Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства). Наблюдение как процедура несостоятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также в отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из четырех предложений:

1) о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности и переходе к расчетам с кредиторами.

2) о продлении установленного срока внешнего управления.

3) о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

4) о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Рассмотренный собранием кредиторов отчет вместе с протоколом собрания, в котором фиксируется принятое кредиторами решение, направляются в суд не позднее чем через пять дней после даты проведения собрания.

На основании представленного отчета, суд может вынести следующие определения:

- определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов или в случае утверждения судом мирового соглашения;

- выносит определение о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и о переходе к расчетам с кредиторами;

- выносит определение о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения соответствующего ходатайства;

- принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства при наличии ходатайства об этом собрания кредиторов, а также в случае отказа в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставленного данного отчета в течение одного месяца со дня окончания срока внешнего управления.

В заключение, нужно сказать об эффективности реабилитационных процедур банкротства. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления являются эффективной мерой восстановления финансового состояния предприятия до нормального уровня, соответственно, при условии, если у такого предприятия существует реальная возможность его восстановить. Если участники рассматриваемых процедур приводят механизм финансового оздоровления и внешнего управления предприятия должным образом, то исход действия такой меры может остаться благоприятным для предприятия.

Вместе с тем применение реабилитационных (реорганизационных) процедур в России не всегда влияет положительно влияет на финансовое оздоровление, о чем наглядно демонстрирует судебная статистика. Например, в 2014 г. в арбитражные суды Российской Федерации поступило 41 996 заявление о признании банкротом, из которых, принято к производству 35 583. При этом только по 26 делам введена процедура финансового оздоровления, из которых по 4 прекращено производство в связи с удовлетворением требований кредиторов. По процедуре внешнего управления статистика несколько лучше, однако, и она выглядит удручающе. Так, данная процедура была введена по 350 делам, из которых производство по 18 прекращено в связи с удовлетворением требований кредиторов. Статистика за первое полугодие 2015 г. выглядит не лучше, учитывая, что по процедуре финансового оздоровления не прекращено ни одно дело в связи с погашением задолженности, а по внешнему управлению всего 6.


Можно сделать вывод, что с каждым годом эффективность данных процедур снижается, и Закон о банкротстве требует серьезной доработки. Таким образом, следует выделить несколько причин неэффективности:

- отсутствие возможности осуществлять оздоровление должника без возбуждения процедуры банкротства, в том числе негласно. Придание огласке финансовых трудностей должника может усугубить его и без того сложное положение, обесценить его активы и сорвать важные для его дальнейшей деятельности сделки;

- возможность введения реабилитационных процедур только после наблюдения. Так как процедура наблюдения может вводится до 7 месяцев и такой срок может окончательно обесценить активы, более разумно предоставить возможность суду по инициативе должника или кредиторов вводить процедуру финансового оздоровления непосредственно, без проведения наблюдения.

Для устранения причин неэффективности необходимо рассмотреть и вопрос о принятии отдельного федерального закона о финансовом оздоровлении, отделив его таким образом от собственно банкротства, которое в таком случае включало бы только меры ликвидационного характера.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что финансовое оздоровление и внешнее управление объединяет то, что цель удовлетворения требований кредиторов достигается путем применения к должнику мер, направленных на восстановление его платежеспособности. Однако если внешнее управление опирается на внутренние экономические резервы для достижения цели реабилитации, то финансовое оздоровление использует способы обеспечения исполнения обязательств, призванные предоставить кредиторам дополнительную гарантию. При этом внешнее управление предполагает подключение антикризисного управления со стороны - внешнего управляющего; финансовое оздоровление, напротив, предполагает сохранение управления в компетенции учредителей (участников) юридического лица, в то время как административный управляющий осуществляет по большей части контрольные функции. Обе реабилитационные процедуры в сущности предусматривают отсрочку исполнения обязательств должника, в течение которой предпринимаются попытки восстановить его финансовое положение.

3 Конкурсное производство

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Эта процедура является заключительной процедурой применяемой к должнику, признанному банкротом и подлежащему ликвидации.


Переход к конкурсному производству осуществляется либо от стадии наблюдения (если оно не проводится, то решение об открытии конкурсного производства принимается на первом заседании арбитражного суда), либо от стадии финансового оздоровления, либо от стадии внешнего управления. Конкурсное производство вводится арбитражным судом с момента принятия им решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства[25].

