Файл: Понятие и содержание налогов и налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) в целях исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций (а также налога на имущество) начиная с 1 января 1997 года осуществляется периодическая корректировка облагаемой налогом прибыли с учетом инфляции. Правительству Российской Федерации дано поручение в месячный срок представить Президенту Российской Федерации предложения по порядку расчета указанной корректировки [6].

При этом часть первая НК РФ не описывала налогообложение по конкретным видам налогов. Эти функции впоследствии были возложены на часть вторую НК РФ, вступившую в силу с 1 января 2001 г. В данной части НК РФ было определено описание порядка исчисления и взимания конкретных налогов (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН и др.). Принятые позже главы части второй НК РФ описывают конкретный механизм взимания по соответствующему налогу.

В 2006 г. в НК РФ были внесены дополнения и изменения в целях упорядочения налогового учета и приведения в соответствие законодательства о налогах и сборах [2].


2.2. Перспективы развития налогового учета в России

Налоговый учет является ведущим звеном информационной системы финансово-экономической деятельности предприятия, формируемым на принципах бухгалтерского учета в целях определения доли изъятий доходов в пользу государственного бюджета.

Внедрение в систему российского хозяйственного учета подсистемы налогового учета все также вызывает вопросы и непонимание в части практического применения и целесообразности. Основные различия в принципах группировки доходов и расходов организации, их признания в бухгалтерском учете и для целей налогообложения, в способах оценки незавершенного производства и готовой продукции и некоторые другие несовпадения не имеют экономического обоснования. Хотелось бы заметить, что сам по себе налоговый учет применяется достаточно редко, в то время как методология его ведения практически всегда основана на методологии бухгалтерского учета [10].

Одним из аргументов за ведение налогового учета в качестве самостоятельной подсистемы называют различия в правилах формирования многих показателей для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета. При ведении налогового учета необходимо обеспечить прозрачность формирования доходов, расходов и убытков для целей налогообложения, начиная с первичных документов. Прозрачность налогового учета определяется следующими признаками: соответствующей требованиям Налогового кодекса; достоверностью бухгалтерского учета; учетной политикой для целей налогообложения, квалификацией учетных работников, которые занимаются налоговым учетом [5].


Налоговый учет (ст. 313 НК) — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом. Налоговый учет нужен для того, чтобы сформировать полную и достоверную информацию о налогооблагаемой базе, контролировать правильность, полноту и своевременность исчисления и уплаты в бюджет налога. Кроме того, он призван обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей. Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), которая подлежит отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов и сумму задолженности по расчетам с бюджетом [2].

Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию. Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствует кризис неплатежей, падение объёмов производства, инфляция и другое. Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика [10].

В силу сложившихся в настоящее время особенностей развития рыночных отношений в России государство предъявляет к информационным системам коммерческих предприятий ряд важных требований, способствующих реализации двух главных программ:


-        привлечение зарубежных инвестиций в экономику;

-        наполнение доходной части федерального и местного бюджетов.

Оба направления до недавнего времени обеспечивались структурами бухгалтерского учета и контролировались Министерством финансов Российской Федерации. Налоговый учет предполагает полное соответствие хозяйственной деятельности административным нормам, исходя из которых, они обязаны рассчитывать отчисления в бюджет и внебюджетные фонды. Налоговая политика большинства суверенных государств, исторически сложившихся по национальному признаку, включает в себя три основные цели:

1)      формирование доходной части бюджета;

2)      содействие устойчивому развитию экономики;

3)      обеспечение социальной справедливости.

Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы, включая справку бухгалтера; аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы, налоговые декларации.

Первичные учетные документы − это документы, оформленные согласно Федеральному закону о бухгалтерском учете (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете») [3], бухгалтерская справка отражает исправительные, дополнительные и вновь выявленные хозяйственные операции, которые не были отражены в текущем учете (например, корректировка расчетов по налогам) [3].

Порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль определен ст. 315 НК РФ [2]. Тем не менее налоговый учет должен обеспечивать соответствующее раскрытие информации о структуре доходов и расходов в целях заполнения налоговой декларации. Думается, что в настоящее время налоговый учет в системе налогообложения предприятий и организаций достиг такого качественного уровня, когда бессистемное и эпизодическое его правовое регулирование является недопустимым.

Положение, в результате которого те или иные нормы о налоговом учете разрознены и не имеют общих методологических принципов, неизбежно приводит к запутанности организации финансового учета на предприятиях, создает условия для налоговых правонарушений, совершаемых неумышленно, а также выступает источником постоянных правовых конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками [13]. 

