Файл: Понятие и содержание налогов и налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К основным требованиям, характеризующим эффективную систему налогового учета, можно отнести рациональность и стабильность. Требование рациональности системы позволяет оптимизировать структуру системы, минимизировать расходы на ее содержание и оснащение средствами автоматизации процессов сбора, учета, обработки и хранения налоговой информации. Такая система, отвечающая требованию рациональности, должна:

- строиться на единой законодательной базе налогообложения в пределах всего экономического пространства государства, иметь централизованное управление. Налоговые органы не должны дублировать функции других государственных органов и в самой структуре налоговых органов не должно быть дублирующих элементов;

- содержать целесообразное количество налогов, закрепленных за каждым из уровней системы по территориальному признаку;

- базироваться на минимальном количестве нормативных документов, определяющих порядок взимания налогов и сборов и контроля за их уплатой;

- содержать правовой механизм регулирования всех элементов системы [5].

Обобщающим критерием рациональности системы налогового учета может служить собираемость налогов, которая характеризует эффективность налоговой системы с позиции выполнения ее основной задачи. Но как известно эффективность принято оценивать относительными показателями, в которых результат сопоставляется с затратами на их достижение. С учетом этого в оценке эффективности налоговой системы можно исходить из сопоставления затрат на обеспечение ее функционирования с результатами – поступлением налогов на соответствующих территориях и в государстве в целом. Собираемость налогов и соотношение объемов собранных налогов с затратами на функционирование системы можно определять в разрезе отдельных налогов, в территориальном разрезе и в рамках государства в целом. Полученные данные по территориям сопоставляются с другими территориями государства, показатели по налоговой системе в целом сравниваются с аналогичными показателями других государств. Сравнение полученных данных позволяет проанализировать систему и выявить наиболее целесообразные варианты ее построения, наметить направления и пути ее совершенствования.

Требование стабильности означает, что в системе налогового учета должно быть установлено количество и виды налогов, элементы налогообложения по каждому из них на определенное время, что исключит введение новых налогов или внесение поправок, изменений и дополнений в элементы налогообложения действующих налогов (налоговая база, ставки и др.) на данный период времени. Нестабильность налогового законодательства усиливает противоречие между властью и субъектами налога и порождает механизмы ухода от уплаты налогов, что делает систему малоэффективной. Минимальное требование к стабильности – сохранение установленных режимов налогообложения в рамках начавшегося хозяйственного года (календарного года, если они совпадают по срокам). С позиции требования стабильности изменения в налоговом законодательстве можно вводить только с началом нового хозяйственного года, (если в стране он совпадает с календарным годом, то с начала нового календарного года) [2].


Анализ систем налогового учета отдельных государств показывает, что, несмотря на их различие, они имеют в своем составе (структуре) сходные элементы:

- виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти государства;

- субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

- органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены полномочиями в сфере налогообложения (по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками);

- законодательная база (налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и органы власти, наделенные полномочиями в сфере налогообложения.

Для системы налогового учета современных цивилизованных государств принципами налогообложения являются:

- принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов;

- принцип справедливости. Согласно этому принципу идентифицируется и контролируется два условия: горизонтальная справедливость, которая означает, что юридическая и физические лица, находящиеся в равных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги и вертикальная справедливость – справедливое перераспределение платежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые;

- принцип определённости. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начала налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов;

- принцип привилегированности (удобства) плательщиков. Подразумевается удобство уплаты налогов субъектами налогообложения [15];

- принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной или продуктивной, т. е. издержки по взиманию налогов должны составлять незначительную долю от величины налоговых поступлений;

- принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту;

- принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных и дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики;


- принцип однократности налогообложения. Смысл принципа состоит в том, что один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;

- принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в развитых странах нормальным интервалом считается 3-5 лет);

- принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости проведения природоохранных мероприятий и др.) выбора источника и объекта налогообложения;

- принцип стоимостного выражения. Имеется в виду денежный характер налогообложения, что означает, что налоги должны учитываться только в денежной форме, а не путём, например, взаимозачётов;

- принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, права на получение льгот, наличия прав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле «идеальную» систему налогового учета, некий образец, эталон, к которому надо стремиться. Реальная действительность, состояние экономки и финансового положения, интересы различных политических сил, складывающаяся конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель. Как уже отмечалось, налоги являются не только экономической, но и правовой категорией. С учетом этого принципы налогового учета получают правовое закрепление в законодательстве правовых государств [4].

Таким образом, система налогового учета - это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Налоговый учет ведется по каждому налогу отдельно. При этом так как порядок исчисления различных налогов разнится, то система налогового учета по каждому конкретному налогу имеет свои практические особенности. Однако общая модель системы налогового учета, с теми или иными допущениями применима к любому из существующих налогов России. Порядок ведения налогового учета по каждому конкретному налогу устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Все изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться учетной политике для целей налогообложения и применяться начала нового налогового периода [6].


Данные налогового учета должны содержать полную информацию о порядке формирования налоговой базы по конкретному налогу. Так, например, по налогу на прибыль данные налогового учета в обязательном порядке должны содержать:

- порядок формирования суммы доходов и расходов;

- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

- порядок формирования сумм создаваемых резервов;

- сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Налоговый учет в идеале имеет трехуровневую структуру:

1 - уровень первичных учетных документов;

2 - уровень налоговых регистров;

3- уровень налоговой декларации по конкретному налогу.

Первичные документы налогового учета:

- накладные;

- счета-фактуры;

- акты;

- расчетные ведомости;

- справки бухгалтера;

- кассовые документы;

- др. документы.

На основании этих документов определяются всевозможные виды и группы аналитических налоговых регистров по конкретным налогам [11].

Налоговые регистры - всевозможные виды и группы аналитических налоговых регистров по конкретным налогам.

Налоговая декларация за отчетный (налоговый) период служит для исчисления налога.

Формы первичных документов налогового учета для целей налогового учета (первый уровень налогового учета) могут быть установлены (например, счета-фактуры) или нет действующим налоговым законодательством. В случае, если формы первичных документов налогового учета не установлены, то в качестве последних на практике могут быть использованы первичные учетные документы бухгалтерского учета. Если же и этого недостаточно, то налогоплательщик должен разработать первичные документы налогового учета самостоятельно (например, справка бухгалтера или налоговые расчеты, корректировки, пояснительные записки и прочее). При этом к первичным документам налогового (бухгалтерского) учета налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете предъявляется ряд требований. Так, например, перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов налогового учета, утверждает руководители организации по согласованию с главным бухгалтером. Первичный документ налогового учета должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным непосредственно после ее окончания [6].


Второй уровень налогового учета также по отдельным налогам регламентирован, а по некоторым нет, поэтому сформулируем общие положения, касающиеся налоговых регистров. Налоговые регистры - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями налогового законодательств без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Налоговые регистры предназначены для систематизации накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета отражения в налоговой декларации. Регистры налогового учет ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Однако формы регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

- наименование регистра;

- период (дату) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров [6].

Данные налогового учета - данные, которые учитываются разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он детально раскрывал порядок формирования налоговой базы. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Третьим уровнем налогового учета является налоговая декларация по конкретному налогу. Налоговая декларация составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации [2] .