Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Анализ жизненного цикла предприятия и управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Руководитель должен знать о законе циклического развития организации и принимать решения, в соответствии с особенностями этого этапа, на котором находится организация. Любая организация, фирма в процессе своего развития постоянно изменяется, но это предсказуемые изменения. Выигрывают те, кто может предвидеть системное поведение организации. Опыт преуспевающих компаний показывает, что путь революционных преобразований не только теоретически возможен, но и реализуется современной практикой бизнеса.

Жизненный цикл организации - ее предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.

Модель жизненного цикла принимает следующий вид: зарождение и становление организации, развитие, подразумевающее заполнение выбранного рынка, зрелость, заключающаяся в удержании захваченной части рынка, и старение, сопровождающееся вытеснением с рынка конкурентами или исчезновением рынка.

Окончание жизненного цикла может состоять не только в упадке и исчезновении вида/организации, но и в распаде на новые виды/организации, которые в зависимости от начальных условий могут сразу оказаться на этапе зрелости или развития.

Цель работы: исследование жизненного цикла организации, определение способов управления процессом развития предприятий на основе анализа жизненных циклов.

Задачи работы:

1. Рассмотреть этапы и стадии жизненного цикла организации.

2. Проанализировать этапы и стадии жизненного цикла организации.

3.Обосновать целесообразность применения модели жизненных циклов как инструмента управления изменениями на предприятиях.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Исследованиям жизненного цикла организации посвящено большое количество литературы. Однако наиболее комплексно данная проблематика исследована в учебнике Б.З. Мильнера, Т.Ю. Базарова, Г.Р. Латфуллина, А.В. Райченко.


1 Теоретические основы жизненного цикла предприятия

1.1 Понятие жизненного цикла организации. Его основные этапы

Теория организации как прикладная дисциплина способствует пониманию организационных проблем, достоверно их диагностировать и действовать в оптимальном управленческом режиме, естественно, представляя собой образ мышления относительно организации, который вооружает менеджера способностью увидеть и проанализировать всю ширину организационных проблем. Теория организации формирует навыки понимания и осмысления сути всего происходящего на основе установленных стандартов проектирования организационного развития, а также – организацию поведения. Стандарты тщательно устанавливаются учеными-исследователями, изучаются и оцениваются (соизмеряются) ими, а затем становятся предметом гласности и доводятся до широкого сведения. При этом важны как сами факты, которые исследуются, так и, в первую очередь, общие закономерности и глубинные причины, определяющие функционирование организационных систем.[1]

В теории организации под термином «организация» понимается социальная общность или структура, которая движется в направлении к определенной цели и которая характеризуется четко структурированной системой деятельности, имеющей явно выраженные границы, при этом являясь центральным объектом в управлении.[2]

В современном понимании, организация - это группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Организация создается и формируется для достижения конечной цели, определяемой высшим руководителем и (или) группой высшего управленческого звена. Этой цели служит организационная структура и «дизайн» организации.[3]

Высшее руководство несет принципиальную ответственность за постановку организационных целей и задач, стратегию и организационный дизайн, способствуя, адаптации организации к меняющейся окружающей среде. Менеджеры среднего звена решают те же задачи применительно к подразделениям (в рамках основных направлений развития, которые определяет высшее руководство).


Актуальность исследований неопределенности в задачах принятия решений обусловлена тем, что это дает возможность с единых позиций рассмотреть действия человека в сложных условиях с учетом не только параметров системы и внешней среды, но и его внутреннего состояния.

Принятие решений в условиях неопределенности является по существу выбором той или иной возможности из их многообразия, а сам процесс принятия решений неразрывно связан с превращением неопределенности в определенность.

Принятие решений, так же как и обмен информацией, является составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией. С целью дальнейшего проведения исследования необходимо определиться с основным понятийным инструментарием, предлагаемым в научной литературе.

В процессе любой деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов дальнейшего действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решение – это выбор альтернативы.

Слово «решение» («decision») в переводе с английского языка означает процесс и результат выбора способа и цели действий из ряда альтернатив в условиях неопределенности.[4] В словаре современного русского языка С.И. Ожегова истолкование слова «решение» означает «заключение, вывод из чего-нибудь».[5]

В современной отечественной литературе большинством авторов (В.Ж. Ерузинов, А.Г. Венделин, Н.Н. Нежданова и другие) предлагается следующее определение понятия: «решение - выбор из множества; имеющихся альтернатив; одного варианта действий, направленного на достижение поставленной цели».[6]

На практике каждому человеку ежедневно приходит необходимость в выборе вариантов последующего действия, при этом на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений.