Только принятие унифицированного нормативного документа, посвященного налоговому учету, может исправить сложившееся положение и придать новый толчок в развитии и совершенствовании всей системы финансовых отношений.


Заключение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков.

Для совершенствования системы налогового учета необходимо создать автономную систему налогового учёта, не связанную с бухгалтерским учётом.

Преимуществами которой будут являться следующие:

– правила бухгалтерского учета не перестают совершенствоваться в направлении применения Международных стандартов финансовой отчетности, поэтому в правила отражения операций в бухгалтерском учете будут вноситься изменения. Следовательно, при привязке порядка получения информации для налогового учета к системе бухгалтерского учета обеспечение неизменности правил учета операций в целях налогообложения при изменении правил бухгалтерских стандартов не будет постоянной проблемой бухгалтерии в будущем;

– нет необходимости перегрузки данных из системы бухгалтерского учета в систему налогового учета и постоянного последующего контроля в случае изменения данных системы бухгалтерского учета «задним числом» – независимость основной учетной системы от текущих изменений налогового законодательства;

– гибкость с точки зрения адаптации к изменениям законодательства;

– возможность для предприятия сохранить информацию об истинном финансовом состоянии, сформированную по правилам бухгалтерского учета;

– возможность гибкой настройки соответствия объектов основной учетной системы объектам налогового учета;

– минимизация ручных операций персонала, к должностным обязанностям которого относится ведение налогового учета.


К недостаткам данного варианта организации налогового учета является большая трудоемкость по сравнению с системой налогового учета на основе данных бухгалтерского учета.

Одна из важнейших перспективных задач совершенствования системы налогового учета - это ослабление фискальной направленности, либерализация при повышении четкости и ясности налогового законодательства, ликвидация противоречивой нормативной базы, сложных и неопределенных налоговых процедур. Реформирование налогового учета, как и налоговой системы в целом, должно опираться только на воспроизводственный принцип, налог должен стимулировать рост производства и оборотов предприятия, его пропорциональность, повышение производительности труда.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: [принят ГД ФС РФ 21.10.1994]: [ред. от 27.12.2009] // Рос. газ. – 1994. № 238 - 239.;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ: [принят ГД ФС РФ 19.07.2000]: [ред. от 28.09.2010] // Собр. законодательства РФ. 2000. № 32;
  3. О бухгалтерском учете: федер. закон от 21 нояб. 1996 г. № 129-ФЗ: [принят ГД ФС РФ 23.02.1996]: [ред. от 28.09.2010] // Рос. газ. 1996. № 228;
  4. Бодрова Т.В. Налоговый учет и отчетность: учеб. пособие : гриф Минобрнауки РФ / Т. В. Бодрова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2013. – 471 с.;
  5. Кругляк З. И. Налоговый учет и отчетность в современных условиях: Учеб. пособие. - 2-е изд. / З. И. Кругляк, М. В. Калинская - М.: ИНФРА-М, 2015. – 377 с.;
  6. Малис Н. И. Налоговый учет и отчетность: учебник и практикум для СПО / Н. И. Малис, Л. П. Грундел, А. С. Зинягина; под ред. Н. И. Малис. — М.: Юрайт, 2017. — 341 с.
  7. Налоговый учет и отчетность: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. И. Малис, Л. П. Грундел, А. С. Зинягина; под ред. Н. И. Малис. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 378 с.;
  8. Налоговый учет и отчетность: краткий курс лекций для студентов IV курса направления подготовки 380301 Экономика // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2016. – 43 с.;
  9. Налоговый учет: учебное пособие / З.И. Кругляк, М.В. Калинская. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 377 с.;
  10. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под общей редакцией к.э.н., доцента Лазуриной О. М. – Ярославль: МФЮА, 2014. – 220 с.;
  11. Носкова Ю.В. Налоговый учет в России и в международной практике // Бухгалтер и закон, 2009. № 4;
  12. Организация налогового учета и налогового контроля: Учебное пособие / Н.А. Попонова, Г.Г. Нестеров, А.В. Терзиди. - М.: Эксмо, 2006. – 624 с.;
  13. Пешкова Т. В. Развитие налогового учета в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 489-491; 
  14. Толкушкин А. В. История налогов в России. – М.: Юристъ, 2001. – 356 с.;
  15. Финансы: Учебник / Под ред. В. В. Ковалёва. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 640 с.