Файл: Жизнестойкость (Понятие и особенности жизнестойкости в жизнедеятельности человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во стрессоустойчивость понимают способность противостоять сильным отрицательным эмоциогенным воздействиям, которые вызывают высокую психическую напряженность, стресс.

При этом большое значение для обеспечения высокой стрессоустойчивости руководителя имеет степень соответствия его интеллектуально - психологических способностей профессиональным требованиям.

По мнению ученых, адекватная стрессоустойчивость создает необходимые предпосылки для эффективной деятельности (Продуктивной и качественной работы с сохранением психического и физического здоровья), обеспечивая при этом соответствующую требованиям деятельности мобилизацию внутренних ресурсов.

Во многом от личностных качеств государственного служащего зависит и процесс регуляции психосоматического состояния. Они во многом определяют то, в каком направлении развернется процесс переживания и преодоления неблагоприятного психосоматического состояния: социально одобряемом (когда индивид сам без ущерба для себя, других людей, общества переживает события, которые вызвали это состояние) или социально неблагоприятном - патологическом (для которого характерны сердечно- сосудистые и другие заболевания, невротизация (в том числе социофобии), алкоголизм, синдромы «эмоционального выгорания» и «хронической усталости», моббинг, девиантное поведение и т.д.).

Согласно концепции, Г. Селье у большинства людей реакции на стресс является целенаправленными и адекватными. Однако при таком понимании происходит выхолащивание самого понятия «стресс», что и означает такие воздействия на организм, которые он по тем или иным причинам не может целенаправленно и адекватно реагировать. В этом и заключается основное отличие стресса от напряженной и трудной задачи, на которое, несмотря на всю его значимость, человек реагирует целенаправленно и адекватно [19, с.182]. Эволюция понятия стресса отражает прежде определенные изменения во многих сферах деятельности, в частности появление многих профессий, которые требуют особой эмоциональной устойчивости. Термином «эмоциональный стресс» могут быть объединены все внешние воздействия на человека, которые, несмотря на свое огромное разнообразие, вызывают комплекс негативных эмоций, снижает большей или меньшей степени оперативные возможности индивида или ослабляет прямо, или косвенно общую устойчивость организма к заболеваниям, температурных колебаний и т.п. Эмоциональный стресс представляет собой три взаимосвязанных компонента:


1) дистанционно возникающая угроза;

2) ее восприятия и эмоциональное переживание;

3) физиологические (а возможно и соматические) последствия этих переживаний [10, с.144].

Мы можем уточнить психологическую роль эмоционального стресса в экстремальных ситуациях.

Если предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет дистанционно оценить условия протекания плановой деятельности (временной готовности), то эмоциональный стресс в экстремальных случаях разрушает это предварительное «эмоциональное планирование» (состояние временной готовности) и, соответственно, всю схему будущей деятельности (длительного готовности).

Человек находится в состоянии стресса или периодически возвращается в это состояние, пока информация о стрессовой (психотравмирующей) событие обрабатывается. Реакцию на стрессовое событие можно разделить на несколько фаз:

- Первичную эмоциональную реакцию;

- «Отрицание», что проявляется в эмоциональном оцепенении, подавлении и

Избежании мысли о том, что случилось, избежании ситуаций, которые напоминают о психотравмирующей событие;

- Чередование «отрицания» и «вторжения». «Вторжение» проявляется в воспоминаниях о психотравмирующей событии, снах о событии, возбужденном реагировании на все, что напоминает психотравмирующую событие;

- Дальнейшее интеллектуальное и эмоциональное травматического опыта [12, с.143]. Длительность процесса соответствующего реагирования на стрессовое событие обуславливается значимостью для индивида связанной с этим событием информации. Этот процесс может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев (прекращение психотравмирующей действия). В таком случае говорят о нормальной реакции на стрессовое событие. В случае обострения соответствующих реакций и сохранение их проявлений длительное время можно говорить о патологизация процесса соответствующего реагирования.

Это послужило импульсом в изучении отсроченных реакций на психотравмирующие воздействия стресс-факторов, впоследствии получившие название посттравматических стрессовых реакций [22, с.189].

Преодоление индивидом психотравмирующего воздействия стресс-факторов зависит не только от успешности когнитивного изучения травматического опыта, но и от влияния таких факторов, как характер психотравмирующих событий, индивидуальные характеристики личности и особенности условий, в которых человек попадает после стресса.

К характеристикам психотравмирующей события отнесены степень угрозы жизни; тяжесть потерь; внезапность события; изолированность в момент события от других людей, степень воздействия окружающей среды, наличие защиты от возможного повторение психотравмирующей события; моральные конфликты, связанные с событием; пассивная или активная роль человека в этой ситуации; непосредственные воздействия данного события.


По сути стресс - это способ достижения устойчивости организма в ответ на действия негативного фактора. Это не просто нервное напряжение, хотя последнее тоже является стрессом. У человека распространенным стресс-фактором является эмоциональное раздражитель. Но стресс возникает не только у человека, но и у животных, растений, подтверждается специальными исследованиями [17, с.165].

В повседневной жизни Г. Селье выделяет два вида стресса: эустресс и дистресс.

Эустресс - это возникновение желаемого, то есть положительного эффекта (повышает устойчивость организма), а дистресс - отрицательный эффект (вызывает болезнь, гибель) [9, с.143].

Желание избежать стресс является необязательным и невозможным. Обычно он связан с неприятными переживаниями.

По Селье, чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложное и долгосрочная задача. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие же такой цели - один из самых действенных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто состояние, обрекает человека на безрадостное прозябание [19, с.154].

Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стресса в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений. Также стрессы являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемые на поведение человека работой и семейными отношениями. Вместе действие стрессов иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.

Как уже отмечалось выше, стресс характеризуется наличием трех этапов: тревога, противодействие и истощения. Люди эмоционально устойчивы в состоянии преодолеть тревогу и активно включиться в борьбу со стрессовыми факторами. Эмоционально неустойчивых людей сразу охватывает тревога, затем переходит в страх. По тревоге в таких человек сразу наступает истощение, которое принимает форму обреченности и отчаяния.

По научным данным негативное влияние стресса в наше время ежегодно уносит большое количество человеческих жизней. Сейчас принято выделять стресс эмоциональный и информационный.

Информационный стресс связан с невозможностью справиться с лавинообразным потоком информации.

Стресс может возникать не только в производственных ситуациях, но и в семейных и других; не только вследствие одного сильного раздражения, но в результате проявления постоянных мелких негативных воздействий, вызывающих у человека состояние тревоги, образы, опасности, угрозы. При этом реакции на стресс могут быть очень разнообразными: от состояния повышенной активности - к прямому замыкание в себе. На формы проявления стресса влияют индивидуальные особенности людей. Еще римский философ Эпиктет говорил, что людей поражают не события, а то, как они их воспринимают. Если воздействие не интерпретируется как угроза или вызов, то он не превращается в стресс-фактор, то есть большую роль играют когнитивные и аффективные реакции, относятся к воздействиям.


С понятием стресса связано много мифов:

1. Симптомы стресса не могут причинить мне вреда. Это утверждение можно назвать логичным, потому что стресс действует как на психику, так и на соматику. При этом наблюдается связь между соматику и психикой.

2. Только слабые люди страдают от стресса. На самом деле действие чрезмерного стресса обычно испытывают очень загружены работой люди с высоким уровнем требований, трудолюбивы. В определенном понимании каждый человек является мишенью для стресса.

3. Я не несу ответственности за стресс в моей жизни, стресс в наше время неизбежен - мы все его жертвы. В действительности человек ответственен за большую часть стрессов в своей жизни. Стресс - это результат того, как человек реагирует на происходящие с ней. Такой стресс является бессознательным выбором человека.

4. Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс. На самом деле, чем сильный стресс, тем меньше человек ощущает его симптомы до того момента, когда стресс достигает такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать.

5. Узнать источники чрезмерного стресса легко. Однако это не совсем так. В некоторых людей признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезает стрессор. В этих ситуациях такие симптомы проявляются в форме психологического и физического истощения.

6. Все люди реагируют на стресс одинаково. Это утверждение неверно. Мы отличаемся друг от друга по источникам стресса, симптомами и заболеваниями, которые развиваются вследствие чрезмерного стресса.

7. Когда я начинаю переживать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать - это сесть и расслабиться. Это утверждение также неверно, хотя релаксация (Расслабление) и полезна, но на самом деле мало кто умеет глубоко расслабиться, в того же снятия стресса не сводится только к релаксации.

Напряжение, возникающее в результате действия стрессора, часто сохраняется достаточно долго после самого события. Многие люди либо не распознают симптомы стресса, либо не знают, каким образом можно избавиться от него. Напряжение таким образом «Встраивается» в систему нашей личности и никак о себе не напоминает, пока не возникла болезнь.

Психологи и психотерапевты по типу поведения разделяют людей на тех, что думают и тех, которые реагируют в стрессовых ситуациях. Только 15% людей сначала думают, а потом действуют, 75% - чаще сразу впадают в панику, ведут бессмысленно, дезорганизована, в ущерб себе.

Другая сфера психотерапевтического влияния связана с выбором модификаций поведенческого стереотипа [18, с.167].


Она связана с возможностью сознательного снижения степени воздействия на личность стрессоров прежде, чем они вызывают у него стрессовую реакцию. Психотерапию можно рассматривать как определенное вмешательство, нацеленное на корень проблемы, лежит в когнитивной или аффективной сфере. Это решение внутреннего конфликта личности, которая часто является причиной стрессовой ситуации. Кроме того, следует отметить, что человек, который получил стресс, способна использовать этот опыт в будущем. В случае повторения стрессоров человек приспосабливается к ним, при этом стрессовые реакции ослабевают.

Это может означать, что в определенных пределах тренируется стрессоустойчивость психики [13, с.215].

Профилактика стресса связана с определенными трудностями.

Так, человек, как правило, осознает расхождение между требованиями, предъявляемыми ситуация, и возможностью выполнения их.

Изменение восприятия этого явления служит мощным средством управления стрессом.

В данном случае восприятие человека можно изменить в трех направлениях: предлагаемой к человеку требования, способности выполнить ее и значимости выполненного.

Изменение значимости события, ее оценки человеком является одним из важнейших путей сознательного управления стрессом.

При интенсивном или длительного воздействия стресса на поведение человека она становится плохо управляемой, а это влияет на попытки преодолеть источник стресса. Например, ухудшение в наше время социально-экономической жизни в России может привести к углублению влияния стресса. В этом случае создание определенных образцов поведения (Шаблонов) будет снижать чувствительность познавательной оценки поведения и эмоциональное отношение к ситуации, которая возникла. Это будет характер психологической защиты.

Управление стрессом доступно для большинства людей. Отрыв от стрессогенной ситуации является одним из средств избежать стресса (активный отдых, активное деятельность, исключающую мнения о причинах, которые привели человека к стрессу, любимые занятия, психорегулирующие упражнения и т.д.) [18, с110].

Заключение

Исследования показывают ключевую роль жизнестойкости в структуре понятия жизнеспособности, так как жизнестойкость, с одной стороны, влияет на оценку ситуации - благодаря готовности активно действовать и уверенности в возможности влиять на ситуацию она воспринимается как менее травматическая, с другой стороны, жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей в счет выработки новой конструктивного поведения и преобразования компонентов жизнеспособности.