Файл: Инструменты налогового планирования (Налоговые инструменты. Понятие и определение налогового планирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) валовой региональный продукт;

2) объем выпуска промышленной продукции в натуральном и денежном выражении в разрезе центральных отраслей промышленности;

3) роль и место региона в общей и отраслевой системе хозяйства Российской Федерации;

4) прибыль от реализованной продукции, работ и услуг.

По итогам составляется аналитическая записка. Расчет показателей и формирование аналитической записки, как основной формы отчета по исполнению плана налоговых поступлений, сформирован таким образом, что чем большее количество налогов будет собрано, тем выше будет критерий оценки работы налоговой организации[25].

Подводя итоги ко второй главе, стоит упомянуть о первоочередной цели современного налогового прогнозирования и планирования, а именно – анализ и учет проводимой денежно-кредитной политики, экспортно-импортных отношений, учет курса доллара и евро по отношению к национальной валюте, движение ставок банковского кредита, данные о ввозимой и вывозимой на территории Российской Федерации продукции, количественное отношение экспорта и импорта, контроль за уровнем иностранных инвестиций. Все это позволит налоговое планирование сделать наиболее эффективным механизмом налоговой политики.

Глава 3. Совершенствование налогового планирования на современном этапе 

3.1 Принципы налогового планирования

Для систематизации процесса налогового планирования необходимо определить его важные моменты, то есть основные правила разработки системы налогообложения, которые лежат в основе инструментов воздействия.

Главной целью любого хозяйственного субъекта – минимизация налогового бремени, основными способами которого является:

- использование налоговых льгот;

- переход к упрощенной системе налогообложения;

- нелинейный или линейный способ начисления амортизации;

Таблица 2 - В целях применения нелинейного метода начисления амортизации применяются следующие нормы амортизации:[26]

Амортизационная группа

Норма амортизации

(месячная)

Первая

14,3

Вторая

8,8

Третья

5,6

Четвертая

3,8

Пятая

2,7

Шестая

1,8

Седьмая

1,3

Восьмая

1,0

Девятая

0,8

Десятая

0,7


Источник: Налоговый кодекс РФ.

Последняя редакция НК РФ 2018 с изменениями.

- заключение договоров лизинга основных средств.[27]

Системное применение принципов использования налогового инструментария способствует развитию и расширению организации.

Принципы налогового планирования для предприятий показаны на рисунке № 4.

Принципы применения налоговых инструментов

Разумность

Конфиденциальность

Комплексный расчет экономики и потерь

Эффективность и результативность

Индивидуальность

Удобство и простота

Законность

Оптимальность

Подвижность

Рис. № 4. Принципы применения налоговых инструментов.

Источник: собственная разработка.

При правильном подходе налоговое планирование обеспечивает субъекту хозяйствования наибольший уровень финансового процветания. А так же:

- разработку и совершенствование работы структур взаимовыгодных соглашений между заказчиками и поставщиками;

- минимизация налоговых обязательств;

- увеличение прибыли;

- эффективное управление денежными потоками;

- выполнение налогового законодательства путем правильных расчетов налогов, сборов и других налоговых платежей;

- избегание штрафных санкций.

Для максимального достижения вышеперечисленного на предприятии создается служба налогового планирования, в функции которой входят:

1. Осуществление организации работы по налоговому учету и анализу результатов деятельности организации в целях налогообложения.

2. Разработка наиболее рациональной учетной политики.

3. Подготовка и разработка долгосрочных налоговых планов, организация контроля за выполнением налоговых планов.

4. Прогнозирование с целью предупреждения ошибок, которые могут привести к штрафам и другим штрафных санкциям, которые снизят прибыть и отрицательно повлияют на репутацию предприятия.

5. Контроль нормативной документации.

6. Контроль за начислением налогов и сборов в федеральный, региональный, местный бюджеты. А так же страховых взносов.

7. Помощь работникам по вопросам налогообложения и налогового учета, отчётности и анализа[28].


3.2 Действие инструментов налогового планирования по минимизации налогового бремени

Налогоплательщик может снизить налоговое давление за счет налогового планирования. В современной экономике в условиях устойчивого роста профицита и консолидированного бюджета под налоговым планированием понимают легитимную минимизацию налоговых обязательств, а минимизация в свою очередь – главная цель налогового планирования[29].

Для совершенствования инструментов налогового планирования необходимо учитывать механизм инструментов налогового планирования, предусмотренных современным налоговым законодательством и действующих в рамках системы налогообложения[30].

Минимизация налоговых платежей приводит к максимизации собственных финансовых ресурсов в существующих условиях хозяйствования плательщика.

Источником финансовых ресурсов является добавленная стоимость, которую можно выразить следующей зависимостью:

(1)

где и – заработная плата и амортизация внеоборотных активов;

– единый социальный налог и налог на имущество

организации;

– прибыль до выплаты налогов;

– обязательства по НДС, на основании счет-фактур.

