Файл: Разработка бизнес-плана по открытию кафе-пекарни в г. Москва.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отдельно можно выделить региональный бизнес-план, что в нем обосновываются перспективы социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.

Кроме того, составляются также специальные (как правило, сокращенные) варианты бизнес-планов для лиц, в контактах с которыми заинтересован предприниматель. Форма и содержание таких планов ориентированы на интересы таких лиц [19, c. 65].

Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создаваемого предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном этапе их развития.

Бизнес-план, как и стратегический, охватывает достаточно длительный период (3-5 лет).

Бизнес-план разрабатывается с целью:

– технико-экономического обоснования создания и деятельности предприятия, поскольку дает возможность предпринимателю охарактеризовать перспективы развития его фирмы (какой товар, какого качества, в каком количестве и по какой цене продать);

– привлечение внешних инвесторов, в том числе иностранных, поскольку бизнес-план позволяет инвесторам оценить целесообразность вложения инвестиций в конкретное производство, заинтересовать их сотрудничеством с данной фирмой;

– приватизации предприятия, с целью обоснования предложений ее целесообразности [25, c. 48].

    1. Содержание и структура бизнес-проектов

Бизнес-план должен кратко и четко отражать план реализации проекта. Он позволяет инвестору оценить качество проекта и возможности участников. То есть это основной документ, просмотрев который, инвестор может принять решение о вложении средств в конкретную идею. В то же время этот документ предоставляет возможность лицу, которое имеет определенную бизнес-идею, донести ее до инвестора и получить средства на ее реализацию [3, c. 67].

Следовательно, можно сделать вывод, что данный документ является полезным для каждого участника бизнес-проекта и способствует развитию предпринимательства и развитию экономики и общества в целом. Но действительность и практические аспекты отличаются от теоретических.

Кроме цены бизнес-плана заказчик заинтересован в результате. А чтобы его получить, важно выделить и избавиться от некоторых ложных позиций и взглядов, которые сопровождают украинских предпринимателей при заказе данной специфической услуги. Итак, рассмотрим основные ошибки заказчиков бизнес-планов.


Прежде всего, самая распространенная проблема заключается в объеме работ, который заказчик желает получить от разработчиков. Заказчик считает, что бизнес-план у него уже есть и все, что необходимо, это консолидировать цифры в таблицы, которые потом будет легко анализировать инвестору. Но в большинстве случаев при детальном ознакомлении специалиста с объемом работ оказывается, что заказчик имеет лишь описание своей идеи а для того чтобы финансовый план был убедительным, нужно еще серьезно поработать [15, c. 136]. То есть на практике бизнес-среда сталкивается с проблемой недостаточной осведомленности руководителей в вопросах бизнес-планирования и откуда берутся цифры, способные впечатлить инвестора.

Бизнес-планирование включает в себя три этапа:

1) подготовительный период – подбор исполнителей, консультантов и экспертов, постановка задач и распределение обязанностей между исполнителями, разработка календарного плана (графика) выполнения работ, сбор исходной информации;

2) разработка бизнес-плана;

3) презентация бизнес-плана – доведение основных положений бизнес-плана потенциальных инвесторов.

Составлению бизнес-плана предшествует определение целей собственного бизнеса в целом и бизнес-плана в частности. Бизнес-план охватывает как внешние, так и внутренние цели. Основная внешняя цель заключается в том, чтобы заверить будущих партнеров и кредиторов в успехе дела. Главная внутренняя цель бизнес-плана – быть основой управления предпринимательской деятельностью. Конкретные цели раскрывают содержание и особенности плановых мероприятий, особенности самого предприятия, специфику его деятельности.

Разработка бизнес-плана может осуществляться одним из двух способов:

а) на основе стандартизированных таблиц с установленной структурой разделов бизнес-плана или ответы на определенный перечень вопросов.

б) индивидуального творческого подхода к разработке и написанию бизнес-плана, в полной мере соответствует требованиям его авторов – владельцев или руководителей предприятия [20, c. 117].

Оптимальным является метод, синтезирующий оба эти подхода.

Подготовка бизнес-плана включает детальный анализ и прогнозные расчеты по сферам деятельности предприятия, которые условно можно разделить на следующие пять блоков:

1) состояние товарного рынка по направлениям деятельности предприятия; тенденции экономического развития отрасли; существенные характеристики продукции или услуг, предлагаемых на рынок и является объектом бизнес - планирования;


2) организация производства, используемые технологии и ресурсное обеспечение;

3) организация управления, обеспечение трудовыми ресурсами и институциональные аспекты бизнеса;

4) финансовое обеспечение деятельности;

5) прогнозная оценка коммерческой целесообразности и эффективности реализации бизнес-идеи и анализ ее основных рисков.

Итак, любой бизнес-план включает в себя три блока: маркетинговый, организационный и финансовый. Первые два блока бизнес-плана можно фактически рассматривать, как подготовку исходных данных для третьего, финансового. В маркетинговом блоке готовятся исходные данные для доходной части финансового плана, в организационном – для расходной. Вот если все эти цифры у вас есть, тогда все готово для главного финансового планирования, поскольку в подавляющем большинстве случаев именно там будут сосредоточены данные, интересующие инвесторов и заказчиков бизнес-плана [10, c. 68].

Финансовый блок в обязательном порядке содержит [16, c. 257]:

- бюджет доходов и расходов, иллюстрирующий доходность проекта;

- бюджет движения денежных средств, который рассчитывается для определения размера инвестиций, сроков их использования и возврата;

- расчет финансовых показателей, отражающих прибыльность и устойчивость проекта.

Но не стоит делать быстрых выводов и становиться приверженцем распространенного взгляда, что единственным весомым результатом бизнес-плана является финансовый план. Безусловно, прогноз финансовых показателей интересует инвестора в первую очередь. Но, как правило, красивые цифры требуется обосновать и в этом деле будут полезны и грамотный анализ рынка, и убедительная программа продвижения, и продуманный план развития продукта [2, c. 60]. А в случае, если бизнес-план разрабатывается и для «внутреннего пользования», организационный план должен быть проработан максимально детально, чтобы стать реальным руководством к действию.

К сожалению, иногда заказчики вообще считают, что инвестор читает только резюме бизнес-плана, основу которого составляют ключевые финансовые показатели. Но далеко не все инвесторы такие легкомысленные, ведь не стоит забывать о том, что он инвестирует свои средства и наверняка будет стремиться быть максимально подробно ознакомлен с бизнес-проектом [8, c. 27]. Именно поэтому бизнес-план должен разрабатываться постепенно, начиная с проработки маркетинговой части, по которой опять же в российском бизнесе существуют ложные стереотипы, план – это все, маркетинг – ничто. Даже понимая необходимость обоснования доходной части, некоторые заказчики стараются вычеркнуть из состава работ анализ рынка и проработка тактики маркетинга, считая это лишней тратой средств за информацию, которая не играет кардинальной роли в их деятельности.


Во многих случаях маркетинговый блок, включающий исследование рынка – это наиболее трудоемкая часть бизнес-плана: емкость и динамику рынка, выявление конкурентов, их слабые и сильные стороны, разработка стратегии конкуренции, анализ возможных поставщиков, разработка тактики деятельности на рынке: ценообразование, способы продаж и продвижения товара, перспективы развития и т.д.

