Файл: Оценка и управление стоимостью проекта на примере ОАО «Ашинский химический завод».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Необходимость оценки инвестиционных проектов для принятия решений о начале их реализации является догмой финансового менеджмента. В качестве основного инвестиционного критерия для этих целей применяется показатель чистой текущей стоимости (NPV), непосредственно отражающий ожидаемое повышение стоимости бизнеса с точки зрения его владельцев. При этом, что касается оценки уже достигнутой эффективности конкретного проекта, практика российских компаний в большинстве своем базируется на показателях, которые традиционно применяются в финансовом анализе. Эти показатели отражают фактически производимые операции и исключают из поля зрения альтернативность возможных действий. Успешный результат в системе традиционных показателей – это ситуация, в которой выручка покрывает понесенные фактические расходы. Таким образом, сегодня существует противоречие между рекомендациями по оценке новых проектов, которые менеджер получает в учебниках по финансовому менеджменту, и указаниями по оценке текущей эффективности, предлагаемыми в книгах по финансовому анализу.

Цель работы - исследование особенностей оценки стоимости инвестиционных проектов.

Задачи работы:

  • исследовать подходы к оценке стоимости инвестиционных проектов;
  • рассмотреть методику оценки стоимости инвестиционных проектов;
  • оценить стоимость инвестиционного проекта методом реальных опционов.

Объектом исследования является инвестиционный проект предприятия, занимающегося производством химии промышленного и бытового назначения.

Предметом исследования являются особенности оценки стоимости инвестиционных проектов.

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы ученых в области оценки стоимости предприятий, а также законодательные и нормативные документы Российской Федерации, Федеральные стандарты оценки.

Методология исследования базируется на использовании классических научных методов и приемов: системного подхода к объекту и предмету исследования, анализа и синтеза, сравнения и обобщения, группировки, моделирования, методов исторического и логического анализа теоретического и практического материала.

Информационной основой исследования послужили монографии и публикации в периодических изданиях, нормативные документы.


Глава 1.Теоретические основы оценки стоимости инвестиционных проектов

1.1.Подходы к оценке стоимости инвестиционных проектов

Финансирование реализации различных проектов возможно как за счет собственных средств заинтересованного хозяйствующего субъекта, так и за счет заемных (привлекаемых) средств. Основными способами привлечения заемных средств являются:

1) кредитование - получение заемного финансирования под определенный процент, при этом основное тело кредита и начисленные проценты должны возвращаться вне зависимости от результатов реализации проекта;

2) привлечение инвестора, осуществляющего вложения капитала в проект с целью получения дохода. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — инвестиции возвращаются и приносят доход в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены. Инвестиции могут осуществляться как в денежном, так и неденежном виде (например, в виде земельных участков, оборудования, лицензий)[1].

Под инвестиционным проектом понимается план или программа вложения капитала с целью получения прибыли[2]. Понятие «инвестиционный проект» употребляется в двух смыслах: 1) мероприятие, предполагающее осуществление комплекса действий, обеспечивающих достижение определенных целей и требующих инвестиционных ресурсов; 2) система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов для осуществления инвестирования или описывающих его[3].

Типичные виды инвестиционных проектов: строительство жилых домов, создание объектов инфраструктуры (трубопроводы, дороги, порты), проведение НИОКР, реализация проектов со значительным объемом капитальных вложений, которые больше возможностей отдельного участника. Отметим, что по российскому законодательству при «оценке инвестиционного проекта» в качестве объекта оценки может выступать доля участника в инвестиционном проекте (например, земельный участок) или права требования на результаты реализации инвестиционного проекта[4].

Рыночная стоимость «инвестиционного проекта» представляет собой текущую стоимость денежных поступлений всех участников инвестиционного проекта по результатам его реализации[5].


Перед руководством компании, реализующей инвестиционный проект,
нередко встает необходимость оценки его стоимости, как с целью продажи, так и для привлечения стратегических инвестиций.

Алгоритм проведения оценки проекта предполагает следующие ключевые этапы:

1. Оценка бизнес-потенциала компании, реализующей проект;

2. Оценка стоимости предприятия (бизнеса);

3. Оценка рисков и неопределенностей по компании[6].

Бизнес-потенциал компании отражает те ее возможности, которыми она располагает в силу уникальных кадровых ресурсов, наличия определенного преимущества в технологии производства, используемом оборудовании, деловой репутации компании на рынке. По сути, речь идет об оценке неидентифицированного нематериального актива (гудвилла) при определении стоимости предприятия методом скорректированной стоимости чистых активов в рамках затратного подхода[7].

С научной точки зрения можно выделить три группы подходов к оценке стоимости инвестиционного проекта:

1) подходы, основанные на данных, генерируемых патентной системой или всей системой правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;

2) подходы, близкие к оценке бизнеса и основанные преимущественно на финансовых данных;

3) подходы, которые базируются на применении финансовой математики (теории цен на опционы), теории вероятности и теории игр[8].

На практике в основном применяется вторая группа подходов - подходы, основанные на оценке бизнеса.

Наиболее объективные, но и наиболее сложные методы доходного подхода основаны на дисконтировании денежных потоков, то есть в их основе лежат различные модификации определения эффекта за расчетный период. Достоинства доходного подхода состоят в том, что он универсален, теоретически обоснован и позволяет определить стоимость актива (рыночную, инвестиционную) в соответствии, с типом совершаемой трансакции и целями оценки. Данный метод позволяет учитывать будущие доходы и ожидания, а также экономическое устаревание путем учета механизма экономической амортизации[9].

Основной недостаток доходного подхода трудоемкость и сложность получения необходимой исходной информации для расчетов. Применение данного дохода затруднено, гак как сложно оценить уровень будущих доходов, который сторона, приобретающая бизнес, сможет получить в результате использования приобретения. При этом информация о будущих доходах носит вероятностный и неопределенный характер[10].


Подход на основе активов - общий способ определения стоимости предприятия или его собственного капитала, в рамках которого используется один или более методов, основанных непосредственно на исчислении стоимости активов предприятия за вычетом обязательств.

Стоимость проекта, определенная таким способом, будет нереальна и явно искажена, так как:

1) балансовая стоимость включает только часть активов предприятия, а именно активы, включенные в бухгалтерский баланс. Кроме того, существуют нематериальные активы, не являющиеся активами предприятия в прямом смысле этого слова (например, know-how, знания и технологии, неотделимые от персонала фирмы или самой фирмы), количественная оценка которых
невозможна (гудвилл);

2) для оценки нематериальных активов по отдельности, как правило, просто нет достаточного количества данных[11].

Данный метод оценки применительно к оценке бизнеса, основанного на знаниях, является несостоятельным.

Рыночный подход - общий способ определения стоимости предприятия или его собственного капитала, в рамках которого используется один или несколько методов, основанных на сравнении данного предприятия с аналогичными уже проданными капиталовложениями[12]. Рыночный подход к оценке активов (в том числе НМА) – это, прежде всего, метод сравнения продаж. Кроме того, в рамках рыночного подхода обычно рассматриваются другие методы, основанные на использовании обобщенной информации о рыночных продажах[13].

Применение данного подхода к инвестиционному проекту подчас затруднено из-за специфики рассматриваемого бизнеса. Практически все сделки, в которых возникает необходимость оценить инновационный бизнес, достаточно оригинальны. Найти подходящие аналоги сделок обычно оказывается невозможным. Даже если удастся найти подходящие аналоги сделок (например, в случае, если бизнес не столь специфичен), возникает проблема доступности данных об этих сделках. Обычно такие данные составляют коммерческую тайну участников сделок[14].

Метод сравнения продаж в традиционном понимании практически не применим в рассматриваемой сфере за исключением оценки некоторых видов нематериальных активов, например прав на компьютерные программы[15].

Рыночный подход имеет два несомненных достоинства. Во-первых, он основан на рыночной информации, во-вторых, он прост в применении. Однако второе достоинство очень легко превращается в недостаток. Простота применения рыночного подхода лишь кажущаяся. Стандартные ставки роялти для определенных видов продукции, отраслевые индексы и другие показатели дают очень приблизительные ориентиры для совершения реальных сделок. Вся трудность заключается в учете индивидуальных особенностей конкретной сделки, а именно здесь рыночный подход не даст никаких ориентиров.


Таким образом, основным подходом при установлении стоимости инвестиционного проекта считается доходный подход. Метод сравнительных продаж (рыночный подход) может использоваться в качестве дополнения к доходному подходу[16].

Риски и неопределенности, присущие инвестиционному проекту, учитываются при определении ставки дисконта в рамках доходного подхода.

1.2.Применение доходного подхода и метода опционов к оценке стоимости инвестиционных проектов

Особенностью действующей методики оценки инвестиционных проектов является применение одинакового критерия оценки добавленной стоимости проекта на всех стадиях жизненного цикла проекта. Оценка коммерческой эффективности рассматривается только с точки зрения понимания о целесообразности реализации данного проекта (прединвестиционная стадия), при этом не делается акцент на том, что оценка стоимости на последующих стадиях жизненного цикла позволяет управлять стоимостью проекта в интересах его участников[17]. Оценка коммерческой эффективности проекта в целом базируется на основании следующих показателей эффективности (см. таб.1).

Общепринятым показателем, используемым в рамках расчета коммерческой эффективности, является NPV, который представляет собой разницу между всеми денежными притоками и оттоками, приведенными к текущему моменту времени (моменту оценки инвестиционного проекта)[18]. Он показывает величину денежных средств, которую инвестор ожидает получить от проекта, после того, как денежные притоки окупят его первоначальные инвестиционные затраты и периодические денежные оттоки, связанные с осуществлением проекта. Иными словами показатель NPV показывает чистую добавленную стоимость, создаваемую в результате реализации проекта[19].

Таблица 1

Показатели эффективности инвестиционных проектов[20]

Название показателя

Алгоритм расчета

Чистый дисконтированный доход

где К - первоначальные инвестиции; R(t) - приток денег в году t; C(t) - отток денег в году t;

Т – продолжительность жизненного цикла;

Е - норма дисконта

Внутренняя норма доходности

IRR – положительный корень уравнения

Индекс доходности

Срок окупаемости:

а) без учета дисконтирования

б) с учетом дисконтирования

Срок окупаемости – минимальный отрезок времени, по истечении которого ЧДД становится и остается неотрицательным