Файл: Инструменты налогового планирования (Налоговые инструменты. Понятие и определение налогового планирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К расходам отчетного налогового периода относится предельный уровень процентов, который зависит от выбранной учетной политики самого хозяйствующего субъекта. Первый способ определения предельного уровня процентов согласуется со ст.40 НК РФ[17] и может отклоняться не более чем на 20% в любую сторону (от среднего уровня процентов), начисленных по долговым обязательствам, выданным на сопоставимых условиях. Первый способ определения предельного уровня процентов равен увеличенной в 1,1 раза ставки рефинансирования Банка России (в случае рублевых обязательств) и 15%, когда дело касается обязательств в иностранной валюте.

Расходы, которые относятся к процессу производства, не уменьшают налогооблагаемую базу. Эти расходы перечислены в ст. 270 НК РФ[18] и часто похожи на вычитаемые расходы:

1. Средства потраченные сверх нормы там, где расходы в затратах нормируются и другие траты.

2. Средства, потраченные на создание резервов под обесценивание вложений в ценные бумаги.

3. Взносы на добровольное страхование (не указанные в ст. 255[19] и 263[20] НК РФ).

4. Средства, потраченные на премирование работников за счет специального назначения или целевых поступлений.

Стоит отметить, что перечень расходов (ст. 270 НК РФ) не является исчерпывающим: «Иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса»[21].

Подводя итог к первой главе можно сделать выводы, что налоговое планирование в деятельности хозяйствующих субъектов имеет комплексный характер, представляет собой интеграционный процесс, организация которого должна базироваться на системном подходе, с использованием достижений различных экономических, финансовых, юридических дисциплин.

Глава 2. Оптимизация современных инструментов в налоговом планировании

2.1 Налоговое прогнозирование и планирование

Без прогнозирования и планирования невозможно эффективно управлять как национальной экономикой, так и отдельными субъектами хозяйствования. В условиях налогово-бюджетной политики любого современного государства, особенно, в условиях экономического кризиса, невозможно игнорировать вопросы по созданию и разработке специальных мер по маневрированию в налоговых «коридорах».


Налоговая система это не только система выплат, заполнение деклараций и прочих финансовых отчетностей предприятия. Эффективная и оптимизированная налоговая политика — это в первую очередь, знание основ механизма налогообложения, повышающих эффективность деятельности любого объекта хозяйствования.

Под налоговой оптимизацией следует понимать механизм достижения определенных показателей (положительных, качественно высоких) во всех финансовых процессах деятельности объекта хозяйствования. Оптимизация налогового механизма – это отнюдь не упрощение налоговых платежей, и отнюдь не минимизация налогов, а создание эффективно-работающей системы управления предприятием с учетом системы налогов и сборов, существующей в Российской Федерации.

Суть налоговой оптимизации в построении системы, построенной разумно с учетом экономических интересов налогоплательщиков. Данная система будет работать на расширение налоговой базы, тем самым будет обеспечивать государственный и местные бюджеты.

Система оптимизации налоговых платежей, на примере предприятия или любого субъекта хозяйствования, включает в себя пункты: показатель издержек обращения, характеризующих налоги, уходящие на издержки обращения предприятия к планируемой общей сумме этих издержек; определенные льготы на налоги, по которым можно сделать выводы об эффективности использования данных льгот для развития предприятия; коэффициент эффективности налогообложения, показывающий соотношение чистой прибыли и общей суммы налоговых выплат; уровень налогообложения, отражающий уровень налогообложения коммерческого дохода налогами и сборами, который входит и отражается на цене данного товара; валовая прибыль, характеризующая уровень налогов уплачиваемых за счет валовой прибыли; налогообложение реализации товаров, влияющих на общую сумму налоговых платежей.

Современное налоговое планирование определяется и зависит от налогового законодательства, и включает в себя следующие этапы:

Процесс налогового планирования заключает:

- расчет всех налоговых платежей предприятия для осуществления и процесса хозяйственной деятельности предприятия за счет других источников (например, валовая прибыль, валовый коммерческий доход и др.);

- общую сумму налогов за осуществление деятельности самим предприятием;

- плановые суммы налогов, которые уплачиваются за счет различных источников;

- расчет средневзвешенных ставок налога за счет различных источников по основным видам налогов;


- планирование налогового календаря (он позволяет минимизировать затраты предприятия и контролировать расходы денежных средств).

Поэтому, налоговое планирование — это не только изучение и знание налогового законодательства, использование налоговых инструментов, изучение постановлений и инструкций, а в первую очередь – анализ и проектирование налоговых внутренних механизмов на самом предприятии.

