Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы (Понятие и характеристика рыночной власти фирмы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Успешное развитие экономики страны в целом в первую очередь зависит от степени развитости отдельных рынков и отраслей, их конкурентного и технологического уровня. Одним из ключевых факторов, определяющих состояние отраслевого рынка, является рыночная власть фирм, действующих на различных рынках.

Одним из базовых понятий экономики является рынок. Именно на рынке взаи­мо­действуют фирмы, а рамки рыночного равновесия и варианты его из­менения представляют основной интерес для исследователей. Чтобы про­гнози­ровать поведение на рынке хозяйствующих субъектов, необходимо четко пред­ставлять какие из факторов могут оказать на них свое влияние. На рынке фирма сущест­вует не одна, и не в безвоздушном пространстве, она постоянно сталкива­ется с конкурен­цией. Поэтому важно рассматривать не конкретного производителя, а рынок в совокупности со всеми его структурными элемен­тами, такими как размеры и число фирм, наличие барьеров входа и вы­хода с конкретного рынка, степень сходства или отличия товаров разных фирм, доступность ры­ночной информации и так далее. Все эти структурные элементы позволяют оп­ределить состояние рынка и прогнозировать даль­нейшее его развитие.

Рыночная власть позволяет действующим на конкретном отраслевом рынке фирмам, оказывать влияние на других участников рыночных отношений и, тем самым, определять дальнейшее направление развития самого рынка. Границы такого влияния определяют степень рыночной власти, которой обладает фирма на данном рынке. Большая степень рыночной власти говорит о больших возможностях фирмы влиять на рынок и о зависимости рынка от произвола фирмы. Такая ситуация может в свою очередь привести к ущемлению интересов остальных участников рынка и, следовательно, угрожает основам рыночных форм взаимоотношений.

С другой стороны, рыночная власть позволяет фирме аккумулировать ресурсы для дополнительных вложений в производство, что способствует развитию инноваций и экономическому росту, введению прогрессивных разработок и технологическому прогрессу, и, в конечном счете, ведет к росту благосостояния населения в целом [6].

Понятие «рыночной» или «монопольной власти» базируется на сравнении анализируемых рынков с рынком совершенной конкуренции. Наиболее типичным индикатором при этом является взаимосвязь «предельные издержки – цена». Чем больше цена фирмы отклоняется от предельных издержек, тем больше рыночная власть фирмы, и, соответственно, несовершеннее рассматриваемый рынок. Основным свидетельством рыночной власти фирмы являются полученная прибыль и величина доходности капитала.


Наиболее удален от рынка совершенной конкуренции рынок монополии, поэтому показатели, характеризующие рыночную власть фирмы, называют показателями монопольной власти. К числу таких показателей относят:

- коэффициент Бейна (норма экономической прибыли);

- коэффициент Лернера;

- коэффициент Тобина;

- коэффициент Папандреу.

Вышеназванные показатели основаны на оценке либо экономической прибыли, либо разницы между ценой и предельными издержками.

Актуальность обозначенной проблемы обусловили выбор тематики данной работы.

Предметом исследования являются факторы, определяющие рыночную власть фирмы.

Целью написания курсовой работы является рассмотрение факторов, непосредственно определяющих рыночную власть фирмы на современных рынках.

Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:

- проанализировать понятие и дать характеристику рыночной власти фирмы;

- определить источники и причины появления рыночной власти фирмы: внутренние и внешние;

- рассмотреть количественные показатели оценки рыночной власти фирмы;

- исследовать факторы, определяющие рыночную власть фирмы.

Глава 1. Рыночная власть фирмы и показатели ее оценки

1.1. Понятие и характеристика рыночной власти фирмы

Фирмы, производящие различные блага для удовлетворения потребностей обще­ственных масс поставляют их на рынок товаров и услуг. Они, соответственно, осуществляют свою дея­тельность под воздействием величины и структуры потреби­тельского спроса и других элементов рыночного механизма. Товаропроизводители, в свою очередь, устанавливая цены на свою продукцию, а также, проводя широкие рекламные ком­пании, оказывают давление на потребителя. Степень воздей­ствия непосредственно зависит от доли рынка и от того, какова власть фирмы на этом рынке.

Рыночная (монопольная) власть фирмы проявляется как способность удерживать высокую цену и получать положительную экономическую прибыль в долгосрочном периоде. Наличие монопольной власти во многом, хотя и не всегда однозначно, определяется структурой самого рынка.


Отрасль определяется набором товаров, продукции, услуг, производимых и предлагаемых действующими в ней организациями и предприятиями.

Ее можно рассматривать как рынок предложения, то есть как продуктовый или товарный рынок.

Все организации – участники такого рынка находятся в постоянной конкуренции.

Конкуренция – это соперничество на каком–либо поприще между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели [1]. Чаще всего термин «конкуренция» применяется к рыночной экономике.

Конкуренция является одним из условий существования рынка и характеризуется двумя моментами:

во–первых, наличием на рынке достаточно большого числа самостоятельных, независимо действующих производителей и покупателей любого товара;

во–вторых, свободой для производителей и покупателей вступать на соответствующий товарный рынок и покидать его.

