Файл: Принципы управления стоимостью проекта (Анализ управления стоимостью проекта и итоговые результаты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одним из наиболее важных вопросов для инвестора является вопрос о стоимости проекта. Понимание стоимости проекта необходимо для принятия адекватного решения о запуске проекта. Однако, точный ответ получают только после окончания проекта. Все остальное время известны лишь предположения о стоимости будущего проекта.

Предположения о стоимости проекта и необходимых средствах для его реализации должны быть представлены в виде четкого структурированного документа, отвечающего на вопросы: сколько, когда и на что будут израсходованы денежные средства в ходе выполнения проекта. В дальнейшем менеджеру проекта придется приложить немало сил, чтобы его предположения сбылись и проект был выполнен в рамках утвержденного бюджета. Перечисленные действия менеджера и команды проекта и составляют содержание управления стоимостью проекта. Таким образом, выбраннач темы курсовой работы является актуальной.

Целью курсовой работы является изучение инструментов и методов управления стоимостью проекта.

Для достижения цели курсовой работы требуется решить следующие задачи:

- изучение теоретических основ управления стоимостью проекта;

- изучение методов и инструментов управления стоимостью проекта ;

- рассмотрение структуры и расчет бюджета проекта;

- прогнозирование стоимости проекта;

- изучение управления стоимостью проекта на примере ООО «Техэнерго»,

- проведение анализа управления стоимостью проекта.

Объект исследования – предприятие ООО «Техэнерго».

Предмет исследования – проектная деятельность на предприятии.

Для достижения поставленных целей был использованы методы: методологический, аналитический, статистический и другие.

Теоретико-методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных авторов, исследовавших различные аспекты менеджмента предприятия, справочные и законодательные материалы в части регулирования малого и среднего бизнеса, архив документов ООО «Техэнерго».

В первой главе работы изучены теоретические основы управления стоимостью проекта. Во второй главе работы исследовано практическое управление проектом на предприятии ООО «Техэнерго». В заключении сделаны выводы по проведенному исследованию.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.


1. Теоретические основы управления стоимостью проекта

1.1. Методы и инструменты управления стоимостью проекта

Управление стоимостью обеспечивается посредством реализации в ходе проекта следующих процессов: оценки стоимости; разработки бюджета проекта; контроля стоимости проекта.

Процессы управления стоимостью проекта обеспечивают:

  • понимание менеджером проекта, заказчиком и инвестором проекта прогнозной стоимости отдельных работ, пакетов работ и всего проекта (процесс оценки стоимости);
  • четкое понимание менеджером проекта, когда, сколько и на что будут израсходованы денежные средства в проекте (процесс разработки бюджета);
  • отсутствие в проекте непредвиденных расходов, снижение количества изменений и отклонений фактического бюджета от утвержденного базового бюджета (процесс контроля стоимости) [15, c.43].

При этом указанные процессы, как и любые процессы в ходе выполнения проекта, могут быть итеративными и выполняться на принципах последовательной разработки.

Основные задачи менеджера проекта при управлении стоимостью:

  • определение общих правил и принципов управления стоимостью проекта;
  • разработка системы управления стоимостью проекта;
  • привлечение соответствующих функциональных специалистов к работам по оценке стоимости;
  • оценка количества ресурсов, необходимых для реализации работ проекта;
  • организация разработки сметы и бюджета проекта;
  • обеспечение финансирования проекта согласно финансовому плану;
  • учет фактических затрат в ходе проекта;
  • контроль стоимостных параметров проекта, выявление отклонений и своевременное выполнение корректирующих воздействий;
  • архивирование фактической информации о стоимостных параметрах проекта [19, c.22].

Управление стоимостью (затратами) проекта (Project Cost Management) объединяет процессы, выполняемые в ходе планирования, разработки бюджета и контролирования затрат, обеспечивающие завершение проекта в рамках утвержденного бюджета.

Управление стоимостью и финансированием проекта (Project Cost and Finance Management)— раздел управления проектами, включающий процессы, необходимые для формирования и контроля выполнения утвержденного бюджета проекта [18, c.8].