Рассмотрим еще один проблемный аспект бизнес-плана, а именно анализ рисков. Несмотря на тот факт, что данный пункт входит в структуру бизнес-плана практически каждого стандарта, чаще всего к этому пункту подходят без особой ответственности, вставляя в документ шаблонный экземпляр, даже не корректируя его с учетом специфики бизнес-проекта. Такой подход является крайне непрофессиональным [6, c. 59]. Разработчик обязан выявить все вероятные риски, то есть возможные обстоятельства, способные привести к существенному ухудшению показателей проекта. Затем по каждому риску разрабатываются мероприятия, направленные на его предотвращение или компенсацию его негативного влияния. В завершении производится количественная оценка последствий негативного развития событий и расчет финансовых показателей при условии такого сценария. Таким образом, в результате работы над этим пунктом бизнес-плана заказчик получает ответы на два вопроса [5, c. 70]:

- какие риски наиболее опасны для жизнеспособности проекта?

- что делать, чтобы предотвратить наиболее опасные риски и их негативные последствия?

Качественный бизнес-план позволит решить немало задач, основными среди которых являются следующие [3, c. 143-144]:

1) обоснование экономической целесообразности новых направлений развития;

2) расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

3) определения источников финансирования выбранной стратегии, то есть способы концентрации финансовых ресурсов;

4) подбор работников, способных реализовать такой план.

Таким образом, в условиях рыночной системы хозяйствования ни одно предприятие не может работать прибыльно без тщательно подготовленного плана. Успех предпринимательского проекта, независимо от его масштабов, сферы деятельности, формы организации бизнеса невозможен без четкого представления о перспективах деятельности, без проработки надежных ориентиров и реального плана хозяйствования. Бизнес-план – это комплексный плановый документ предпринимательской деятельности, в котором предусмотрены мероприятия, направленные на реализацию предпринимательской идеи, для получения прибыли. Цель бизнес-плана – спланировать и оптимизировать на определенный период хозяйственно-производственную деятельность предприятия. Любой бизнес-план включает в себя три блока: маркетинговый, организационный и финансовый. Первые два блока бизнес-плана можно фактически рассматривать, как подготовку исходных данных для третьего, финансового.


РАЗДЕЛ 2. МАРКЕТИНГОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБОСНОВАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ПО ОТКРЫТИЮ КАФЕ-ПЕКАРНИ «АНАСТАСИЯ»

2.1 Резюме проекта кафе-пекарни «Анастасия» (г. Москва)

Кафе-пекарня – перспективная ниша в системе предприятий общественного питания, рассчитана на людей с средним и ниже среднего уровнем дохода, потенциальные клиенты – мужчины, женщины от 20 до 50 лет (жители г. Москва – 40 %, приезжие – 60 %).

Кафе предполагается открыть на оживленной улице (большой трафик возле планируемого места аренды) в центре Москвы по ул. Маросейка, 6/8. Площадь арендуемого помещения 120 м2, непосредственно зал кафе занимает 80 м2.

Кафе-пекарня не имеет прямых конкурентов в радиусе 500 метров, что является преимуществом. Ассортимент блюд широкий, содержит расширенное детское меню, меню для вегетарианцев, выпечку и напитки. Кафе будет работать по принципу самообслуживания, что позволит экономить на персонале, повысить проходимость клиентов, снизить расходы заведения, что приведет к повышению прибыльности и рентабельности.

Основные финансово-экономические показатели проекта открытия кафе-пекарни «Анастасия»:

- Инвестиции на запуск проекта – 2031,7 тыс. руб. (из них 20 % собственные средства = 406,34 тыс. руб., заемные средства = 1625,36 тыс. руб. – кредит в «Тинькофф Банке» на 12 месяцев под 11,5 % годовых. Валовая выручка – 29925 тыс. руб. /год. Валовые расходы – 22828,7 тыс. руб./год. Чистая прибыль – 4355,02 тыс. руб./год. Срок окупаемости – 6 месяцев.

Со второго года функционирования кафе-пекарни «Анастасия» экономическая эффективность проекта будет выше за счет отсутствия расходов на запуск проекта, выплату кредита и процентов по нему. Таким образом целесообразность внедрения проекта не вызывает сомнений.

2.2 Описание рынка и оценка конкуренции на рынке