Если вернуться к истории института банкротства, то изначально процедура конкурсного производства была первой процедурой, которая применялась к несостоятельному должнику и она имела целью удовлетворить лишь интересы кредиторов. Да и в целом процесс банкротства был направлен на погашение долгов перед кредиторами и ликвидации несостоятельного должника.[26]

Институт банкротства вкладывает особое значение в понятие «конкурс»: традиционно данный термин означал стечение (схождение) кредиторов, имеющих имущественные требования к общему должнику, следовательно, «производство по делу о несостоятельности, на какой бы стадии оно ни осуществлялось, всегда будет конкурсным, то есть сопровождающимся стечением кредиторов.

Несмотря на всплеск активности законотворчества в сфере несостоятельности (банкротства), имевший место в последние года, порядок проведения процедуры конкурсного производства все же в основном сохранился.

Вместе с тем в отдельные правила конкурсного производства был внесен целый ряд изменений, затрагивающих права и законные интересы всех лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также влияющих на положение арбитражного суда, рассматривающего такое дело.

Значительно сокращен срок проведения процедуры конкурсного производства: теперь конкурсное производство должно вводиться арбитражным судом на срок до шести месяцев, а максимальный срок конкурсного производства, с учетом возможности его продления арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев (п. 2 ст. 124). Ранее Закон предоставлял годичный срок, а при необходимости мог быть продлен не более чем на шесть месяцев (так же как и Закон 1998 г.). А Закон 1992 г. вообще не предусматривал определенных сроков конкурсного производства. [27]

Например, Определение «о продление срока конкурсного производства» АС Ульяновской области от 24 марта 2016 года по делу №А72-12252/2014[28]Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.07.2015г. ООО «Атлант-Инвест» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство сроком на 6 месяцев.В судебном заседании 17.03.2016 конкурсный управляющий заявила ходатайство о продлении срока конкурсного производства сроком на шесть месяцев, представила в материалы дела отчеты конкурсного управляющего по состоянию на 15.03.2016, реестр требований кредиторов должника, документы по расходованию денежных средств, выписки из лицевого счета по состоянию на 15.03.2016. Дополнительно пояснила, что требования кредиторов третьей очереди, не обеспеченные залогом, полностью погашены. Проводится оценка имущества должника. Суд определипродлить срок конкурсного производства в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Атлант - Инвест» до «25» июля 2016 года.


Закон обозначает последствия признания должника банкротом и открытия конкурсного производства. Эти последствия связаны с датой принятия судом соответствующего решения, при этом не имеет принципиального значения, от какой стадии процесса осуществляется переход к конкурсному производству. Установлены следующие последствия:

- прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных Законом п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве сделано исключение для процентов, согласно которому на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа о взыскании задолженности начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату открытия конкурсного производства. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"[29] арбитражным судам рекомендовано учитывать, что п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве предусматривает начисление в конкурсном производстве процентов на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 указанного Закона. На требования кредиторов первой и второй очереди эти проценты не начисляются. Указанные проценты не являются текущими платежами и удовлетворяются в специальном порядке. Поскольку эти проценты начисляются при расчетах с кредиторами непосредственно арбитражным управляющим, судебный акт об их начислении не выносится и в реестр требований кредиторов они не включаются;

- сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

- совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном Законом;

- прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено на Федеральным законом;

- снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;


- исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены Законом.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Одновременно с введением конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, который обладает следующими полномочиями:

1) полномочия по распоряжению имуществом должника: принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию; привлекать независимого оценщика для оценки имущества должника; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; формировать конкурсную массу; предъявлять к третьим лицам требования о взыскании дебиторской задолженности; реализовывать имущество должника.

2) полномочия, осуществляемые в качестве руководителя должника: уведомлять работников должника о предстоящем увольнении; заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок;

3) полномочия, направленные на установление размера требований кредиторов.

Закон о банкротстве предусматривает возможность погашения учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом задолженности должника по обязательным платежам в ходе конкурсного производства (ст. 129.1 Закона).[30]Например, Определение АС Ульяновской области от «19» февраля 2016г. по делу №А72-672/2015[31] «ООО «Ваше право» в порядке, установленном статьей 129.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», подано в суд заявление, соответствующее требованиям пункта 3 статьи 129.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в котором заявителем приняты обязательства по погашению кредиторской задолженности должника по обязательным платежам. Заявитель указал срок, в течение которого намерен удовлетворить требования к должнику по обязательным платежам – в течение 30 рабочих дней с момента вынесения судом определения об удовлетворении заявления о намерении погасить задолженность ООО «Слава» по обязательным платежам. Поскольку заявление ООО «Ваше право» соответствует требованиям пункта 3 статьи 129.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», суд считает его подлежащим удовлетворению.