Важной особенностью процессов управления стоимостью проекта является их очень тесная связь с иными процессами планирования. В частности, сложно предположить, что удастся разработать корректный бюджет, не имея информации о необходимых ресурсах и без календарного плана.

Информация о рисках проекта также может значительно повлиять как на величину, так и на структуру проекта.

Одним из первых шагов, выполняемых менеджером проекта в ходе управления стоимостью проекта, является разработка концепции управления стоимостью. Эта концепция должна содержать общие правила организации управления затратами проекта, принципы учета и документирования, рекомендуемые методики и технологии [32, c.40].

Разработка концепции управления стоимостью и финансированием проекта:

  • выработка стратегии управления стоимостью и финансами проекта (определение целей и задач, критериев успеха и неудач, ограничений и допущений);
  • проведение экономического анализа и обоснования проекта (маркетинг, оценка стоимости и источников финансирования, прогноз выполнения);
  • общая экономическая оценка проекта;
  • разработка укрупненного графика финансирования;
  • определение требований к системе управления стоимостью и финансированием в проекте;
  • утверждение концепции [19, c.77].

Все затраты в проекте могут быть подразделены на три вида:

1.обязательства;

2.бюджетные затраты;

3.фактические затраты.

Обязательства— это плановые, будущие затраты, которые возникают при заключении договоров, контрактов, заказе каких-либо товаров или услуг. Обычно это происходит заранее согласно плану проекта. Счета, выставляемые поставщиками, подлежат обязательной оплате. Однако оплата может производиться по различным правилам в различные моменты времени:

  • в момент готовности материалов и комплектующих;
  • после поставки товаров и услуг;
  • на условиях полной или частичной предоплаты;
  • согласно политике организации, закупающей или предоставляющей товары и услуги.

В зависимости от того, как организован учет в организации, можно раньше или позже произвести документальное уменьшение бюджета на сумму обязательств. В некоторых организациях данные затраты не учитываются до момента получения счета или его оплаты. В таком случае текущее состояние бюджета проекта доступно менеджеру в искаженном виде и не дает полноценной картины для принятия решений [20, c.70].

Бюджетные затраты представляют собой сметную стоимость работ, распределенную во времени. Это график расходов проекта. Иногда его называют планом затрат. Он содержит информацию о величине и сроках планируемых расходов проекта при производстве работ.


Фактические затраты показывают реальный отток денежной наличности в проекте. Отчет о фактических затратах содержит информацию о реальных расходах проекта. При этом они могут произойти:

  • во время выполнения работ проекта;
  • в момент выплаты денежных средств;
  • в момент списания денежных средств со счета.

Для повышения эффективности системы управления затратами проекта в концепции управления стоимостью и финансированием проекта желательно четко определить:

  • политику оплаты работ (предоплата, оплата по факту и др.);
  • политику оплаты счетов (в день получения, в течение определенного срока и др.);
  • принципы списания затрат на рабочую силу, материалы и комплектующие;
  • принципы учета затрат в проекте;
  • принципы оплаты работ при привлечении субподрядных организаций;
  • взаимосвязь графика выполнения работ и списания затрат на рабочую силу и оплату механизмов [14, c.18].

Оценка стоимости — процесс определения всех затрат, необходимых для успешной и полной реализации проекта. Оценка стоимости — итеративный процесс получения примерных данных о стоимости работ и ресурсов. Оценки могут уточняться по ходу проекта. Допустимая погрешность оценок зависит от назначения получаемых данных и от фазы проекта. Таким образом, любая оценка стоимости в проекте приблизительная. Но все же приблизительно — это от слова «близко». По ходу проекта оценки должны уточняться и становиться более реальными.

В проектном менеджменте можно выделить четыре типа оценок:

1.грубый порядок величины — стоимостные ожидания проекта, находящегося на фазе замысла или идеи;

2.порядок величины — предположения стоимости проекта, рассчитанные в бизнес-плане или аналогичном документе;

3.бюджетная оценка — оценка стоимости проекта, полученная на основе данных, предоставленных поставщиками и исполнителями работ;

4.точная — оценка стоимости, включаемая в бюджет при определении окончательной плановой стоимости проекта перед переходом к фазе реализации [22, c.9].