В период перехода к рыночной экономике в России принят и с изменениями действует закон «О защите конкуренции». В соответствии с этим законом «конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1], то есть в конкретной отрасли.

В зависимости от степени конкуренции в экономической литературе встречаются несколько типов рыночных структур, которые присущи и отраслевым рынкам. Чаще всего рассматривается четыре типа рыночных структур:

1 – совершенная конкуренция;

2 – монополия;

3 – олигополия;

4 – монополистическая конкуренция [8].

Рыночная власть или власть над рынком проявляется в том, что отдельные покупатели или продавцы (фирмы, производители) могут изменять цены всего рынка, манипулировать ими. Это характерно для монопольных рыночных структур. Наличие конкуренции способствует рассредоточению экономической власти на товарном рынке.

Любого покупателя или продавца, способного оказывать существенное влияние на рыночную цену товара, характеризуют как обладающего властью над рынком или монопольной властью.

Рыночной властью могут обладать и хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке определённого товара. Доминирующее положение – исключительное положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, дающее им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.


Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, могут устанавливать монопольные цены двух видов:

- монопольно высокие – с целью компенсации затрат из-за недоиспользования своих мощностей или для получения дополнительной прибыли без повышения качества товара;

- монопольно низкие – с целью вытеснения конкурентов с данного товарного рынка.

В экономике любого государства отдельные монополии неизбежны. Это так называемые естественные монополии. В России к ним отнесены следующие сферы деятельности [1]:

1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2) транспортировка газа по трубопроводам;

3) железнодорожные перевозки;

4) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

5) услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

6) услуги по передаче электрической энергии;

7) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

8) услуги по передаче тепловой энергии;

9) услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

10) захоронение радиоактивных отходов;

11) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

12) ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Государство регулирует деятельность естественных монополий и держит их под постоянным контролем путем принятия специальных законов, издания различных постановлений органов власти о тарифах, лицензиях, продаже пакетов их акций и ряд других.

Ассоциации, союзы, финансово–промышленные группы и т.п. – другой вид монополий, которые могут создаваться искусственным путем через укрупнение и объединение различных фирм. Эти искусственно созданные монополии могут мешать нормальной конкуренции. Чтобы такие монополистические образования не препятствовали развитию конкуренции и созданию нормальных условий для предпринимательства, государство вмешивается в экономику. Известны следующие формы такого вмешательства:

- покупка отдельных товаров и услуг для государственных нужд;

- налогообложение имущества и доходов, отдельных товаров;

- издание специальных законов, ограничивающих деятельность отдельных фирм и предпринимателей;

- национализация отдельных отраслей;

- лицензирование отдельных видов деятельности и т.д. [9]

В соответствии с антимонопольным законодательством ни органы государственной власти, ни хозяйствующие субъекты не могут ограничивать свободу предпринимательства – препятствовать вхождению на любые товарные рынки, изменять принятый порядок ценообразования, устанавливать соглашения, ограничивающие конкуренцию и т.п.


Таким образом, рыночная власть фирмы — это ее возможность распространять контроль и деятельность на механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения, уровень цен и пр.) и, как следствие, на конкурентов. Рыночная власть определяет масштабы деятельности фирмы: насколько свободно она может распоряжаться на рынке и какими рамками ограничено ее существования. Когда этот показатель слишком высок, получается, что доли конкурентов в общей сумме значительно ниже. Следовательно, большая часть потребителей находится во власти такой фирмы. Столь крайняя форма зачастую принимает вид монополизма. Только фирма-монополист способна жестко регулировать процесс ценообразования и объема выпуска продукции, а также вести собственную торговую политику, даже если она идет в ущерб другим организациям и самим потребителям.

Особое внимание следует уделить проблемам обретения рыночной власти, поддержания и осуществления доминирования.

Фирма способна обретать рыночную власть путем:

- слияния (горизонтальные, конгломеративные, вертикальные);

- сговора;

- создания монополии, например в «регулируемой» отрасли;

- победы в конкурентной борьбе [6].

Поддержание доминирования (рыночной власти) осуществляется созданием барьеров, предотвращающих свободный вход на рынок:

- преднамеренное создание необратимых затрат посредством инвестиций в новые мощности;

- заполнение продуктового пространства и расходов на маркетинг;

- опережение в инновациях;

- регистрация патентов любого потенциального конкурента;

- «хищническое ценообразование»;

- репутация «агрессивной фирмы».

1.2. Количественные показатели рыночной власти фирмы

При рассмотрении вопроса о наличии у фирмы рыночной власти необходимо помнить, что обладать ею могут только активные фирмы.

Под активностью фирмы понимается активный экономический агент, способный модифицировать окружающую экономическую среду и приспосабливать к своим целям поведение других единиц. Экономическая власть фирмы делится на экономическую власть по отношению к конкурентам и по отношению к потребителям. Соответственно есть и различные меры частного экономического принуждения - фирмы действуют на своих соперников методом принуждения, чтобы отобрать у них часть спроса, с другой стороны имеет место принуждение по отношению к потребителям (например, она выбирает связанные между собой типы товаров, вовлекающих потребителей в целую сеть последующих покупок). Т.е. фирма в состоянии изменить характер спроса на рынке, и при этом конкуренты фирмы могут быть полностью независимы [6].