Файл: Инструменты налогового планирования (Налоговые инструменты. Понятие и определение налогового планирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существуют внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование рассматриваемой политики. К внешним факторам относятся бухгалтерское и налоговое законодательство Российской Федерации, налоговая система и реформирование отечественного законодательства. К внутренним факторам - организационно-правовая форма, вид деятельности субъекта хозяйствования и уровень квалификации бухгалтеров и др.

Полнота, своевременность, осмотрительность, рациональность, противоречивость, приоритеты содержания над формой – это список требований предъявляемый к учетной политике.

Преимущества и методы учетной политики, влияющие на налоговые обязательства – это учет амортизации основных средств, как пункт расхода из величины амортизационных отличий, который определяется на основе стоимости амортизируемых активов, сроков полезного использования. Поэтому влияние изменения величины амортизации на налоги хозяйствующих субъектов сводится к следующему:

1. В соответствии со ст. 256 НК РФ на себестоимость продукции работ или услуг, учитываемую при исчислении налогооблагаемой прибыли организации, относятся начисленные суммы амортизационных отчислений.

2.Амортизация основных средств уменьшает их первоначальную стоимость, образуя остаточную стоимость, которая входит в расчет налога на имущество. Налог на имущество относится к финансовым результатам и поэтому на сэкономленную величину налога на имущество будет увеличена налогооблагаемая прибыль.

Ставка налога на прибыль – 20%, она выше ставки налога на имущество на 2,2%, поэтому организация получает экономию при увеличении амортизационных отчислений, которые списываются на себестоимость продукции или на стоимость оказываемых работ и услуг.

Вычислить налоговую экономию при выборе способа погашения стоимости амортизируемого имущества можно по формуле:

A + (4)

где – ставка налога на прибыль;

– ставка налога на имущество;

– прирост амортизации и влияние на величину налогов.

Эти расчеты дают возможность определить влияние на увеличение амортизационных отчислений - номинальную налоговую экономию.

Учетная политика, в первую очередь – источник информации для налоговых органов, используемый с целью контроля за правильностью и законностью уплаты налога. Практически все положения, содержащиеся в учетной политике, имеют налоговые последствия, и именно это позволяет рассматривать серьезно данный вид политики, которая, несмотря на небольшой объём документооборота, позволяет оптимизировать налоговые платежи. Перед выбором учетной политики необходимо провести расчеты и убедиться в их правильности.


История российского оффшора начинается с 90-х годов XX века и была изначально настроена и ориентирована на фискальные цели. В процессе совершенствования налогового законодательства и повышения инвестиционной привлекательности страны, экономика России укрепилась и позволила укрепить позиции оффшорного сектора, что позвонило вывести предприятия из кризиса и стабилизировать их экономическую ситуацию.

Оффшорный бизнес – достаточно эффективный инструмент планирования и управления хозяйственными связями. Международное налоговое планирование осуществляется как на уровне государства, так и на уровне предприятий. Но стоит отметить, что использование оффшоров в большинстве случаев не избавляет от налогов, а только позволяет их снизить. Но оффшорный бизнес не является единственным вариантом для снижения налогов путем создания фирм в странах, с которыми существуют соглашения об устранении двойного налогообложения и в которых относительно низкий уровень налогового бремени.

Оффшорная зона – это юридически обособленная территория с установленным режимом налоговых льгот. Поэтому территории с льготным налогообложением – основной инструмент налогового планирования в активном международном бизнесе. Целью, которого является снижение налоговых платежей, не нарушая правового поля и выстраивание корпоративных налоговых схем. Налоги в оффшорных странах платят по правилам, установленным законодательством конкретного государства.

В настоящее время можно насчитать более двухсот стран и территорий, где предоставляются более мягкие условия налогового законодательства.

На сегодняшний момент мировая оффшорная карта представляет более 1,4 млн оффшорный компаний, которые располагаются в зонах льготного налогообложения, это - Западная Европа, Азиатско-Тихоокеанский район, Карибский бассейн. Оффшорные центры - Багамские, Антильские, Виргинские, Бермудские, Барбадос, Каймановы острова, Джерси и Гернси, Мальта, Кипр, Мадейра, Западное Самоа, Гонконг, Ирландия, Ливан, Либерия, Панама, Лихтенштейн, Сингапур и многие другие.

В России также популярны оффшоры. Около 70% предпринимателей пользуются оффшорными схемами. Данные показывают, что в Российской Федерации в период 2013-2014 г. объем частных состояний вырос на 24,7% (до 2 трлн долларов), а это говорит о том, что почти четверть сумм находится именно в оффшорах. Причем по данным того же Boston Consulting Group[5], за 2014-2016 г. доля на оффшоры выросла примерно в 1,5 раз по сравнению со средним уровнем в 2009-2013 г.


Рис. 2. Основная концентрация оффшоров в мире.[6]

Источник: Научный журнал «Молодой учёный» № 8 — 2016 г.

Для противодействия вывода денег в оффшорные зоны необходима оптимизация налоговой нагрузки, обеспечение защиты предпринимателей и инвестиций, создание юридических процедур и привлекательных условий. Чем благоприятнее бизнес-климат в стране, тем меньше денежных средств выводится в оффшоры.

1.4 Подходы налогового планирования в деятельности хозяйствующего субъекта

Налоговое планирование содержит в себе ряд плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов, влияющих на управленческие решения и их эффективность, а так же регулирующие величину налоговой базы. И начинаться планирование должно заранее, на подготовительной стадии, к моменту заключения какого-либо договора, потому как это подразумевает не только подписание самого договора, но и подсчитывание заранее, какие налоги и сколько придется заплатить хозяйствующему субъекту.