Налоговое управление - это функция управления субъектом хозяйствования.

Основные составляющие налогового планирования отображены на схеме № 1.

Расчеты (и оценка) налоговых рисков при расширении бизнеса и/или изменения характера деятельности предприятия.Расчеты (и оценка) возможных последствий при реализации проекта.Проектирование и построение налоговой модели.Оценка налогового законодательства, его динамики, тенденций и возможное влияние всех налоговых инструментов на налоговую «судьбу» предприятия.

Прогнозирование

Выбор налогообложения.

Планирование налоговой политики.

Составление графиков налоговых платежей.

Планирование

Корректировка схем налогообложения, внесение корректировок на налоговую политику в случаях изменения налогового законодательства.

Разработка оперативных действий (налоговых планов и графиков) при изменении объектов обложения.

Организация и координация

Создание модели налогового учета предприятия.

Создание информационной модели налогового учета.

Разработка алгоритма по формированию отчетности.

Разработка форм налоговых регистров и алгоритмы их заполнения.

Сбор и регистрация данных

Продолжение схемы № 1

Проверка всех налоговых выплат.

Контроль над графиком выплат налоговых платежей.

Контроль за своевременностью предоставления в налоговую службу информации .


Контроль

Анализ расчетов, выявление факторов, которые влияют на показатели отчетности.

Выявление причин ошибок (и расхождений) между плановыми и фактическими объемами платежей.

Анализ причин несоблюдения графиков налоговых выплат, отклонений от графика предоставления информации и документации.

Анализ

Устранение причин и ошибок в налоговых отчетностях.

Устранение причин и отклонений от планов, корректировка расчетов.

Работа с персоналом для обеспечения эффективности деятельности.

Корректировка и уточнение графика.

Принятие мер при выявлении халатности или недобросовестности работников налоговой службы и других служб предприятия.

Регулирование

Схема № 1: Основные принципы налогового планирования.

Источник: собственная разработка.

2.2 Инструменты налогового анализа в налоговом планировании и прогнозировании

Сама система налогового планирования и прогнозирования направлена на анализ и конечную оценку налоговой системы с ее потенциалом и налоговыми поступлениями, т.к. анализ налоговых поступлений является важнейшим элементом всей системы налогового планирования.

Анализ налоговых поступлений включает в себя:

1. Налоговую нагрузку;

2. Изменения структуры налоговых поступлений по видам налогов и видам экономической деятельности за отчетный период и за ряд лет под влиянием происходящих социально-экономических процессов, изменений в законодательстве о налогах и сборах;

3. Динамику задолженности в течение года;

4. Оценку выполнения контрольных показателей, в разрезе налогов и сборов ежемесячно и нарастающим итогом за год;


5. Анализ динамики налоговых поступлений в целом[22].

К инструментам налогового анализа относятся такие методы, как использование и применение дескриптивной и предикативной моделей, которые используются в налоговом анализе, как прогностический маркер и специализируют налоговый анализ для системы налогового прогнозирования и планирования. Поэтому результаты налогового анализа, что основаны на применении данных моделей, становятся исходной информационной базой для проведения налогового прогнозирования и планирования.

Налоговый анализ невозможно представить без функционального комплекса, целью которого является обеспечение процесса техническими показателями[23], которые необходимы для планирования и подготовки эффективных управленческих решений, связанных с путями воздействия на налогообложение.

Формирование учетно-информационной базы предикативного и дескриптивного анализа происходит в 4 этапа:

- регистрация;

- сбор;

- передача;

- преобразование.

Дескриптивные модели носят описательный характер. Они построены на использовании бухгалтерской и налоговой отчетности и пояснительных записок к ней. Для такой модели широко используется структурный, структурно-динамический и коэффициентный анализ. Такой вид налогового анализа предназначен, в основном, для экономических субъектов.

Дескриптивная модель налогового анализа

Дескриптивная модель налогового анализа

Налоговая отчетность

Использование системы аналитических коэффициентов

Использование вертикальных, горизонтальных и других видов анализа

Оформление аналитической записки

Рисунок 3: Алгоритм дескриптивной модели налогового планирования и прогнозирования.

Источник: собственная разработка.

Предикативная модель анализа целесообразна для использования в случае непосредственного взаимодействия органов исполнительной власти, которые обеспечивают налоговое прогнозирование и планирование[24].

Показатели, использующиеся в дескриптивном и предикативном анализе поступлений налогов: