Файл: Жизнестойкость (Понятие и особенности жизнестойкости в жизнедеятельности человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Жизненная проблематика психологических исследований характеризуется непреходящим и нарастающим интересом в научном мире (К.О.Абульханова-Славская, Адлер, Ананьев, Л.И.Анциферова, О.Г.Асмолов, Л.Бинсвангер, Б.С. Братусь, М.П.Гурьянова, В.В.Знаков, С.Кобаза, Е.Ю.Коржова, А.И.Лактионова, С.Мадди, А.В.Махнач, С. Рубинштейн, В. Франкл, Э. Фромм и др.). Особое внимание ученых направлено на изучение внутренних потенциалов человека, которые помогают ей противостоять тяжелым жизненным условиям, сохраняя свою человеческую сущность, целостность и идентичность. Для обозначения этих потенциалов современные психологи используют целый ряд категорий, таких как жизнестойкость, адаптивность, психологическая устойчивость, жизнетворчество, личностный потенциал, жизнеспособность и др.

В современном мире произошли глобальные социальные преобразования, которые породили огромное количество проблем, вызывающих интеллектуальное, духовное, эмоциональное и физическое напряжение человека. Эти резкие изменения в социальном развитии и одновременно мощные изменения социальных ценностей не могли не сказаться как на уровне общественного сознания, так и на индивидуальной системе социальных установок и ценностных ориентаций отдельного человека - на жизнеспособности личности. Возникают качественно новые элементы в процессе жизненного самоопределения молодежи, переосмысливается социальная значимость тех или иных жизненных целей и ценностей. Эти процессы, безусловно, ужесточают требования к личности, способностям, к самостоятельности нравственного выбора, ответственности за свои действия, структурированности всей системы отношений личности к себе, другим и миру в целом.

Объект работы жизнестойкость человека.

Предметом работ выступает особенности преодоления профессиональных трудностей.

Цель работы изучить особенности жизнестойкости и способность справляться с профессиональными трудностями.

Задачи работы:

- изучить жизнестойкость в системе понятия жизнеспособности;

- рассмотреть компоненты жизнестойкости;

- изучить стресс и стрессоустойчивость личности;

- выяснить особенности управления стрессом в профессиональной деятельности государственных служащих.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.


Глава 1. Понятие и особенности жизнестойкости в жизнедеятельности человека

1.1. Жизнестойкость в системе понятия жизнеспособности

Исследуя механизмы модернизации общества, ученые обращают внимание на то, что современная личность должна ориентироваться в расширенном социальном пространстве, проявлять внутреннюю гибкость, разнообразие интересов, стремиться к самосовершенствованию, осознавать настоящее как особо значимое временное измерение человеческого бытия. Поэтому в русле копинг-исследований усилия ученых направлены на изучение специфической способности человека, помогают успешно адаптироваться в сложной скоротечной среде. По мнению психологов, такой способностью может быть особая «жизненная способность» или жизнеспособность. Это понятие трактуется как гибкость, упругость, эластичность, устойчивость к внешним воздействиям. В отечественной литературе этот термин впервые был введен Ананьевым, который, раскрывая содержание структуры индивидуального развития человека, рассматривал жизнеспособность как фактор его долголетия [1]. В зарубежной науке впервые это интегративное качество было рассмотрено Е.Вернером и его сотрудниками в ходе сорокалетнего лонгитюдного исследования, где жизнеспособность была определена как баланс между факторами риска (бедность, перинатальный стресс, дисгармония родительского воспитания) и защитными факторами.

В психологии существует несколько подходов к исследованию жизнеспособности. С точки зрения А.И.Лактионовой и А.В.Махнач, понятие жизнеспособности включает в себя два понятия: способность сопротивляться разрушению - жизнестойкость (справиться с трудными жизненными ситуациями, защищать свою целостность) и способность строить полноценную жизнь в тяжелых условиях - адаптивность (планировать свою жизнь, двигаться в определенном направлении на протяжении какого-то времени). Таким образом, жизнеспособность - индивидуальная способность человека управлять собственными ресурсами в контексте социальных норм и условий среды. Она не является неотъемлемой и стабильным качеством: она меняется в зависимости от вида стресса, его контекста и других факторов, которые можно определить, как факторы риска и защитные факторы. Исследования, проведенные А.И. Лактионовой и А.В. Махнач на подростковой выборке, показывают, что, если подросток нормально взаимодействует со своим окружением, способность к полноценному существованию и сопротивление трудностям усиливаются, но, если это взаимодействие нарушается, жизнеспособность постепенно теряется, и в процессе адаптации происходит сбой. Сбой в процессе адаптации, то есть неспособность к выработке или в овладения навыками, знаменуют начало новой стадии развития,которая является следствием сложных и длительных взаимодействий внешних условий и процессов индивидуального развития [4].


