Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Характеристика налоговой системы России до 1991 г.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время налоговая система в России приблизилась к тем мировым стандар­там, которые характерны для стран с развитой и стабильной экономикой. С выходом в свет Налогового кодекса мы можем считать, что правовые аспекты нашей системы налогооб­ложения являются удовлетворительными. Та­ковыми можно считать и се основные пара­метрические характеристики – формы налого­обложения и ставки налогов. В этом контексте они максимально приближены к формам и став­кам налогов гармонизируемой системы стран – участниц Евросоюза.

Вместе с тем стимулирующая и регули­рующая роль налогов существенно ослаблена из-за неопределенности экономического курса, за которым следует наша налоговая политика.

В период радикальных общественных пре­образований налоги не могут быть инструмен­том оперативного управления и быстрого регу­лирования, они надежны в предсказуемой си­туации, а в условиях кризиса и неопределенно­сти экономических процессов их подчинение текущим хозяйственным задачам не даст долж­ного эффекта. Мировой опыт показывает, что переход к пониженным ставкам налогов осу­ществляется только по мере укрепления и ста­билизации экономики. В наших условиях это понижение сопровождалось одновременно сни­жением объемов производства и развитием те­невого сектора экономики, что еще раз под­тверждает правильность тезиса о том, что толь­ко за счет совершенствования налогообложения нельзя существенно улучшить макроэкономи­ческую ситуацию в целом.

Для современной России система налого­обложения, заимствованная из развитых стран Запада, не является достаточно аутентичной. С целью повышения ее эффективности необ­ходим частичный возврат к прежним формам отчуждения прибавочного продукта в центра­лизованный доход государства.

Важнейшая задача экономики страны на современном этапе – превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мирохозяйственных связях. Налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

Актуальность темы прослеживается в важности и необходимости исследования налоговой системы, выработки принципов и методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики и обеспечили реализацию социально-экономической политики и условия для экономического роста России.


Цель данной работы состоит в исследовании налоговой системы России.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- дать характеристику налоговой системы России до 1991 г.;

- показать становление налоговой системы РФ после 1991 г.;

- выявить особенности современной налоговой системы РФ;

- показать недостатки действующей системы налогообложения;

- описать особенности налоговых систем в зарубежных странах;

- обозначить цели и задачи реформирования налоговой системы;

- исследовать пути реформирования налоговой системы РФ.

Объектом исследования является: налоговая система России.

Предмет исследования: проблемы и перспективы совершенствования налоговой системы России.

Для выполнения поставленной цели и задач использованы следующие методы:

- анализ и синтез информации, представленной в учебной литературе;

- исторический метод: в работе рассматриваются этапы возникновения и развития налоговой системы;

- обобщение полученной информации.

Базой для исследования послужили следующие источники: Налоговый кодекс РФ (1 и 2 части), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, учебная литература, монографии, научные статья, а так же Интернет-источники.

Исследованием данного вопроса занимались такие специалисты, как Анисимова А.А., Баташева Ф.А., Болатаева А.А., Булкаева Р.А., Джагаева В.С., Василенко А.А., Глущенко Я.С., Кукушкина Д.В., Павкина Ю.В., Мылов К.А., Джевицкая Е.С., Пансков В.Г., Петракова М.А. Швецов Ю.Г. и многие другие.

1. Особенности развития налоговой системы в России

1.1. Характеристика налоговой системы России до 1991 г.

Экономическая политика Советской России первоначально была направлена на установление прогрессивного подоходного налога, отмену косвенных налогов на предметы первой необходимости и установление высоких налогов на предметы роскоши [18, с.9].


В период Гражданской войны товарные отношения в промыш­ленности все больше вытеснялись административным подходом к решению экономических проблем. Основным источником доходов центральных органов советской власти была эмиссия денег, а мест­ные органы существовали за счет контрибуций [17, с.101].

Определенный этап в налаживании финансовой системы стра­ны наступил в период нэпа. В то время были сняты запреты на торгов­лю, на местный кустарный промысел, а так же существовали различные формы собственности, действовали экономические законы.

Налоговую систему того периода можно характеризовать, ка к систему со множеством налогов и многократностью обложе­ния. Первым денежным налогом пе­риода нэпа был промысловый налог, который взимался с частных торго­вых и промышленных предприятий (1,5% торгового оборота). Так же в состав промышленного налога входил и патентный налог. Стоимость патента зависела от вида занятий и географического положения региона [9, с.180].

В голы НЭПа широко использовались налоговое регулирование, ко­гда необходимо было использовать накопление в частном и государст­венном секторах экономики в интересах общественного хозяйства, вы­равнивание уровней развития различных районов страны без покуше­ния на само существование частников, дававших основную массу товарной продукции. В этот период учитывалось, что при больших на­логовых изъятиях может исчезнуть сам объект обложения. Результатом экономически обоснованного обложения явилось достаточно сильное развитие частного предпринимательства [9, с.180].

Дифференциация налоговых ставок позволяла направлять капи­талы в те отрасли, развитие которых не было обеспечено достаточ­ными государственными ресурсами. В экономической литературе того времени отмечалось, что регулирование частно-хозяйственной деятельности путем налогов (и других мер) может быть доведено до таких размеров, при которых оно становится, по существу, весьма близким к управлению, отличаясь от последнего главным образом лишь организационными формами [17, с.102].

