Файл: Жизнестойкость (Понятие и особенности жизнестойкости в жизнедеятельности человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Негативно на развитие жизнестойкости в детстве влияло:

• стрессы в раннем детстве, такие как серьезные болезни респондентов или их

близких, материальные трудности, развод родителей, частые переезды;

• недостаток поддержки, подбадривание близкими;

• отсутствие чувства, предназначенного;

• недостаток вовлеченности, отчужденность от значимых взрослых;

В частности, для развития компонента вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремление справляться с задачами все возрастающей сложности на пределе своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды. С. Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить, как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей степени жизнестойкости [6].

Понятие «жизнестойкость» не тождественно понятию копинг-стратегий, или стратегий преодоления с жизненными трудностями. С точки зрения Р. Лазаруса и С. Фолкман, это стратегии, направленные на преодоление жизненных трудностей. Во-первых, копинг стратегии - это приемы, алгоритмы действия, привычные и традиционные для личности, в то время как жизнестойкость - черта личности, установка на выживание. Во-вторых, копинг-стратегии могут принимать как продуктивную, так и непродуктивную форму, даже вести к регрессу, а жизнестойкость - черта личности, позволяет справиться с дистресс эффективно и всегда в направлении личностного роста. Сущность конструктивных способов поведения в сложных ситуациях заключается в том, что они позволяют овладеть тяжелой жизненной ситуацией, действиями активными, целенаправленными и адекватными относительно объективных условий ситуации и собственных возможностей. При этом в зависимости от обстоятельств усилия могут быть направлены либо на изменение условий ситуации, или на активизацию и развитие собственных способностей и возможностей [2]. В самом широком плане конструктивное поведение обеспечивает жизнестойкость человека, его способность противостоять жизненным трудностям, сохраняя себя как целостную личность.

Исследования И. Солковой и П. Томанек посвященные роли качества жизнестойкости в жизнеспособности к повседневному стрессу. Их исследование показало, что жизнестойкость влияет на ресурсы освоения из-за повышения самоэффективности. Люди, имеющие высокие показатели жизнестойкости, имеют большее ощущение компетентности, более высокую когнитивную оценку, более развитые стратегии преодоления и испытывают меньше стрессов в повседневной жизни [8].


В. Флориан, М. Микулинчер и А. Таубман в своем исследовании задались вопросом, способствует ли высокий уровень жизнестойкости сохранению психического здоровья в напряженной ситуации. Исследование показало, что компоненты жизнестойкости (вовлеченность и контроль) оказались прогностическими по психические здоровья. Вовлеченность повысила умственное здоровье, уменьшая оценку угрозы и использование сфокусированных на эмоциях копинг-стратегий, увеличивая роль вторичной переоценки событий. Показатель выраженности контроля положительно повлиял на умственное здоровье, вызвал снижение оценки угрозы события, способствовал переоценке события и стимулировал к использованию копинг-стратегий, ориентированных на решение проблем и поиск поддержки [9].

М. Раш, В. Шоел и С. Барнард рассматривали жизнеспособность в плане стойкости принуждения к изменениям. Подтверждено, что принуждение к изменениям связано с чувствами напряжения, дальнейшей неудовлетворенности и стремлением избежать изменений. Психологическое качество жизнестойкость оказывает прямое негативное влияние на стресс и прямое положительное на чувство удовлетворенности [7].

Глава 2. Особенности совладания с профессиональными трудностями

2.1. Стресс и стрессоустойчивость личности

Особенностью профессиональной деятельности в системе «человек – человек» является то, что воспитатель, учитель, преподаватель высшей школы кроме профессиональных знаний и умений в значительной степени использует интеллектуальные и эмоционально-волевые ресурсы собственной личности и является своего рода эмоциональным и интеллектуальным донором для воспитанников.

Именно на это качество педагогической и научно-педагогической деятельности обращают внимание ведущие специалисты, преподаватели: «... преподаватель - это главный субъект образовательной деятельности высшей школы. Его влияние на процессы, происходящие в учебной среде, является со всех сторон определяющим. Именно преподавательский состав является той концентрированной силой, которая нарабатывает, хранит и передает студентам из поколения в поколение лучшие национальные, образовательные и воспитательные традиции и опыт».


При этом нарушается нормальное течение педагогической деятельности, происходит экстремизации взаимоотношений между студентами и преподавателями, между коллегами. Именно поэтому становится возможным профессиональный стресс.

Рассмотрим основные понятия, характеризующие стрессовое состояние человека.

А) Стресс (англ. - stress, напряжение, давление) - эмоциональное состояние и физиологические изменения в организме, которые возникают в напряженных обстоятельствах как ответ на непривычные для человека раздражители.

В 1972 Всемирная организация здравоохранения приняла следующее определение: стресс - это неспецифическая (т.е. одна и та же на различные раздражители) реакция организма на любое предъявленное ему требование.

Б) стрессоры - разнообразные экстремальные воздействия, вызывающие нежелательные функциональные состояния - стрессы.

В) Профессиональный стресс - эмоциональное состояние человека, который вызывается неожиданной и напряженной ситуацией в трудовом коллективе, конфликтными взаимоотношениями, интеллектуальным и эмоциональным перегрузкам.

Психологи отмечают, что в стрессовом состоянии человек чаще допускает ошибки, ему трудно осуществлять целенаправленную деятельность, переключение и распределение внимания, у него нарушается течение познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления), наблюдается расстройство координации движений, неадекватность эмоциональных реакций, возникает общее торможение или полная дезорганизация деятельности. [17, с.145].

Кроме отрицательных физиологических последствий для организма человека (повышение кровяного давления, сердечный приступ, головная боль, расстройства желудка и т.д.) стрессы могут в свою очередь крайне негативно влиять на качество педагогического процесса.

Возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от психологических, субъективных факторов, от особенностей самого человека, оценки им ситуации, сопоставления своих сил и возможностей с тем, что требуется, и др. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни может стать причиной стресса или стрессом, по терминологии Г.Селье. При этом не имеет значения объективная ли причина. Важно само субъективное отношение к ней.

Поэтому определенная ситуация одним человеком может восприниматься как стрессовая, а у других она не вызовет даже волнения. Итак, при переживании стресса иметь значение только внутренние психологические особенности личности [22, с.154].


Постановка проблемы в общем виде, ее связь с практическими задачами и выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Необходимость осуществления профессиональной деятельности в особых условиях, под постоянным воздействием значительного количества стресогенных факторов, выдвигает повышенные требования к психологическим качествам личности правоохранителя. В полной мере это касается и сотрудников криминальной милиции. Считается, что в правоохранительной системе их работа занимает второе место по стрессогенности.

При таких условиях, поиск новых путей преодоления негативного психологического влияния особенностей деятельности на личность сотрудников криминальной милиции возникает важной практической задачей.

С момента своего появления понятие «стресс» претерпело существенные изменения. Прежде всего это связано с увеличением интереса ученых по изучению различных аспектов данного феномена-причинности, регуляции, детерминации, проявления, преодолению этого состояния.

Непосредственным прародителем концепции стресса стал французский физиолог К. Бернар, который разработал принципы поддержки постоянства внутренней среды организма, лежащие в основе теории гомеостаза. Теория гомеостаза получила свое развитие в работах выдающегося американского психофизиолога У. Кеннона, который показал решающую роль вегетативной нервной системы и гормональной регуляции в формировании приспособительной поведения.

Им впервые была продемонстрирована связь между гуморальными механизмами энергетической мобилизации и возникновением эмоциональных реакций, определяющих поведение живого организма осложнение ситуации. Логическим развитием изучения природы адаптационных процессов стало создание концепции стресса.

Понятие стресс было введено в науку около 70-ти лет назад канадским ученым Г. Селье, одним из крупнейших физиологов XX века. Он 4 июля 1936 опубликовал в английском журнале «Nature» работу под названием «Синдром, вызываемый различными агентами, причиняющих вред», в которой приводились данные о стандартных реакциях организма на воздействие различных болезнетворных агентов. Г. Селье открыл общий адаптационный синдром, описывающий характерную защитную реакцию организма на любое осложнение или экстраординарное действие.

По своей сути эта реакция, которую и назвали стрессом (от англ. Stress - напряжение, давление), отражает экстренную мобилизацию внутреннего запаса сил организма для того, чтобы преодолеть препятствие или защититься от вредного воздействия. Это более чем полезная витальная способность, позволяющая выживать в среде, постоянно меняется. [23, с.169].


В рамках этой теории механизм возникновения стресса проявляется следующим образом. Все биологические организмы имеют жизненно важный врожденный механизм поддержания внутреннего равновесия и баланса. Сильные внешние раздражители могут нарушить равновесие.

Организм реагирует на эту реакцию с помощью которой пытается приспособиться к раздражителю. Это неспецифическое для организма возбуждение и является состоянием стресса. Если раздражитель не исчезает, стресс усиливается, развивается, вызывая в организме целый ряд особых изменений - организм пытается защититься от стресса, предупредить его или подавить. Однако возможности организма не безграничны и при сильном стрессовом воздействии быстро истощаются, что может привести к заболеванию и даже смерти человека. Экстремальные ситуации влияют на человека несколько раз в день. Исходя из этого стрессы нужны человеку, ведь они повышают тонус. Однако если они достигают определенного критического уровня, то не только влияют на активность, но и наносят вред организму.

Стресс - это неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную ситуацию, это физиологическая реакция, мобилизует резервы организма и готовит его к физической активности [2, с.122].

Во время стресса выделяются гормоны, изменяется режим работы многих органов и систем (ритм сердца, частота пульса и т.д.). На определенных стадиях своего развития стресс становится опасным для здоровья и жизнедеятельности: иногда в самом начале, когда сила экстремального действия явно превышает индивидуальные ресурсы, и главным образом на последней фазе, то есть на стадии истощения, тогда, несмотря на длительную мобилизацию внутренних сил, устранить влияние стресс-фактора не удается. Поэтому ученые говорят о двух формах стресса.

Продуктивный, или эустресс (eustress), позволяет не только справиться с трудностями, но и накопить полезный опыт по преодолению подобных трудных ситуаций. Деструктивный, или дистресс (distress), разрушает поведение, является источником многочисленных неприятных переживаний и болезней. Бороться с его проявлениями не только бесперспективно, но и вредно. Нужно стремиться предотвратить появление дистресса или, если человек уже оказалась в состоянии дистресса, его необходимо лечить.

Понятие стресс очень скоро стало использоваться не только в физиологии и медицине.

Прочное оно закрепилось в психологии. Во-первых, реакции на стрессогенные события не ограничиваются чисто физиологическими изменениями в организме.