Примерами могут служить выбор кандидата на государственный пост или руководящую должность из предлагаемого количества претендентов, выбор определенного товара из общего количества, представленного на рынке и так далее. Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности.


Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией или динамической системы (например, решение о бюджетном финансировании, об увеличении выпуска продукции, об изменении системы управления дорожным движением в городах и другие) существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.[7]

Отличия управленческих или организационных решений от прочих решений состоят в следующих особенностях:

- достижение цели. Субъект управления (индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации;

- последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Руководитель или менеджер высокого ранга выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей, что может отразиться на социально–экономической ситуации целых регионов. Например, решение о замене льгот на денежную компенсацию при отсутствии соответствующей государственной финансовой поддержки вызвало волну протеста и недоверия к власти среди социальных слоев населения или решение о закрытии нерентабельного предприятия может повысить уровень безработицы в регионе;

- разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры организации) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений;

- профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Безусловно, далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

Анализ научных публикаций позволяет отметить существования различных направлений в разработке и реализации управленческих решений и многообразие представлений о месте решений в системе управления, которые формируют далеко неоднозначное понятие управленческого решения. Многообразие существующей терминологии подчеркивают, в частности, Р.А. Фатхутдинов, Ф.М. Русинов и другие авторы, считая при этом, что, термин «управленческое решение» используется в трех значениях, таких как: нахождение определенного варианта; действия, сам процесс деятельности и его конечный результат.


Другие авторы отмечают, что это определение должно отражаться с позиции разных дисциплин: математики, социологии, психологии, кибернетики. Это обусловлено тем, что, сложный характер современного процесса управления предъявляет высокие требования к руководителю (менеджеру), который одновременно должен быть и социологом, и психологом, и математиком, и философом.[8] Данное обстоятельство подтверждает широкую интерпретацию содержания; понятия «управленческое решение» в различных областях знаний.

Анализируя труды авторов, отражающих сущностное содержание управленческого решения, следует выделить следующие группы определений формирующих основу данного термина; такие как:

- выбор альтернативы;

- заключительный или предполагаемый результат управления;

- продукт управленческого труда руководителя (менеджера) в рамках его полномочий;

- управленческий акт, созданный или необходимый для решения
проблем организации;

- управленческое решение как модель, или объект, разработка
которого включает определенные процедуры и методы;

- управленческий объект, зависящий от лица принимающего решение, и конкретных условий.

Отечественные учёные (О.С. Виханский, М.М. Максимцев и другие) отмечают, что «управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации», при этом выделяют иерархию полномочий управляющего звена организации, принимающего решение.[9] Для данного подхода в понимании сущности управленческих решений характерен признак выбора альтернативы, что не в полной мере отражает современное определение понятия.

По мнению других авторов (Г.В. Атамчук, Т.А. Гайденко, Б.Г. Литвак), выбор альтернативы направлен на достижение поставленных целей организации, что справедливо: все управленческие решения в организациях изначально направлены на выполнение какой-либо ее цели. Управленческое решение рассматривается ими как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии. При этом Г.В. Атаманчук управленческое решение представляет как сложное социально-интеллектуально-волевое образование, так как оно всегда выступает продуктом сознания, завершения и фиксации определенного мыслительного процесса (индивидуального или коллективного).[10]

Следует согласиться с мнением ряда исследователей (Н.Н. Нежданова, Ю.Г. Учитель) в том, что управленческое решение - это творческий акт, который решает проблемы организации и также направлены не только на решение уже назревшей проблемы, но и на предупреждение их возникновения.[11] Управленческое решение – это средство, акт осуществления управляющего воздействия, способ выражения управленческих решений, разработка которого включает определенные процедуры и методы, это результат анализа, прогнозирования, оптимизации экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели в системе менеджмента. По своей сути управленческое решение есть разработанный и принятый, формально зафиксированный проект социальных изменений, регулирования их в конкретных условиях. Качественная специфика управленческого решения заключается: в стабилизации социального объекта, - непосредственной регуляции связей между людьми, - в оказываемом воздействии на положение и роль человека в обществе, коллективе на всех уровнях социальной организации. Управленческое решение должно быть ориентировано на потребности и интересы человека, а потому определяет содержание и направленность его деятельности.[12]