Файл: Инструменты налогового планирования (Налоговые инструменты. Понятие и определение налогового планирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоговое планирование представляет собой составную часть управления финансами организаций, предприятий. Сами налоги являются значительной частью расходов и существенным фактором, детерминирующим финансовый и денежный поток, а так же финансовое состояние. Налоговое планирование, это, в первую очередь, финансовое планирование. К стратегическому налоговому планированию относят такие вопросы, как: выбор формы юридического лица, реорганизация, расширение предприятия, инвестиционная политика, мониторинг, изменение и знание налоговых законов. К основным вопросам налогового планирования относятся: планирование сделок, реагирование на налоговые нововведения и т.д.

В настоящее время мировая экономика, а также экономика различных стран, в том числе России, трансформируется из традиционной экономики, в новую экономику.

Переход к результативному налоговому планированию – это шаг в сторону стимулирования инвестиционного развития организаций и предприятий – это шаг в сторону налоговой оптимизации.

Задачи курсовой работы:

Определение, сущность, цель, анализ основных налоговых инструментов планирования, применяемых в действующей системе налогообложения Российской Федерации, рассмотрение налогового планирования на арене современного экономического развития, а также раскрытие таких актуальных тем, как создание налоговой оптимизации, новых финансовых инструментов и финансово-эффективных подходов в вопросе минимизации налогового бремени.

Курсовая работа состоит из трех глав.

В первой главе раскрывается тема понятия и определения налогового планирования, его принципы, этапы, функции, сущность и эффективные подходы налогового планирования в деятельности хозяйствующих субъектов.

Во второй главе поднимаются вопросы прогнозирования, планирования, управления системы оптимизации современными инструментами налогового планирования.

В третьей главе рассматривается тема совершенствования инструментов налогового планирования на современном этапе и действие данных инструментов в вопросе минимизации налогового бремени, не нарушая действующее налоговое законодательство.

В процессе написания курсовой работы были использованы следующие литературные источники: Федеральная служба государственной статистики, Российский статистический ежегодник за 2016 год, журнал, журнал «Молодой учёный», сайт «Кодексы и Законы РФ», сайт «Федеральной налоговой службы», Налоговый кодекс Российской Федерации (последняя редакция 2018 г.), Гражданский кодекс Российской Федерации (с комментариями).


Глава I. Инструменты налогового планирования

1.1 Налоговые инструменты. Понятие и определение налогового планирования

Для обеспечения экономического роста государство стремится использовать различные инструменты, в том числе и налоговые.

Налоговые инструменты – это закреплённые формы, методы налогового планирования и контроля на уровне государства, действие которых происходит в рамках принятой концепции законодательства и стратегии налоговой политики.

Современный российский бизнес показывает высокую степень рисков и неопределённости, поэтому налоговая оптимизация выступает конкретным инструментом, позволяющим планировать и давать гарантии налогоплательщикам.

Налоговое планирование – составная часть управления финансами организации, поскольку налоги являются значимой частью расходов, существенным фактором, детерминирующим финансовый результат и денежный поток — следовательно, финансовое состояние.[1]

Можно выделить два основных аспекта определения налогового планирования:

1.Соотношение с понятиями «налоговой минимизацией» и «налоговой оптимизацией».

2.Соотношение с законностью осуществляемых действий.

Мнение об идентичности термина «налоговое планирование» и «налоговая минимизация» не является корректной. По мнению Л.Г. Липникова и Д.Н.Тихонова, эти термины не обознаются одно и тоже; в минимизации налогов заключена база налоговой оптимизации, а налоговая (финансовая в том числе) оптимизация – это достижение определенных пропорций всех финансовых аспектов деятельности объектов хозяйствования. Цель налоговой оптимизации – достижение высокого уровня чистой прибыли за счет управления налогами.

Под налоговым планированием следует понимать совокупность плановых действий в рамках действующего законодательства. В случаях оптимизации налогового планирования обеспечиваются регулирование налоговой нагрузки таким образом, чтобы обеспечить достижение стратегических и тактических задач деятельности организации или предприятия.


1.2 Функции налогового планирования

К функциям налогового планирования относятся:

1.Создание информационной базы для управления и оценки эффективности менеджмента.

2. Снижение неопределенности относительно будущих событий, связанных с налоговыми отношениями.

3. Координация налоговых параметров с другими финансовыми показателями деятельности организации (например, выручка, затраты и т.д.).

Элементы, определяющие успешность налогового планирования представлены на рисунке № 1.

Рис. № 1. Элементы успешности налогового планирования объектов хозяйствования.

Источник: собственная разработка.

1.3 Сущность налогового планирования в вопросах налогообложения

Сущность налогового планирования сводится к признанию права налогоплательщиков применять все существующие и доступные законные средства, приемы и способы для максимального сокращения налогового бремени.

