Файл: Жизнестойкость (Понятие и особенности жизнестойкости в жизнедеятельности человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоциональное отношение к ситуации, ее осмысление и необходимость изменить свое поведение не только дополняют, но зачастую и является пусковым механизмом для экстренной мобилизации. Во-вторых, по сравнению с экстремальными действиями среды (шум, вибрация, холод, жара, радиация и др.),не менее важными для человека являются такие факторы, как новизна ситуации, сложность решаемых задач, повышенная личная ответственность, социальные конфликты различной природы [4, с.172]. Это дало основания известному американскому психологу Р. Лазарус ввести понятие психологического стресса и предложить общую модель его развития.

Ученый отмечает, что довольно часто человек не замечает опасности происходящего прямо у него на глазах или, наоборот, придает очень большое значение мелочам и побочным обстоятельствам. Если ситуация субъективно оценивается как потенциально опасная - в физическом или моральном смысле (например, боязнь не справиться с задачей, сделать ошибку, избавиться признанного статуса, оказаться в смешном положении и многое другое) - или как препятствие для достижения важной цели, то возникают первичные проявления стресса.

Иначе стресс вообще не развивается, даже если существующая проблема может серьезно повредить человеку.

Р. Лазарус и С. Фолькман в своих психологических работах начали разрабатывать концепцию психологического стресса, который в отличие от физиологической високостереотипизованой стрессовой реакции на вредность (угрожающий, экстремальный фактор), рассматривается как реакция опосредованной оценки угрозы внутренним психологическим процессам.

В связи с этим Р. Лазарус отмечал, что не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее. Среди психологов уже тогда наметилась тенденция, которую можно обозначить как «отказ неспецифичности ситуаций тех, порождающих стресс».

Разноплановое изучение феномена стресса позволило исследователям определить детерминанты его возникновения, течения и преодоления.

Определяют две группы факторов, обусловливающих стресс-те, которые определяются ситуацией и те, которые определяются личностью.

К ситуативным источникам стресса относят условия конкретного события, например, субъективная значимость события, зависит от уровня когнитивной тревоги, также оценка ответственности, самооценка способности эффективно выполнить действия и неопределенность конечного результата, что также влияет на обострение стресса [5, с.153].


В. Е. Мильман исследуя факторы стресса ввел категорию внешней и внутренней причины стресса.

Им были выделены стрессоры внешней и внутренней неопределенности и стрессоры внешней и внутренней значимости.

Р. Смитом был разработан когнитивно-аффективную модель стресса, базирующаяся на принципах когнитивной модели исследования стресса.

Им были определены показатели эффективного выхода из стрессовых ситуаций: предварительная оценка величины угрозы, логическое обоснование способности к увеличению уровня самоконтроля и уровня адаптационных процессов к стрессу, умения и навыки, направленные на формирование и повышение реакции адаптации в стрессовых условиях. Логическое сочетание этих компонентов в борьбе по устранению стресса со временем приводит к интегрированной реакции адаптации.

Исследование психологических факторов устойчивости личности к стрессовым нагрузкам основываются на изучении специфических личностных ресурсов, выступают необходимым условием успешного выполнения требований любой профессиональной деятельности, т.е. выдвижением требований к эффективной психологической активности личности (эмоциональной, когнитивной, волевой, мотивационной и т.п.).

Сторонники ресурсного подхода при определении сущности стресса, подчеркивают, что процесс, а не реакция, в котором требования ситуативного воздействия оцениваются личностью отношении ресурсов, необходимых для удовлетворения этих требований.

Главным ресурсом, определяющим устойчивость к стрессу, есть особенности когнитивной сферы.

Также, многие ученые склоняются к определению стресса как на реакцию и особенности взаимодействия личности с окружающим миром. Источниками стресса здесь выступают не только объективные характеристики именно ситуации, но и особенности восприятия индивидом ситуации и его характерный способ реагирования. Отсюда, причинами стресса могут быть иррациональные представления или убеждения, основанные на глубинных потребностях, удовлетворение которых является необходимым условием психологического равновесия; искажения мышления, в результате которого происходит фиксация скорее на негативных последствиях, чем на успехе; активация «негативных узлов» памяти, происходящих путем асоциального связи, отсутствие навыков для оценки ситуации, подбора адекватных средств решения сложной ситуации, поиска альтернативных решений и предсказания их последствий.

Современными исследователями выдвинут ряд положений относительно целостного подхода к изучению понятия психологического стресса.


Приведем пример нескольких теорий, демонстрирующих закономерности организации личностью информации о явлениях внешнего и внутреннего мира и построение на этой основе действий и поступков. Остановимся на «теории личностных конструктов» Дж. Келли. Данная теория выдвигает положение о том, что личность становится психически более благоприятной зависимости от того, как она ожидает развитие событий [13, с.111].

Ожидания могут ограничивать восприятие к очень узкому, заранее определенного диапазона. Различные предсказания о возможных событиях и различное их толкование существует только в пределах, задании ожиданиям.

Другим подходом, который признает существование личностной когнитивной «схемы», определяющий возникновение ряда психических состояний, является теория Ж. Пиаже, которая выдвигает положение об изменениях заранее сознанием личности схем сенсорного входа зависимости от характера ситуации и влияния на ее оценку.

2.2. Особенности управление стрессом в профессиональной деятельности государственных служащих

На сегодня в условиях реформирования системы государственной службы России, увеличивается угроза кризисных и экстремальных ситуаций, последствиями которых могут стать профессиональное выгорание, увеличение нервно-психической напряженности, стрессы, становится существенным препятствием на пути успешной профессиональной деятельности государственных служащих.

Для обозначения состояния человека в тяжелой для него ситуации наиболее широко используется понятие «стресс» (Кэннон, Г. Селье) [25, с.142].

Известно, что Г. Селье, который впервые выдвинул концепцию стресса, обратил внимание на то, что организм как сложная, высокоорганизованная система в ответ на различные интенсивные воздействия реагирует адаптивно-защитными реакциями, всю совокупность которых он назвал адаптационным синдромом. Сначала Г. Селье считал, что стресс вызывается только вредными факторами, но потом чрезмерно расширил круг его причин, включив в них любую напряженную работу. В целом в проблематике стресса наиболее полно представлены его биологические и физические аспекты [9, с.145].

В многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях отмечается, что стресс сопровождается мобилизацией энергии организма и вызывает изменения в сердечнососудистой, дыхательной, мышечно-двигательной, эндокринной и других системах.


Психологические же проблемы стресса исследовались учеными гораздо меньше. В работах по этой тематике приходится зависимость поведения во время стресса от степени значимости ситуации, от психологической устойчивости личности (отношение человека к трудности в работе, удачи и неудачи, уверенности и неуверенности в своих силах, установок личности, степени требований и реальных возможностей и т.п.).

В исследованиях стресса существует немало проблем.

Таким, например, является вопрос отделения психического от физиологического в реакции организма на эмоциональный стресс.

Относительно исследования психологических последствий воздействия эмоционального стресса в отечественной психологии опыта мало. К сожалению, почти не изучаются проблемы стрессов и их преодоление в отечественных исследованиях государственного управления.

Проблемы профессионального выгорания исследуются только М.Сицинською.

Целью пункта является определение предпосылок и последствий стресса в профессиональной деятельности государственных служащих.

Поскольку государственная служба - это деятельность в управленческой сфере, большинство ученых рассматривает ее как особую управленческую деятельность.

Такой подход позволяет несколько конкретизировать общее определение деятельности государственных служащих, так как психологические характеристики управленческой деятельности известны:

- Социотехнические характер, связанный с управлением как техническими, так и социально-производственными системами;

- Многообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

- Творческий, неалгоритмический характер деятельности, часто связан с недостаточной информацией в противоречивых и меняющихся условиях;

- Высокая психическая напряженность, вызванная ответственностью за решения, принимаются;

- Ярко выраженная прогностическая природа решаемых задач;

- Осуществление многих управленческих решений и операций в условиях острого дефицита времени;

- Ярко выраженная роль коммуникативных функций [14, с.156].

Адекватность такого подхода подтверждается проведенными исследованиями, которые позволяют определять профессиональную деятельность государственных служащих деятельность в особых условиях, и свидетельствуют о том, что характеристики профессиональной деятельности государственных служащих во многом детерминированы специфическими характеристиками управленческой деятельности.


Последнее время профессиональной деятельности государственных служащих (вместе с управленческой, предпринимательской и др.) исследователи относят (по ее социальны-психологическим характеристикам) к видам деятельности с высокими требованиями к человеку (имеют повышенную стрессогенность, требуют значительных психофизиологических затрат, связанные с риском для здоровья и жизни). Традиционно касается таких видов деятельности относятся только те ее виды, которые обусловлены экстремальными условиями среды и высокой степенью риска для жизни [11, с.146].

Действительно, стрессовые ситуации становятся неотъемлемой частью профессиональной деятельности, «специфической особенностью их деятельности» [6, с.145].

По данным исследования профессиональной деятельности государственных служащих В.М. Кузнецова: в деятельности государственных служащих 60% сложных ситуаций отличаются повышенной экстремальности (стрессогенность), государственные служащие, которые в них попадают, испытывают потребность в помощи, около 45% сложных ситуаций - это ситуации, которые предшествуют выполнению ответственных задач Сами государственные служащие выделяют шесть основных стресс-факторов, влияющих на их психосоматическое состояние: большая значимость будущих событий (ответственность за результат), ответственность за последствия; недостаточная подготовка, наличие собственных «слабых мест»; внешние факторы; самочувствие, условия деятельности.

Профессии различаются по степени стрессогенности и, как уже отмечалось, исследователи указывают на достаточно высокий уровень стрессогенности управленческой деятельности.

Но неблагоприятные психосоматические состояния государственных служащих определяются не только (а иногда и не столько) внешними факторами стресса, но и социально-психологическими характеристиками личности. Следует отметить также и то, что государственная служба имеет неоднородную структуру. Государственные служащие различаются друг от друга по социальному происхождению, уровню образования и другим признакам, что влияет на их систему ценностей, установок, убеждений, социально-психологическую совместимость, межличностные отношения и может привести к конфликтам и стрессам [16, с.125].

Причиной конфликта (и, как его последствия, стресса) также могут стать личные цели государственных служащих, противоречат целям организации. Возможны межведомственные конфликты, борьба «центра» и «периферии» и другие. Нередко возникает соперничество за бюджетные ресурсы, статус, престиж и др. В последнее время в литературе по психологии появляется понятие «стрессоустойчивость», обозначающий одну из необходимых характеристик руководителя [2].