Файл: Управление формированием затрат на предприятии (Сущность понятия «затраты» и «себестоимость продукции»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди зарубежных методов формирования затрат на предприятии наибольшее внимание уделяют таким методам: «стандарт-кост», «директ-костинг», «таргет-костинг» и «кайзен-костинг».

Одной из важнейших задач современных российских предприятий является изменение методологии калькулирования себестоимости и учета затрат новых (инновационных) продуктов. Такую задачу может решить «таргет-костинг» - это метод управления формированием затрат по целевой себестоимости.

Метод «кайзен-костинг» заключается в процессе постепенного снижения затрат на этапе производства продукции, результат которого достижения необходимого уровня себестоимости и прибыльности производства. Использование «кайзен-костинг» возможно в любом производстве и, что важно, в совокупности с другими методами учета затрат.

2. Анализ формирования затрат на ЗАО «Сургутский пивзавод»

2.1. Общая характеристика предприятия

Закрытое акционерное общество «Сургутский пивоваренный завод» (далее по тексту АО «Сургутский пивзавод») учреждено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Юридический адрес АО «Сургутский пивзавод»: 427964, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Сургут, Нефтеюганское шоссе, 8.

АО «Сургутский пивзавод» может создавать самостоятельно и совместно с другими обществами, товариществами, кооперативами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории РФ предприятия и организации с правами юридического лица в любых допустимых законом организационно-правовых формах, в том числе дочерние и зависимые общества, а также филиалы и представительства [33].

АО «Сургутский пивзавод» самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.

Основными целями АО «Сургутский пивзавод» являются насыщение рынка производи­мой продук­цией и увеличения прибыли предприятия.

В соответствии с целями были сформулированы и основными задачи АО «Сургутский пивзавод»: расширение производства; расширение ассортимента и повышения качества продукции и оказываемых услуг; развитие межрегиональных связей для расширения рынка; увеличение своей доли на рынке алкогольной продукции; повышение инвестиционной привлекательности предприятия; создание благоприятного имиджа предприятия [32].


АО «Сургутский пивзавод» в целях реализации технической, социальной, экономической и налоговой политики несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и др.); обеспечивает передачу на государственное хранение документов, имеющих научно-историческое значение в архивы; хранит и использует в установленном порядке документы по личному составу.

Основными видами деятельности АО «Сургутский пивзавод» являются: производство и реализация дрожжей; производство и реализации пива; оптовая, розничная торговля другими товарами, услугами; общественное питание.

АО «Сургутский пивзавод» вправе заниматься любыми иными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством РФ.

АО «Сургутский пивзавод» осуществляет торговую, производственную, сервисную, ин­формационно-консультационную, а также иные виды деятельности на территории Российской Федерации.

Все вышеуказанные и другие виды деятельности осуществляются АО «Сургутский пивзавод», как в Российской Федерации в соответствии с действующим законода­тельством, в том числе посредством совершения сделок в виде риэлторских, това­рообменных, торгово-посреднических, бартерных и иных операций. Продукция завода удостоена множества медалей и дипломов всероссийских выставок и ярмарок. В настоящее время завод производит десять сортов пива и дрожжи [33].

Динамика выручки от продаж АО «Сургутский пивзавод» за 2015-2017 годы представлена в таблице 2.1.

Данные таблицы 2.1 показывают, что выручка от продаж за исследуемый период значительно выросла: с 490612 тыс.руб. до 572234 тыс.руб., что является активной сбытовой политикой и выпуском новых сортов пива. Наибольшему снижению подверглось снижение производства и реализации пива, объем продаж которого увеличилось с 378045 тыс.руб. до 429955 тыс.руб. Производство и реализация пива на предприятии стабильно, более 75% объема продаж предприятия, что явилось следствием высокой специализации предприятия.

Все структурные подразделения АО «Сургутский пивзавод» являются самостоятельными структурными единицами и подчиняются директору. Организационная структура АО «Сургутский пивзавод» в целом по заводу относится к линейно-функциональной структуре, представлена в Приложении 1.

Таблица 2.1

Динамика выручки от продаж АО «Сургутский пивзавод» за 2015-2017гг.

Наименование

2017г.

2016г.

2015г.

2017г. к 2016г.

2017г. к 2016г.

абсолютное отклонение

относительное отклонение, %

абсолютное отклонение

относительное отклонение, %

Производство и реализация дрожжей

36589

32546

29658

4043

112,42

2888

109,74

Производство и реализация пива

429955

429725

378045

230

100,05

51680

113,67

Оптовая, розничная торговля другими товарами, услугами

96584

79658

76985

16926

121,25

2673

103,47

Общественное питание

3265

3695

3265

-430

88,36

430

113,17

Прочее

5841

3101

2659

2740

188,36

442

116,62

Итого

572234

548725

490612

23509

104,28

58113

111,85


Субъектом управления формированием затрат в АО «Сургутский пивзавод» выступают руководители и специалисты организации и производственных подразделений, т. е. управляющая система. Субъектами управления формированием затрат выступают руководители и специалисты предприятия и производственных подразделений (производств, цехов, отделов, участков и т.п.) [33].

Основные экономические показатели АО «Сургутский пивзавод» за 2015-2017 годы представлены в таблице 2.2.

Данные табл. 2.2 отображают, что уровень затрат на рубль продаж за исследуемый период увеличился с 97,61 коп. в 2015г. до 99,10 коп. в 2017г., что говорит об уменьшении эффективности производственной деятельности компании. Данный факт подтверждают значения показателей рентабельности продаж, рентабельности производства, демонстрирующие тенденцию к снижению по итогам 2017 года. Показатели фондовооруженности и производительности труда демонстрируют увеличение: так, когда уровень фондовооруженности и производительности по итогам 2015 г. составили 132,80 тыс. руб. и 1043,86 тыс.руб., то по итогам 2017 г. их значения увеличились до 166,93 тыс. руб. и 1268,81 тыс.руб. соответственно, что подтверждает рост эффективности управления персоналом компании.

Таблица 2.2

Основные экономические показатели

АО «Сургутский пивзавод» за 2015-2017гг.

Наименование

2017г.

2016г.

2015г.

2017г. к 2016г.

2016г. к 2015г.

абсолютное отклонение

относительное отклонение, %

абсолютное отклонение

относительное отклонение, %

Выручка от продаж, тыс.руб.

572234

548725

490612

23509

104,28

58113

111,85

Себестоимость продаж, тыс.руб.

567059

533249

478871

33810

106,34

54378

111,36

Прибыль от продаж, тыс.руб.

5175

15476

11741

-10301

33,44

3735

131,81

Основные средства, тыс.руб.

75285

89580

62414

-14295

84,04

27166

143,53

Численность персонала, чел.

451

497

470

-46

90,74

27

105,74

Затраты на рубль продаж, коп.

99,1

97,18

97,61

1,92

101,98

-0,43

99,56

Рентабельность продаж, %

0,9

2,82

2,39

-1,92

31,91

0,43

117,99

Рентабельность производства, %

0,91

2,9

2,45

-1,99

31,38

0,45

118,37

Прибыль на рубль основных средств, тыс.руб.

6,87

17,28

18,81

-10,41

39,76

-1,53

91,87

Фондовооруженность, тыс.руб.

166,93

180,24

132,80

-13,31

92,62

47,44

135,72

Производительность труда персонала, тыс.руб.

1268,81

1104,07

1043,86

164,74

114,92

60,21

105,77


Можно сделать вывод о том, что основные экономические показатели свидетельствуют о снижении эффективности хозяйственной деятельности компании за анализируемый период.

2.2. Анализ формирования затрат на предприятии

Метод планирования и формирования затрат на производство и реализацию продукции в АО «Сургутский пивзавод» - способ калькулирования себестоимости на основе прямых затрат (direct-сosting) [33].

Специфика управленческого учета при формировании затрат в АО «Сургутский пивзавод» в расчете затрат по видам или статьям себестоимости и распределении на прямые (производственное сырье, зарплата производственных рабочих) и накладные затраты (должностные оклады служащих, затраты на содержание помещений).

Прямые затраты — это все затраты, которые возникают при управленческом учете в связи с отдельными калькулируемыми объектами (такими, например, носителями затрат, как продукты, места возникновения затрат и т.п.), и могут быть отнесены непосредственно на них в соответствии с целью их применения. 

Накладные затраты, напротив, являются затратами, которые возникают при управленческом учете затрат совместно для нескольких продуктов и не могут быть непосредственно отнесены к отдельному калькулируемому объекту. Они могут быть причислены к местам возникновения затрат и тем самым к продуктам только с помощью базы распределения при расчете затрат.

Для организации бухгалтерского учета формирования производственных затрат большое значение имеет выбор номенклатуры синтетических и аналитических счетов и объектов калькуляции.

Схема учета затрат на производство в АО «Сургутский пивзавод» представляет собой определенную последовательность выполнения учетных работ, а именно:

    1. Фактические затраты на основании первичных документов списываются в дебет счетов затрат (20, 26, 28);
    2. Определение фактической себестоимости выпущенной продукции, на сумму отклонения от плановой себестоимости делается дополнительная или сторнировочная запись [33].

Организация для проведения бухгалтерского и налогового учета использует формы специальных, стандартных регистров. Регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.


В АО «Сургутский пивзавод» применяется автоматизированная, журнально-ордерная формы ведения бухгалтерского учета, здесь используется своя программа по ведению учета, а именно программа «Капитал», разработанная в соответствии с условиями работы на предприятии и объединяет учет по всем производствам, отделам. Программа позволяет облегчить работу сотрудникам предприятия, уменьшить ручной труд при расчетах (позволяет увеличить объем работы). Большая часть информации представлена в программе, уменьшены бумажные носители.

Программа «Капитал» позволяет оперативную связь между отделами (например: производство и отдел логистики, отдел учета – бухгалтер по производству, экономический отдел). Экономист по производству выполняет расчет потребности сырья, вспомогательных материалов на месяц на основании сформированного план - задания и утвержденных норм расхода сырья и тары; расчет себестоимости продукции АО «Сургутский пивзавод»; анализ себестоимости за три месяца, причины изменения себестоимости [33].

Динамика затрат на производство продукции АО «Сургутский пивзавод» за 2015-2017г. по статьям калькуляции представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Динамика затрат на производство продукции АО «Сургутский пивзавод» за 2015-2017г. по статьям калькуляции, тыс.руб.

Наименование

2017г.

2016г.

2015г.

2017г. к 2016г.

2016г. к 2015г.

абсолютное отклонение

относительное отклонение, %

абсолютное отклонение

относительное отклонение, %

1

2

3

4

5

6

7

8

Сырье и материалы

194531

183139

169587

11392

106,22

13552

107,99

Транспортные расходы

6445

5853

4587

592

110,11

1266

127,60

Затраты на оплату труда

14529

10173

11362

4356

142,82

-1189

89,54

Социальные отчисления

4288

2999

3585

1289

142,98

-586

83,65

Энергия технологическая

13710

12603

12253

1107

108,78

350

102,86