Файл: Инструменты налогового планирования (Налоговые инструменты. Понятие и определение налогового планирования).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Инструменты налогового планирования
1.1 Налоговые инструменты. Понятие и определение налогового планирования
1.2 Функции налогового планирования
1.3 Сущность налогового планирования в вопросах налогообложения
1.4 Подходы налогового планирования в деятельности хозяйствующего субъекта
1.4.1 Подготовка к налоговому планированию
Глава 2. Оптимизация современных инструментов в налоговом планировании
2.1 Налоговое прогнозирование и планирование
2.2 Инструменты налогового анализа в налоговом планировании и прогнозировании
Глава 3. Совершенствование налогового планирования на современном этапе
3.1 Принципы налогового планирования
3.2 Действие инструментов налогового планирования по минимизации налогового бремени
Введение
Налоговое планирование представляет собой составную часть управления финансами организаций, предприятий. Сами налоги являются значительной частью расходов и существенным фактором, детерминирующим финансовый и денежный поток, а так же финансовое состояние. Налоговое планирование, это, в первую очередь, финансовое планирование. К стратегическому налоговому планированию относят такие вопросы, как: выбор формы юридического лица, реорганизация, расширение предприятия, инвестиционная политика, мониторинг, изменение и знание налоговых законов. К основным вопросам налогового планирования относятся: планирование сделок, реагирование на налоговые нововведения и т.д.
В настоящее время мировая экономика, а также экономика различных стран, в том числе России, трансформируется из традиционной экономики, в новую экономику.
Переход к результативному налоговому планированию – это шаг в сторону стимулирования инвестиционного развития организаций и предприятий – это шаг в сторону налоговой оптимизации.
Задачи курсовой работы:
Определение, сущность, цель, анализ основных налоговых инструментов планирования, применяемых в действующей системе налогообложения Российской Федерации, рассмотрение налогового планирования на арене современного экономического развития, а также раскрытие таких актуальных тем, как создание налоговой оптимизации, новых финансовых инструментов и финансово-эффективных подходов в вопросе минимизации налогового бремени.
Курсовая работа состоит из трех глав.
В первой главе раскрывается тема понятия и определения налогового планирования, его принципы, этапы, функции, сущность и эффективные подходы налогового планирования в деятельности хозяйствующих субъектов.
Во второй главе поднимаются вопросы прогнозирования, планирования, управления системы оптимизации современными инструментами налогового планирования.
В третьей главе рассматривается тема совершенствования инструментов налогового планирования на современном этапе и действие данных инструментов в вопросе минимизации налогового бремени, не нарушая действующее налоговое законодательство.
В процессе написания курсовой работы были использованы следующие литературные источники: Федеральная служба государственной статистики, Российский статистический ежегодник за 2016 год, журнал, журнал «Молодой учёный», сайт «Кодексы и Законы РФ», сайт «Федеральной налоговой службы», Налоговый кодекс Российской Федерации (последняя редакция 2018 г.), Гражданский кодекс Российской Федерации (с комментариями).
Глава I. Инструменты налогового планирования
1.1 Налоговые инструменты. Понятие и определение налогового планирования
Для обеспечения экономического роста государство стремится использовать различные инструменты, в том числе и налоговые.
Налоговые инструменты – это закреплённые формы, методы налогового планирования и контроля на уровне государства, действие которых происходит в рамках принятой концепции законодательства и стратегии налоговой политики.
Современный российский бизнес показывает высокую степень рисков и неопределённости, поэтому налоговая оптимизация выступает конкретным инструментом, позволяющим планировать и давать гарантии налогоплательщикам.
Налоговое планирование – составная часть управления финансами организации, поскольку налоги являются значимой частью расходов, существенным фактором, детерминирующим финансовый результат и денежный поток — следовательно, финансовое состояние.[1]
Можно выделить два основных аспекта определения налогового планирования:
1.Соотношение с понятиями «налоговой минимизацией» и «налоговой оптимизацией».
2.Соотношение с законностью осуществляемых действий.
Мнение об идентичности термина «налоговое планирование» и «налоговая минимизация» не является корректной. По мнению Л.Г. Липникова и Д.Н.Тихонова, эти термины не обознаются одно и тоже; в минимизации налогов заключена база налоговой оптимизации, а налоговая (финансовая в том числе) оптимизация – это достижение определенных пропорций всех финансовых аспектов деятельности объектов хозяйствования. Цель налоговой оптимизации – достижение высокого уровня чистой прибыли за счет управления налогами.
Под налоговым планированием следует понимать совокупность плановых действий в рамках действующего законодательства. В случаях оптимизации налогового планирования обеспечиваются регулирование налоговой нагрузки таким образом, чтобы обеспечить достижение стратегических и тактических задач деятельности организации или предприятия.
1.2 Функции налогового планирования
К функциям налогового планирования относятся:
1.Создание информационной базы для управления и оценки эффективности менеджмента.
2. Снижение неопределенности относительно будущих событий, связанных с налоговыми отношениями.
3. Координация налоговых параметров с другими финансовыми показателями деятельности организации (например, выручка, затраты и т.д.).