С позиции другого подхода жизнеспособность рассматривается как энергетический потенциал человека (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, С. Мадди). Согласно этому подходу, жизнеспособность - психологический аналог жизненного стержня человека, который отражает степень преодоления им заданных обстоятельств, самого себя, а также степень прилагаемых усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни. Это интегральная характеристика уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности. Одна из специфических форм проявления жизнеспособности (личностного потенциала) - это преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития. Существуют сознательно неблагоприятные условия для формирования личности, они могут роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть преодолено, опосредованно, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала. Феноменологию, отражающую различные аспекты личностного потенциала, в различных подходах в зарубежной и отечественной психологии обозначали такими понятиями, как свобода, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на надежду, воля к смыслу и др. [1]. Наиболее полно, с точки зрения Д.А. Леонтьева, этому понятию в зарубежной психологии соответствует понятие "hardiness" - "жизнестойкость", введенное С. Мадди.

Жизнестойкость считается основным функциональным компонентом жизнеспособности, что сохраняет стабильность системы личности, системообразующим фактором, задает параметры основных компонентов жизнеспособности. Жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредуется влияние стрессогенных факторов на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности личности. В теоретическом отношении понятия жизнестойкости вписывается в систему понятий экзистенциальной теории личности (С. Кобаза, С. Мадди), выступая операционализацией введенного экзистенциальным философом П. Тиллихом понятие «отвага быть». Эта экзистенциальная отвага предусматривает готовность «действовать вопреки» - вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки ощущению «заброшенности» (М. Хайдеггер) [5].

1.2. Компоненты жизнестойкости


Л.В.Куликов, описывая жизнестойкость, на передний план выводит три аспекта психологической устойчивости:

1) устойчивость, стабильность;

2) уравновешенность, соответствие;

3) устойчивость (резистентность).

По словам Л. Куликова, устойчивость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях, как способность к эффективной психической саморегуляции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адаптироваться. Пониженная устойчивость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений. Уравновешенность Л.В. Куликов определяет, как способность соотносить уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценкой.

Уравновешенность, как составляющая психологической устойчивости, проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность - это также способность избегать крайностей в силе отклика на события. Сопротивляемость - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидуальная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости. Таким образом, жизнестойкость - это качество личности, отдельными аспектами которой являются устойчивость, уравновешенность, устойчивость. Она позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях [3].

Личностное качество жизнестойкости подчеркивает аттитюды, мотивирующие человека преобразовывать стрессогенные жизненные события. Отношение человека к изменениям, как и ее возможности употреблять внутренними ресурсами, которые помогают эффективно управлять ими, определяют, насколько личность способна справиться с трудностями и изменениями, с которыми она сталкивается ежедневно. По С. Мадди понятия жизнестойкости - это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет устойчивого преодоления стрессов и восприятия их как менее значимых [6].


1. Привлечение определяется как убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти что-то стоящее и интересное для личности. Она дает возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. Это выработки себя во внешний мир.

Желание открываться миру и стремление к взаимодействию с ним. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отчужденности, ощущение себя «вне» жизни.

2. Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютный и успех не гарантирован; мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений, в противовес впадения в состояние беспомощности и пассивности. Это стремление к результату за счет мотивационно-целевого компонента личности и контроля своих действий и проявлений во взаимодействии с миром. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля чувствует, что сам выбирает свою деятельность, свой путь.

3. Принятие риска - убежденность человека в том, что все, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, которые он получает из опыта, - неважно, положительного или отрицательного. Оно заключается в восприятии личностью события жизни как вызова и испытания лично себе. Человек, который рассматривает жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать при отсутствии надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая, что стремление к простому комфорту и безопасности обедняет жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний и опыта и дальнейшее их использование [5].

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и частично в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позже. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. С. Мадди было обнаружено, что положительно на формирование жизнестойких убеждений повлияли:

• ощущение предназначения в жизни, развивающееся значимыми взрослыми и связано с выделением респондентов родителями как особых в чем-либо: обладают особыми талантами, которые играют важную роль в семье;

• воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов.