обязанности руководителя.

В функции главного бухгалтера входят:

- постановка и ведение бухгалтерского учета;

- формирование учетной политики;

- составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности;

- руководство аппаратом бухгалтерии.

Главный бухгалтер совместно с отделом кадров обеспечивает заключение с работниками складов и другими материально-ответственными лицами договоров о полной материальной ответственности. Перечень должностей, с которыми должны заключаться договора о полной материальной ответственности, утвержден приказом главного врача учреждения (прилагается к учетной политике).

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников учреждения.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

    1. Порядок организации бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет ведется по централизованной форме в соответствии с Инструкцией о порядке организации бухгалтерского учета в организациях, финансируемых из бюджета, и централизованных бухгалтериях, обслуживающих бюджетные организации, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 г. № 15. с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.01.2009г. № 3 и от 22.04.2010г. №50.

    1. Формы первичных документов

Все хозяйственные операции, проводимые УЗ «Слонимская ЦРБ», должны оформляться оправдательными документами. Оправдательные документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее совершения.


В соответствии с Указом президента Республики Беларусь от 15.03.2011г. № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011г. №360 «Об утверждении первичных учетных документов» перечень первичных учетных документов применяемых в нашем учреждении утвержден приказом главного врача (прилагается к учетной политике).

Первичные учетные документы составляются по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Первичные учетные документы, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы для внутренней бухгалтерской отчетности, принимаются к учету при наличии следующих обязательных реквизитов:

- наименование документа;

- дата составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции (в натуральном, количественном или денежном выражении);

- наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Допускается создание первичных учетных документов на машинных носителях информации, при этом должны соблюдаться указания о придании юридической силы документам на магнитной ленте и бумажном носителе, создаваемым средствами вычислительной техники.

Информация, зафиксированная на машинном носителе и соответствующая установленным требованиям, представляет собой электронный документ. Электронный документ должен соответствовать следующим требованиям:

- создаваться, обрабатываться, передаваться и храниться с помощью программных и технических средств;

- иметь структуру, установленную Законом, и содержать реквизиты, позволяющие ее идентифицировать;

- быть представленным в форме, понятной для восприятия человека.

Формы первичных учетных документов, используемых в нашем учреждении, к учетной политике прилагаются.

Путевой лист легкового служебного автомобиля оформляется в соответствии с Инструкцией о порядке оформления транспортных документов. (прилагается к учетной политике).

Поступившие в бухгалтерию первичные учетные документы обязательно подвергаются проверке, как по форме, так и по содержанию.

Первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты согласно Закону «О бухгалтерском учете и отчетности».

За достоверность содержащихся в документах данных, а также за своевременное и надлежащее составление первичных учетных документов несут ответственность лица, составившие и подписавшие эти документы.


Настоящей учетной политикой утвержден перечень лиц, имеющих право подписи бухгалтерских первичных учетных документов (прилагается).

Хозяйственные операции в бухгалтерском учете отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета составляются ежемесячно и подписываются лицами, в обязанности которых входит составление этих регистров в соответствии с должностными инструкциями. Указанные лица несут персональную ответственность за правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета.

Ответственность за правильность составления и хранения первичной учетной документации и регистров бухгалтерского учета и их своевременную передачу на хранение возлагается на главного бухгалтера.

Бухгалтерская, налоговая отчетность составляется за каждый месяц, квартал, год нарастающим итогом с начала года в составе и порядке, определенном действующим законодательством Республики Беларусь.

Главному бухгалтеру предоставляется право уточнять формы внутренней бухгалтерской отчетности.

    1. Учет бланков строгой отчетности

Учет и использование бланков строгой отчетности ведется в соответствии с Инструкцией о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008г. № 196. Для этого разработан и утвержден Перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности (к учетной политике прилагается), и приказом главного врача определен список лиц, ответственных за ведение учета и хранение бланков строгой отчетности (прилагается к учетной политике). Инвентаризация бланков строгой отчетности осуществляется согласно утвержденному главным врачом учреждения плану работы бухгалтера-ревизора (прилагается).

    1. Форма бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в белорусских рублях. Операции в иностранной валюте отражаются в бухгалтерском учете в белорусских рублях по курсу Нацбанка РБ, установленному на дату совершения хозяйственной операции.

Учет хозяйственных операций ведется с использованием регистров, отражающих отраслевую специфику бюджетной организации, предназначенных для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (налоговой) отчетности в разрезе:


- статей бюджетной классификации;

- в целях контроля исполнения сметы расходов;

- соблюдения казначейской системы исполнения бюджетов;

- выделения в учете кассовых и фактических расходов.

Порядок организации бухгалтерского учета предусматривает мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утвержденной постановлением Минфина РБ от 08.02.2005г. № 15.

В нашем учреждении применяются следующие мемориальные ордера: мемориальный ордер №1 «Накопительная ведомость по кассовым операциям»;

-мемориальный ордер №2 «Накопительная ведомость по движению денежных средств на счетах по бюджету»;

-мемориальный ордер №3 «Накопительная ведомость по движению денежных средств по внебюджетным средствам»;

-мемориальный ордер №5 «Свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям»;

-мемориальный ордер №6 «Накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами по бюджетным средствам»;

-мемориальный ордер №6а «Накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами по внебюджетным средствам»;

-мемориальный ордер №6б «Накопительная ведомость по расчетам с покупателями и заказчиками по внебюджетным средствам»;

-мемориальный ордер №7 «Накопительная ведомость по расчетам в порядке плановых платежей», отражаются операции по поступлению и расходованию медикаментов, отпущенных по бесплатным и льготным рецептам;

-мемориальный ордер №8 «Накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами»;

-мемориальный ордер №9 «Накопительная ведомость по выбытию и перемещению объектов основных средств»;

-мемориальный ордер №10 «Накопительная ведомость по выбытию и перемещению отдельных предметов в составе оборотных средств»;

-мемориальный ордер №11 «Свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания»;

-мемориальный ордер №12 «Свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания»;

-мемориальный ордер №13 «Накопительная ведомость по расходу материалов», отражаются операции по расходу материалов, медикаментов и бланков строгой отчетности;

-мемориальный ордер №14 «Накопительная ведомость начисления налогов, образования фондов»;

-мемориальный ордер №16 «Накопительная ведомость по остальным операциям», отражаются операции по поступлению товарно-материальных ценностей в качестве спонсорской, безвозмездной, гуманитарной помощи;


-мемориальный ордер №17 «Накопительная ведомость по остальным операциям», отражаются операции «красное сторно», бухгалтерские справки;

-мемориальный ордер №18 «Накопительная ведомость по остальным операциям», отражаются операции по закрытию счетов в конце отчетного года и начисление амортизации и переоценки основных средств;

Главным учетным регистром синтетического учета является книга «Журнал-главная».

Поступившие в бухгалтерию документы после их проверки (по форме и содержанию) и систематизации по датам регистрируются (накапливаются) в накопительных ведомостях, мемориальных ордерах в течение месяца. В конце месяца в ордерах подсчитываются итоги, которые служат основанием для их записи в книгу «Журнал-главная» и книгу аналитического учета.

    1. Проведение инвентаризации

Для обеспечения контроля за сохранностью бюджетных средств, средств, полученных за счет сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам, целевых средств, достоверности данных бухгалтерского учета данным бухгалтерской и налоговой отчетности организации проводят инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.

Инвентаризация проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь 30.11.2007г. №180 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 05.01.2010г. № 1, от 18.03.2010г. № 29 и от 22.04.2010г. №50.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 г. №3321- XII «О бухгалтерском учете и отчетности» проведение инвентаризации обязательно:

  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене руководителя организации и материально-ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения и порчи имущества;
  • в случае возникновения непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Инвентаризации подлежит все имущество организации, независимо от места его хранения.

Годовая инвентаризация проводится в соответствии с приказом главного врача, в котором создается рабочая и центральная комиссии.

Инвентаризация горюче-смазочных материалов и денежных средств в кассе проводятся ежемесячно и подтверждаются инвентаризационной описью и актом снятия остатков.