Элементы, определяющие успешность налогового планирования представлены на рисунке № 1.
Рис. № 1. Элементы успешности налогового планирования объектов хозяйствования.
Источник: собственная разработка.
1.3 Сущность налогового планирования в вопросах налогообложения
Сущность налогового планирования сводится к признанию права налогоплательщиков применять все существующие и доступные законные средства, приемы и способы для максимального сокращения налогового бремени.
Вычислить эффективность налогового планирования можно по формуле:
где НДФЛ – это налог на доходы физических лиц.
Процесс налогообложения рационально начинать с налогового планирования, это позволит выбрать более приемлемый и рациональный режим налогообложения для будущего предприятия. Налоговые платежи влияют на расходы организации, поэтому процесс планирования нельзя игнорировать.
Необходимо отметить, что анализ полученных результатов следует рассматривать в разрезе постоянных и переменных налогов. Если момент постоянных и переменных налогов игнорировать, это может привести к тому, что коэффициент эффективности налогового планирования снизился только за счет уменьшения переменных налогов, а в целом применение метода налогового планирования не дало эффекта[3].
Налоговое планирование:
- управляет величиной налоговой базы;
- регулирует сроки налоговых платежей;
- оптимизирует условия хозяйствования организации по вопросам налогообложения.
Основные инструменты налогового планирования – договорная политика, учетная политика и оффшоры.
Договорная политика включает в себя такие элементы как выбор контрагента, вида договора и отдельных условий договора. Договорная политика – это более широкие возможности изменения финансового результата и имущественного положения в сравнении с той же учетной политикой организации. Договорная политика более гибкая, т.к. не имеет каких-либо ограничений по срокам изменения условий хозяйственных договоров, но при проведении данной формы политики следует оценивать в комплексе все налоговые последствия заключаемого или изменяемого хозяйственного договора, к которому в первую очередь относятся: налог на добавленную стоимость, взносы в социальные внебюджетные фонды и налог на имущество организации.
В случае, когда один из вариантов договорного оформления сделки приведет к налоговой экономии по сравнению с другими вариантами, этот вариант может быть принят при условии полного соответствия действующего законодательства и обеспечения интересов контрагента.
Величину налоговой экономии, возникающей при заключении того или иного хозяйственного договора, обозначаем как - . Задачу формирования договорной политики можно формализовать как выбор такой совокупности хозяйственных договоров, при которой:
(2)
где – совокупность хозяйственных договоров;
– совокупная налоговая нагрузка;
– приемлемый показатель гарантий исполнения договора.
–линейные функции, которые зависят от изменений налогооблагаемых баз и ставок налогов и которые оплачивает организация в процессе выбора варианта хозяйственного договора.
При выборе хозяйственного договора, следует оценить насколько уменьшатся (или увеличатся) обязательные налоги по сравнению с другим договором. Поэтому следует рассчитать относительную налоговую экономику:
- , (3)
где – относительная налоговая экономия;
– налоговая нагрузка, которая возникнет при заключении договора i;
– налоговая нагрузка, которая возникнет при заключении договора j.
Договорная политика охватывает все аспекты деятельности организации. Рациональное пользование всех возможностей договорной политики позволяет минимизировать налоги за счет исключения ошибок в их оформлении. Тщательная проработка позволит обеспечить максимальную корректность договора и его отдельных условий с точки зрения формирования объектов налогообложения.
Стоит упомянуть о такой возможности для регулирования результатов финансово-экономических предприятий, как применение в практике использования налоговых льгот, которые помимо финансово-экономических показателей дают возможность стимулировать инвестиционную деятельность в зависимости от конъектуры рынка.
Таблица 1 - Структура налоговых льгот, предоставленных Российской Федерацией[4], по уровню их установления субъектами федерации, % (за 2013-2017 годы)
Годы |
Льготы |
||
Предоставленные законодательством, % |
Предоставленные региональным законодательством, % |
Предоставленные муниципальным законодательством, % |
|
2013 |
47,72 |
52,28 |
17,28 |
2014 |
52,21 |
47,79 |
18,79 |
2015 |
54,41 |
45,59 |
20,59 |
Продолжение таблицы № 1 |
|||
2016 |
54,35 |
45,65 |
20,41 |
2017 |
55,21 |
43,18 |
18,21 |
Источник: сайт федеральной налоговой службы.
Учетная политика обеспечивает многовариантность учета показателей деятельности хозяйствующего субъекта, определяет уровень и налоговую нагрузку, обеспечивает своевременные расчеты с бюджетом, а снижение налоговой нагрузки – это основная задача налоговой оптимизации.
Цель учетной политики сводится к конкретизации методик оценки активов, к разработке методологии ведения учета конкретного экономического субъекта, а также утверждению порядка составления отчетности и систематизации документооборота.
Формирование этапов учетной политики состоит из: анализа нормативных документов в области регулирования бухгалтерского учета и налогообложения; анализа деятельности организации и оценки влияния внешних факторов; разработки изменений учетной политики, принятия решений управленческих органов субъекта хозяйствования; разработки, утверждения методов и способов ведения учета и порядка подготовки, а также предоставления отчетности.