Любопытно, что даже точная оценка, которая, собственно, и используется при ценообразовании и окончательной корректировке бюджета, имеет погрешность (см. рис. 1.1).

Рис 1.1 Диапазоны точности оценок стоимости [14, c.87]

В качестве исходных данных для оценки стоимости менеджеру проекта необходима информация о содержании проекта. На первоначальных этапах это будет Устав или ИСР проекта, а на последующих потребуется его подробный календарный план. Все зависит от номера итерации по оценке стоимости. Чтобы получить оценку грубого порядка величины стоимости проекта, иногда достаточно лишь идеи и замысла проекта. Для более точных оценок требуется более точная информация.


В оценке стоимости работ должны быть учтены все статьи затрат на выполнение работы:

  • материалы и комплектующие;
  • закупаемое оборудование, транспорт;
  • арендные платежи (площади, оборудование, транспорт);
  • затраты на лизинг (покупка, взятие в аренду, лизинг);
  • производственные мощности;
  • стоимость труда персонала;
  • затраты на расходные материалы;
  • затраты на обучение и стажировки;
  • затраты на проведение мероприятий (конференции, семинары);
  • командировочные расходы;
  • затраты на логистику;
  • представительские расходы.

Подобную содержательную работу менеджер проекта может выполнить лишь с привлечением квалифицированного сметчика или при наличии активного содействия со стороны функциональных специалистов, которые будут выполнять соответствующие работы [24, c.13].

Методы, которые будут использованы при стоимостной оценке, зависят от конкретного проекта, квалификации экспертов и других факторов. Например, для получения качественного результата оценки стоимости методом «снизу вверх» необходимо иметь достаточно детально проработанную иерархическую структуру работ. Качественно проработанная ИСР не будет лишней при использовании и других методов оценки. В случае отсутствия подробной иерархической структуры работ, возможно, придется для начала использовать метод «сверху вниз» [22, c.15].

Выделяют следующие методы оценки стоимости:

- параметрическая оценка;

- оценка по аналогам;

- оценка «снизу вверх»

- оценка «сверху вниз»;

- анализ предложений исполнителей.

В случае проведения тендера по выбору поставщиков все составляющие предложения анализируются в комплексе. Анализу подвергаются предложенные сроки, критерии качества и иные показатели, а не только цена, и данная проблема теряет остроту.

Сравнительная характеристика различных методов оценки стоимости приведена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика различных методов оценки стоимости проекта [8, c.70]

Метод оценки

Основания для применения и сфера (этап)

Необходимые условия

1

2

3

Параметрическая оценка

Наличие оценок объемов работ и нормативной стоимости отдельных элементов работ. Применяется на любых этапах проекта. Точность зависит от точности оценок объемов работ и их нормативной стоимости

Наличие возможности нормирования стоимости работ. Возможность расчета оценок исходя из объемных параметров работ. Наличие нормативов стоимости отдельных типовых операций

Оценка по аналогам

Недостаток детальной информации. Применяется на ранних фазах проекта

Схожесть работ по содержанию и типу. Наличие информации о фактической стоимости работы-аналога. Наличие опыта у участников

Оценка «снизу вверх»

Необходимость в уточненной оценке стоимости. Повторная оценка стоимости. Рекомендуется для фазы детального планирования

Невысокие трудоемкость и объем работ отдельных операций. Наличие достаточно точных оценок необходимых ресурсов для отдельных операций. Историческая информация о стоимости отдельных типовых операций. Наличие нормативов затрат. Тщательно проработанная ИСР

Оценка «сверху вниз»

Необходимость быстрой укрупненной оценки стоимости. Применяется для фазы замысла (идеи) проекта

Возможность укрупненной оценки стоимости всего проекта

Анализ предложений исполнителей

Закупка оборудования у поставщиков. Организация тендера. Наличие возможности выполнить работы силами внешних организаций

Качественная тендерная (конкурсная) документация. Детализированные предложения конкурсантов (оферты). Доступность экспертной оценки. Сбалансированная система показателей