Во времена нэпа в значительной мере реализовывалась фискальная и регулирующая функции налогов. Вместе с тем налоговая система была достаточно громоздкой. Действовало в общей сложности порядка 86 видов платежей в бюджет. Одни и те же товары облагались много­кратно в процессе их производства и обращения.

Опыт 1920-х гг. интересен в том отношении, что он показывает, что нормальное налогообложение возможно лишь при определен­ном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность национализированных предприятий от государственного аппарата управления [9, с.181].


В конце 1920-х гг. был взят курс на полное вытеснение несо­циалистических элементов из экономики. Новая экономическая политика свертывалась не только административными мерами, но и экономическими: усиление прогрессии налогообложения вело к ис­чезновению легально работавших частных предприятий. Таким об­разом, налоги начинают использоваться как орудие политической борьбы с частными производителями. Постепенно в связи с изме­нением и ужесточением внутренней политики СССР, свертыванием нэпа, индустриализацией и коллективизацией система налогообло­жения была заменена административными методами изъятия при­были предприятий и перераспределения денежных средств через бюджет страны [9, с.181].

Усиление централизации в народном хозяйстве и реорганизация управления промышленностью привели к существенным изменени­ям в области финансов. Так, финансовая система от налогов пере­шла к административным методам изъятая прибыли предприятий и перераспределению финансовых ресурсов через бюджет. Налоговая реформа 1930 г. привела к упразднению множественности налогов и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибы­ли и налога с оборота. Россия на десятки лет лишилась реальной налоговой системы.

С 1930 по начало 1990 г. юридически перестали существовать косвенные налоги. Платежи, объединенные в налог с оборота, да­вали в 1930 г. около 6% всех доходов, в том числе акцизы – около 30%, промысловый налог – 20%. В 1931 г. было принято положе­ние о ежемесячном перечислении в бюджет установленной доли плановой прибыли [18, с.11].

В советский период вводились и отдельные целевые налоги. В связи с дополнительными потребностями бюджета в военный период с 1941 г. были введены военный налог и налог на холостя­ков, который просуществовал до 1980 г. Его предназначение – покрытие государственных расходов на помощь одиноким и много­детным матерям, а также на содержание и воспитание детей, роди­тели которых погибли на войне [18, с.11].

В послевоенные годы наметился рост поступлений в государст­венный бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных предприятий, что позволило снизить налоги с на­селения.

В этот период население уплачивало подоходный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных, сельскохозяйственный налог, земельный налог, налог с владельцев строений и налог с владельцев транспортных средств [9, с.181].

Однако в Советском государстве в идеологическом смысле на­логи рассматривались как чуждый для социалистического строи­тельства элемент. Так, как чистый доход, созданный в государст­венном секторе, полностью принадлежит государству. Платежи с прибыли называли отчислениями из прибыли. Осуществление ры­ночных преобразований в экономике Российской Федерации в конце 1980-х гг. потребовало создания адекватной новым условиям хозяйствования налоговой системы. В таких условиях и начала формироваться российская налоговая система. Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации были заложены в период перехода к рыночным отношениям на рубеже 1990-х гг [18, с.13].


Как известно, вся организационная структура управления нало­говым хозяйством бывшего СССР противоречила самой природе и сути процесса налогообложения. Не было никаких предпосылок в плане научных теорий и тем более практического опыта. Сжатые сроки, отсутствие опыта регулирования реальных налоговых отно­шений, быстро меняющееся правовое пространство, экономиче­ский и социальный кризис были причинами врожденных недостат­ков российской налоговой системы. Поэтому формирование нало­говой системы в нашей стране до сих пор продолжается.

В 1986 г. в бывшем СССР была разрешена индивидуальная трудо­вая деятельность граждан, в связи с чем Законом СССР «О го­сударственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 г. № 7284-XI была установлена плата за патент на право занятия ин­дивидуальной трудовой деятельностью [18, с.13].

До начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью гра­ждане обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патенте финансовом отделе исполкома Совета народ­ных депутатов по месту постоянного жительства. Виды деятельно­сти, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась го­сударственная пошлина [9, с.181].

Доходы, получаемые от занятия индивидуальной трудовой дея­тельностью, облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от суммы доходов и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право занятия индивидуальной тру­довой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности [17, с.102].

Кроме того, с принятием вышеназванного Закона началась ре­форма системы обязательных платежей государственных предпри­ятий в бюджет [9, с.181].

Постепенно формировалась правовая база налогообложения, основными законодательными актами в которой стали:

  • Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. № 8999-XI;
  • постановления Совета Министров СССР «О порядке созда­ния на территории СССР и деятельности совместных пред­приятий, международных объединений и организаций СССР и других стран–членов СЭВ» от 13 января 1987 г., «О поряд­ке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капи­талистических и развивающихся стран»;
  • указ Президиума Верховного Совета СССР «О вопросах, свя­занных с созданием на территории СССР совместных пред­приятий» от 13 января 1987 г.;
  • постановление Совета Министров СССР «О дальнейшем раз­витии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объеди­нений и организаций» от 2 декабря 1988 г.;
  • указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г., которым был установлен налог с владельцев транс­портных средств [17, с.102].