Подходы самого налогового планирования представляют собой одну из важнейших составных частей финансового планирования предприятия, так как целью финансового планирования является минимизация налоговых платежей (а также минимизация налоговых потерь по конкретному налогу и по совокупности налогов законными средствами).

Благодаря подходам налогового планирования у налогоплательщика появляется возможность сочетать целесообразность и не допустить неправомерность основных принципов несколькими способами:

1) Соблюдение требований действующего законодательства;

2) Рассмотрение альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального;

3) Разработка понятной и экономически обоснованной схемы действий;

4) Снижение совокупных налоговых обязательств хозяйствующего субъекта в результате использования инструментов налогового планирования;

5) Своевременная корректировка в ситуациях изменения законодательства.

К инструментам налогового планирования относятся налоговые льготы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации, специальные налоговые льготы, которые позволяют реализовывать на законном уровне более выгодные условия хозяйствования.


Основные и широко применяемые инструменты налогового планирования:

- специальные налоговые режимы;

- системы налогообложения;

- налоговые льготы, предусмотренные законодательством;

- цены сделок;

- форма договорных отношений, применимая к осуществляемым видам деятельности;

- дифференциация налоговых ставок (по видам налогов).

При правильном подходе к налоговому планированию хозяйствующий субъект получает ряд возможностей: избегает штрафные санкции, правильно рассчитывает налоги, сборы и другие платежи налогового характера; эффективно управляет денежными потоками; увеличивает прибыль; придерживается без нарушений налогового законодательства; добивается оптимальной налоговой нагрузки.

1.4.1 Подготовка к налоговому планированию

Перед подготовкой стоит проанализировать и учитывать принципы признания расходов для поставленных целей налогообложения, учитывая нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

Расходы налогоплательщика – обоснованные и документально подтвержденные затраты, выраженные в денежной форме (ст. 252 НК РФ)[7]. Там же уточняется, что под обоснованными расходами понимают экономически оправданные затраты. Для избегания конфликтов с налоговыми органами полезно руководствоваться Методическими рекомендациями по применению главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организации».[8]

В соответствии с Методическими рекомендациями под экономически оправданными затратами подразумевают затраты, целью которых является получение дохода. Налогоплательщикам приходится доказывать обоснованность своих расходов – не только сами расходы, но и их количество. Помимо экономически оправданных затрат существует принцип делового оборота
(ст. 5 Гражданский кодекс Российской Федерации)[9], а так же признание расходов законными. Под деловым оборотом признается правило поведения в какой-либо области деятельности, не предусмотренное законодательством, но при этом необходимо учитывать, что если обычаи делового оборота идут в разрез действующему законодательству и договорам, то они не применяются. Поэтому расходы должны быть обусловлены получением доходов, должны быть документально и правильно оформлены, и подтверждены, а также удовлетворять принципу рациональности (быть разумными), и обусловлены обычаям делового оборота.


Ст. 258 НК РФ[10] срок полезного использования основных средств определяется налогоплательщиком самостоятельно на дачу ввода в эксплуатацию амортизирующего имущества. Принципы, по которым имущество может быть отнесено к нематериальным активам: продолжительный срок службы; способность приносить доход или выгоду; использование в процессе производства; наличие свидетельств, лицензий, патентов, товарных знаков - документов доказывающих наличие нематериального актива.

П.7 ст. 259 НК РФ[11] в части оборудования, переданного в лизинг, действует повышающий коэффициент (не выше трех) и оборудование может числиться как на балансе у лизингодателя, так и на балансе лизингополучателя. Выгода от применения лизинга состоит в том, что сумма лизинговых платежей включается у лизингополучателя в состав прочих расходов.

Ст. 264 НК РФ[12] «Прочие расходы, связанные с производством или реализацией». В состав прочих расходов входят суммы налогов, сборов, кроме косвенных. Помимо этого к прочим расходам относят расходы на охрану, пожарную безопасность и прочие расходы, но они относятся к расходам некапитального характера, и отвечают требованиям соответствующего законодательства. Расходы на представительные цели должны официально и документально оформлены, и быть связанными с производством. Затраты на подготовку кадров уменьшают налогооблагаемую базу в случае, когда эти траты связаны с производственной необходимостью (например, курсы повышения квалификации для работающих специалистов).

При реализации амортизационного имущества расходом признается остаточная стоимость имущества, она определяется соответствии со
ст. 257 НК РФ[13] (разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации).

Внереализационные расходы на затраты производства списываются в соответствии со статьей 265 НК РФ[14].

В случае, когда налогоплательщик реализует амортизируемые средства (собственного производства), то данное имущество оценивается в вопросах стоимости по п. 2 ст. 319 НК РФ[15] – как стоимость готовой продукции. В состав расходов в этом случае включают – расходы по хранению, транспортировке и обслуживанию имущества.

Ст. 269 НК РФ[16] (п.1) содержит широкое понятие долговых обязательств, в число которых могут входить разные формы заимствования, что превращает чуть ли не любую задолженность в долговое обязательство. Поэтому для точного расчета налогов на прибыль нужно правильно и верно понимать «сопоставимые условия» и «средний уровень процентов». Сопоставимые условия – единый срок погашения, объем и вид обеспечения. Средний уровень процентов – определяется в соответствии с информацией по соответствующим видам кредита, в частности межбанковского.