Для более точной характеристики результатов налогового планирования целесообразно ввести такое понятие, как «Показатель чистой добавленной стоимости». Данный показатель определяет разность между добавленной стоимостью и налогами, и равен сумме заработной плате, учитывает показатель амортизации и прибыли после выплаты начисленных налогов.

(2)

где – налог на прибыль.

Налогоплательщик может уменьшить свои налоговые обязательства, используя такие методы:

- использование существующих льгот;


- применить пониженную ставку налога;

- снизить оценку налогооблагаемой базы.

Необходимо так же учитывать особенность некоторых налогов, к примеру, налог на добавленную стоимость.

Особенность в том, что объектами налога на добавленную стоимость являются все случаи реализации на территории страны. Сама база налога определяется как рыночная стоимость реализации, что не позволит уменьшить размер налога за счет налогового планирования.

Помимо этого, в этот налог входят: производство строительно-монтажных работ, работы и услуги для собственных непроизводственных целей, безвозмездная передача ценностей.

В отношении работ и услуг для собственных непроизводственных целей, частных случаев роста обязательств по НДС, уменьшить налог возможно просто избегая указанных операций. Далее, налоговое планирование на основе изменения ставок (нулевая ставка, пониженная ставка НДС) имеет мало шансов на успех, т.к. требует перепрофилирования деятельности предприятия или выбора этого профиля в самом начале.

Поэтому, для субъектов, которые не производят льготные товары и не занимаются экспортом, налоговое планирование в отношении НДС ограничивается только частными случаями увеличения налоговой базы выше сумм реализации.

Помимо НДС налоговое планирование предусматривает налоговые инструменты и в едином социальном налоге. База социального налога состоит из выплат работкам или по существу ЕСН – налог на заработную плату, который платит работодатель.

Манипулируя величиной начисленной заработной платы, налогоплательщик может изменять объем налогообложения.

Также существует право на налоговые освобождения и льготы по ЕСН в виде пособия и компенсации, а так же если на работу принят человек с ограниченными возможностями (инвалид).

Помимо налогового планирования любому налогоплательщику доступно использование и учет размера начисляемой заработной платы и связанная с этой величиной регрессия ставки ЕСН (Единый социальный налог).

Таблица 3 – Структура добавленной стоимости отраслей экономики в 2017 году (без НДС).

Показатель

Экономика, %

Торговля, %

Обрабатывающая промышленность (кроме нефтегазового комплекса), %

Транспорт, %

Налоги на имущество

6,59

1,30

1,38

3,07

Амортизация

9,97

1,34

9,02

22,10

Заработная плата

29,69

12,56

26,87

30,70

ЕСН

7,80

3,43

6,99

9,0

Прибыль

45,95

81,37

55,74

35,13

Всего Дст

100,00

100,00

100,00

100,00


Источник: Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник. – Москва, 2016.С.267-278 [31]

При анализе учитывался выбор сферы деятельности будущего налогоплательщика, использование налоговых инструментов, а так же структура добавленной стоимости производства.

Следует учитывать взаимосвязь между налоговыми базами ЕСН и налогом на прибыль. При неизменной величине добавленной стоимости рост заработной платы и ЕСН снизит налог на прибыль, а уменьшение заработной платы и ЕСН приведет к росту прибыли, подходящей под налогообложение. Для уменьшения налогового бремени за счет регрессии ставки, необходимо увеличивать размер заработной платы не менее чем в три раза по сравнению со среднестатистическими показателями (на одного работника, не позднее конца третьего квартала). Исключением является торговля, в которой добавленная стоимость заработной платы составляет незначительную величину, что позволяет увеличивать ее без риска получения убытка.

При среднем уровне заработной платы, налоговое планирование по единому социальному налогу, на основании регрессии ставки возможно в тех отраслях, где структура добавленной стоимости позволяет значительно поднять заработную плату без роста самой добавленной стоимости, а так же в отраслях, где рентабельность сохраняется при росте заработной платы и увеличение добавленной стоимости можно компенсировать за счет роста цен реализации.

Региональный налог на имущество организации - так же способ использования налогового планирования. Объектом данного налога являются основные средства предприятия, которые оцениваются по правилам бухгалтерского учета. Налог на имущество признается в качестве налогового вычета по налогу на прибыль, изменение налогового обязательства, как и в случае с единым социальным налогом, приведет к изменению базы налога на прибыль с обратным знаком. Освобождение имущества от налогообложения связано с содержанием социальных объектов или с использованием крупных объектов государственной собственности. Поэтому такие налоги не могут рассматриваться в качестве общего инструмента налогового планирования. Но есть небольшие возможности в вопросе планирования налогообложения в вопросах прибыли. Объектом данного налога является разность между доходом организации и документально подтвержденными расходами.

Важно понимать, что расходы налогоплательщика не могут быть просто так завышены для снижения налогооблагаемой прибыли, но они могут в определенной степени «дрейфовать» во времени и признаваться в том или другом налоговом периоде. Пример такого «дрейфа» - различные способы амортизации и их применение.