Файл: Страхование ответственности и проблемы его развития в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

добровольного страхования находится на предпоследнем месте: его доля составила в 2016 г. 3,29%, немного опередив сектор страхования предпринимательских и финансовых рисков (см. табл. 1).

Следует отметить, что, по данным швейцарского перестраховочного общества Swiss Re, доля страхования гражданской ответственности на развитых рынках, как правило, составляет 8-15% от общего объема премий, собираемых в секторе nonlife insurance (страхование иное, чем страхование жизни). [28]

Удельный вес премий по добровольному страхованию ответственности в совокупной страховой премии, собираемой в секторе страхования ответственности, после кризиса постепенно сокращался: с 23,3% в 2012 г. до 17,2% в 2016 г. В то время как доля страховых выплат по добровольному страхованию ответственности в совокупном объеме страховых выплат по страхованию ответственности, напротив, постепенно увеличивалась (табл. 2).

Таблица 2

Ключевые показатели развития страхования ответственности в России в 2012-2016 гг [25]

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

Страховые премии по страхованию ответственности, млн руб.

В том числе:

111 801

118 679,7

131 200,3

160 848,1

173 265,5

- страховые премии по добровольному страхованию гражданской ответственности (ДСГО), млн руб.

26 031

26 746,3

27 506,6

30 025,8

29 745,1

- в процентах к общей сумме премий по страхованию ответственности

23,3

22,5

20,9

18,7

17,2

Страховые выплаты по страхованию ответственности, млн руб.

В том числе:

52 840

58 496,5

60 093,2

69 735

84 904,8

- страховые выплаты по добровольному страхованию гражданской ответственности (ДСГО), млн руб.

2 990

2 888,5

3 664,9

5 350,9

7 138,7

- в процентах к общей сумме выплат по страхованию ответственности

5,6

4,9

6,1

7,7

8,4

Количество заключенных договоров по добровольному страхованию гражданской ответственности (ДСГО), ед.

3 726 102

5017133

7324744

9 257 229

7 118 171

Количество заключенных договоров по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСГО), ед.

35 166 420

36 456 688

38 856 067

40 675 454

42 577 386

В том числе по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), ед.

35 166 365

36 455 951

38 855 625

40 443 333

42 325 034


Динамика количества договоров по страхованию ответственности свидетельствует о том, что в секторе добровольного страхования гражданской ответственности в 2016 г. произошло существенное снижение количества заключенных договоров по сравнению с 2015 г. Наибольшее снижение темпов прироста в 2015-2016 гг. наблюдалось в сегменте добровольного страхования автогражданской ответственности (-27,3%) и страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты (-87,1%). В сегменте обязательного страхования автогражданской ответственности за последние четыре года закрепилась устойчивая положительная динамика количества заключенных договоров. Это связано с тем, что количество автомобилей в России с каждым годом увеличивается. [28]

Темпы роста страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности в 2012-2015 гг. демонстрировали положительную динамику, однако в 2016 г. несколько замедлились. В секторе добровольного страхования ответственности динамика темпов роста премий за последние годы неравномерна, а по итогам 2016 г. объем премий в данном секторе составил 99,1% (по отношению к соответствующему периоду предыдущего года) (рис. 1).

В то же время темпы роста страховых выплат по добровольному страхованию гражданской ответственности начиная с 2013 г. постепенно увеличивались, существенно опережая аналогичные показатели в секторе обязательного страхования гражданской ответственности. [29]

Средний темп роста премий в секторе добровольного страхования гражданской ответственности за последние пять лет составил 105,9% против 112,5% в секторе обязательного страхования гражданской ответственности.

На рост объемов обязательного страхования гражданской ответственности определенное влияние оказали принятые в 2015 г. законодательные решения о введении обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии. [29]

Таким образом, перечень обязательных видов страхования ответственности в России был несколько расширен. Однако следует отметить, что в развитых странах количество обязательных видов страхования ответственности намного больше (во Франции, например, более 80 видов). Отдельными экспертами высказывались предположения о том, что введение большего числа обязательных видов страхования ответственности в нашей стране положительно повлияет на развитие сектора добровольного страхования ответственности. Но существенных позитивных изменений в здесь пока не наблюдается. Исключение составляет страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта: за последние три года премии в данном сегменте выросли почти в 20 раз. Вместе с тем данный сегмент занимает наименьшую долю в секторе добровольного страхования ответственности - 0,2% в 2016 г. [30.C.3]


Слабо развиты следующие виды добровольного страхования ответственности:

  • страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;
  • страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;
  • страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта. [29]

Что касается последнего, то, как свидетельствует мировая практика, этот вид страхования достаточно широко используется для защиты от рисков, связанных с эксплуатацией водного транспорта. В России эти риски намного выше по сравнению с развитыми странами, что связано, в первую очередь, с высоким процентом изношенности транспортных средств (к примеру, изношенность речного транспорта в РФ превышает 83%). Это существенным образом повышает вероятность нанесения значительного ущерба жизни и здоровью людей и окружающей среде.

В последние годы были приняты определенные меры по развитию страхования ответственности владельцев средств водного транспорта.

Таблица 3

Показатели развития основных видов добровольного страхования гражданской ответственности (ДСГО) в РФ в 2012-2016 гг [28]

Показатель

2012 2013

2014

2015

2016

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств

Страховые премии, млн руб. (в процентах к общей сумме премий по ДСГО)

3920,0

(15,1)

4901,1

(18,3)

6550,8

(23,8)

8082,1

(26,9)

7675,4 (25,8)

Темп прироста премий, %

-

25,03

33,7

23,4

-5,03

Страховые выплаты, млн руб.

630,0

1027,4

1543,8

2475,6

4000,1

Коэффициент выплат, %

16,1

20,9

23,6

30,6

52,1

Страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта

Страховые премии, млн руб. (в процентах к общей сумме премий по ДСГО)

1,0 (0,003)

0,9 (0,003)

2,8 (0,01)

41,0 (0,1)

54,7 (0,2)

Темп прироста премий, %

-

-10

211,1

1364,3

33,4

Страховые выплаты, млн руб.

0

0

0

0

18,7

Коэффициент выплат, %

0

0

0

0

34,2

Страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта

Страховые премии, млн руб. (в процентах к общей сумме премий по ДСГО)

2 540,0 (9,7)

2 713,1 (10,1)

2 683,4 (9,7)

2 561,9 (8,5)

2 603,9 (8,7)

Темп прироста премий, %

-

6,8

-1,1

-4,5

1,6

Страховые выплаты, млн руб.

550,0

275,5

245,0

332,3

310,2

Коэффициент выплат, %

21,6

10,1

9,1

12,9

11,9

Страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта

Страховые премии, млн руб. (в процентах к общей сумме премий по ДСГО)

1 450,0 (5,6)

1 441,0 (5,4)

1 495,9 (5,4)

1 671,1 (5,6)

1 716,4 (5,8)

Темп прироста премий, %

-

-0,6

3,8

11,7

2,7

Страховые выплаты, млн руб.

620,0

669,7

597,2

791,8

657,8

Коэффициент выплат, %

42,7

46,5

39,9

47,4

38,3

Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты

Страховые премии, млн руб. (в процентах к общей сумме премий по ДСГО)

2 430,0 (9,3)

2 347,8 (8,8)

2 440,3 (8,9)

1 790,5 (5,9)

1 966,3 (6,6)

Темп прироста премий, %

-

-3,4

3,9

-26,6

9,8

Страховые выплаты, млн руб.

130,0

143,4

241,2

191,3

350,8

Коэффициент выплат, %

5,3

6,1

9,9

10,7

17,8

Страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг

Страховые премии, млн руб. (в процентах к общей сумме премий по ДСГО)

1 963,4

20 32,0

-

-

-

0,5

0,2

Темп прироста премий, %

-

-

-

-

3,5

Страховые выплаты, млн руб.

151,6

70,6

Коэффициент выплат, %

-

-

-

7,7

3,5

Страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам

Страховые премии, млн руб. (в процентах к общей сумме премий по ДСГО)

12 651,5

12 933,8

-

-

-

42,1

43,5

Темп прироста премий, %

-

-

-

-

2,2

Страховые выплаты, млн руб.

1 001,8

1 485,4

Коэффициент выплат, %

-

-

-

7,9

11,5

Страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору

Страховые премии, млн руб. (в процентах к общей сумме премий по ДСГО)

4 340,0 (16,7)

3 115,0 (11,6)

1 217,3 (4,4)

1 264,3 (4,2)

762,6 (2,5)

Темп прироста премий, %

-

-28,2

-60,9

3,8

-39,7

Страховые выплаты, млн. руб.

120,0

124,3

119,4

406,5

245,1

Коэффициент выплат, %

2,7

4,0

9,8

32,1

32,1


В соответствии с Федеральным законом от 14.06.2014 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» [2] на владельцев судов вместимостью более 1 000 т была возложена обязанность страховать ответственность за загрязнение моря бункерным топливом. Также были повышены лимиты ответственности по страхованию от загрязнения моря нефтью. В связи с этим можно было наблюдать прирост премий в данном сегменте (табл. 3).

Страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам - наиболее крупный сегмент добровольного страхования ответственности (доля премий, собираемых в данном секторе, в 2016 г. составила 43,5% от общей премии по добровольному страхованию ответственности). К нему относится, в том числе, и большинство видов так называемого «вмененного» страхования ответственности, когда для проведения той или иной деятельности либо для получения определенных благ или льгот необходимо в соответствии с законодательством застраховать определенные риски. [29]

2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 1. Темпы роста страховых премий и выплат по обязательному и добровольному страхованию гражданской ответственности, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года [29]

Следует отметить, что, поскольку вмененные виды страхования лишь формально относятся к добровольным, то следует выделять их в отдельный сегмент рынка, в том числе и в статистической отчетности органа страхового надзора. Это в свою очередь обусловливает необходимость более тщательного изучения категории «вмененное страхование» и введения в законодательство, регулирующее отношения по страхованию, соответствующего термина.

В страховании гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам в последние годы существенной положительной динамики не наблюдалось. Характерным для данного сегмента является низкий уровень убыточности - средний коэффициент выплат за последние два года составил менее 10%. [28]

Сегмент страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору фактически стагнирует: на фоне роста убыточности объем премий по данному виду страхования за последние пять лет сократился более чем в пять раз.

Схожие тенденции наблюдаются в развитии страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты. Рост премий в данных сегментах нестабилен, однако наблюдается неуклонное увеличение коэффициента выплат. При этом доля страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в общем объеме премий по добровольному страхованию ответственности увеличилась за последние 5 лет более чем на 10%. Доля же страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты, напротив, сократилась почти на 3%. [29]


В ближайшей перспективе следует ожидать сокращения сегмента добровольного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, поскольку принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [8] и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому будут существенно повышены лимиты выплат на возмещение причиненного вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевших.

Территориальное распределение совокупной страховой премии по добровольному страхованию ответственности свидетельствует о том, что данный сектор рынка страховых услуг развивается преимущественно в Центральном федеральном округе: доля премии, собираемой в центре страны, в общем объеме премий по ДСГО составила в 2016 г. 66,8%. [30.C.66]

Рассматривая показатели развития обязательного страхования гражданской ответственности (табл. 4), следует отметить, что на рост премий в данном секторе за последние пять лет оказали наибольшее влияние факторы законодательного характера.

Таблица 4

Показатели развития основных видов обязательного страхования гражданской ответственности в РФ в 2012-2016 гг. [29]

Показатели

2012

2013

2014

2015

2016

обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортным средств

Страховые премии, млн руб.

85 770

91 656,7

103 432,1

121 437,5

134 248,1

Темп прироста страховых премий, %

6,9

6,8

12,8

17,4

10,5

Страховые выплаты, млн руб.

49 850,0

55 532,4

56 257,0

64 132,4

77 374,8

Коэффициент выплат, %

58,1

60,6

54,4

52,8

57,6

обязательное страхование гражданской ответственности владельца

опасного объекта

за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте

Страховые премии, млн руб.

-

-

-

9 108,5

9 181,3

Темп прироста страховых премий

-

-

-

-

0,8

Страховые выплаты, млн руб.

-

-

-

148,6

278,8

Коэффициент выплат, %

-

-

-

1,6

3,04

обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна

Страховые премии, млн руб.

276,7

261,6

276,3

91,0

Темп прироста страховых премий

-

-

-5,4

5,6

-67,06

Страховые выплаты, млн руб.

75,6

171,3

103,1

112,5

Коэффициент выплат, %

-

27,3

65,5

37,3

123,6