Вычислить эффективность налогового планирования можно по формуле:

[2]

где НДФЛ – это налог на доходы физических лиц.

Процесс налогообложения рационально начинать с налогового планирования, это позволит выбрать более приемлемый и рациональный режим налогообложения для будущего предприятия. Налоговые платежи влияют на расходы организации, поэтому процесс планирования нельзя игнорировать.

Необходимо отметить, что анализ полученных результатов следует рассматривать в разрезе постоянных и переменных налогов. Если момент постоянных и переменных налогов игнорировать, это может привести к тому, что коэффициент эффективности налогового планирования снизился только за счет уменьшения переменных налогов, а в целом применение метода налогового планирования не дало эффекта[3].

Налоговое планирование:

- управляет величиной налоговой базы;

- регулирует сроки налоговых платежей;


- оптимизирует условия хозяйствования организации по вопросам налогообложения.

Основные инструменты налогового планирования – договорная политика, учетная политика и оффшоры.

Договорная политика включает в себя такие элементы как выбор контрагента, вида договора и отдельных условий договора. Договорная политика – это более широкие возможности изменения финансового результата и имущественного положения в сравнении с той же учетной политикой организации. Договорная политика более гибкая, т.к. не имеет каких-либо ограничений по срокам изменения условий хозяйственных договоров, но при проведении данной формы политики следует оценивать в комплексе все налоговые последствия заключаемого или изменяемого хозяйственного договора, к которому в первую очередь относятся: налог на добавленную стоимость, взносы в социальные внебюджетные фонды и налог на имущество организации.

В случае, когда один из вариантов договорного оформления сделки приведет к налоговой экономии по сравнению с другими вариантами, этот вариант может быть принят при условии полного соответствия действующего законодательства и обеспечения интересов контрагента.

Величину налоговой экономии, возникающей при заключении того или иного хозяйственного договора, обозначаем как - . Задачу формирования договорной политики можно формализовать как выбор такой совокупности хозяйственных договоров, при которой:

(2)

где – совокупность хозяйственных договоров;

– совокупная налоговая нагрузка;

– приемлемый показатель гарантий исполнения договора.

–линейные функции, которые зависят от изменений налогооблагаемых баз и ставок налогов и которые оплачивает организация в процессе выбора варианта хозяйственного договора.

При выборе хозяйственного договора, следует оценить насколько уменьшатся (или увеличатся) обязательные налоги по сравнению с другим договором. Поэтому следует рассчитать относительную налоговую экономику:

- , (3)

где – относительная налоговая экономия;

– налоговая нагрузка, которая возникнет при заключении договора i;


– налоговая нагрузка, которая возникнет при заключении договора j.

Договорная политика охватывает все аспекты деятельности организации. Рациональное пользование всех возможностей договорной политики позволяет минимизировать налоги за счет исключения ошибок в их оформлении. Тщательная проработка позволит обеспечить максимальную корректность договора и его отдельных условий с точки зрения формирования объектов налогообложения.

Стоит упомянуть о такой возможности для регулирования результатов финансово-экономических предприятий, как применение в практике использования налоговых льгот, которые помимо финансово-экономических показателей дают возможность стимулировать инвестиционную деятельность в зависимости от конъектуры рынка.

Таблица 1 - Структура налоговых льгот, предоставленных Российской Федерацией[4], по уровню их установления субъектами федерации, % (за 2013-2017 годы)

Годы

Льготы

Предоставленные законодательством, %

Предоставленные региональным законодательством, %

Предоставленные муниципальным законодательством, %

2013

47,72

52,28

17,28

2014

52,21

47,79

18,79

2015

54,41

45,59

20,59

Продолжение таблицы № 1

2016

54,35

45,65

20,41

2017

55,21

43,18

18,21

Источник: сайт федеральной налоговой службы.

Учетная политика обеспечивает многовариантность учета показателей деятельности хозяйствующего субъекта, определяет уровень и налоговую нагрузку, обеспечивает своевременные расчеты с бюджетом, а снижение налоговой нагрузки – это основная задача налоговой оптимизации.

Цель учетной политики сводится к конкретизации методик оценки активов, к разработке методологии ведения учета конкретного экономического субъекта, а также утверждению порядка составления отчетности и систематизации документооборота.

Формирование этапов учетной политики состоит из: анализа нормативных документов в области регулирования бухгалтерского учета и налогообложения; анализа деятельности организации и оценки влияния внешних факторов; разработки изменений учетной политики, принятия решений управленческих органов субъекта хозяйствования; разработки, утверждения методов и способов ведения учета и порядка подготовки, а также предоставления отчетности.