Файл: Понятие и содержание налогов и налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета и представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, без государственного регулирования системы налогообложения, невозможно. Устанавливая налоговые ставки, льготы и штрафные санкции, государство стимулирует ускоренное развитие важнейших регионов страны, отраслей и производств, способствуя решению актуальных для общества проблем [10].

Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков.

Становление и развитие рыночных отношений и соответствующей им налоговой системы вызвало необходимость создания вспомогательного аппарата, способствующего определению налоговых баз по различным налогам. Налоговый учет в каждой организации или у физических лиц связан с обязательствами налогоплательщиков по уплате налога. Основа любой системы учета — первичные документы. В налоговом учете так же, как и в бухгалтерском, каждая операция должна быть зафиксирована первичными документами, причем техника учета в данном случае является специфической и отражает требования налогового законодательства, зафиксированные в Налоговом кодексе Российской Федерации [6].

До введения указанного кодекса выполнение задач по исчислению налогов и сборов всецело решалось бухгалтерским учетом, поскольку бухгалтерский учет выполнял функции по расчетам налогов практически в полном объеме. Развитие налогового механизма по различным налогам предопределило недостаточность бухгалтерского учета для выполнения тех или иных задач налогообложения, в результате чего появился самостоятельный вид учета — налоговый, соответственно этому изменилась и налоговая отчетность.

Указанное обстоятельство предопределяет актуальность выбранной темы, которая заключается в том, что для налогового учета является характерным учет доходов и расходов организации согласно Налоговому кодексу РФ, в связи с чем бухгалтерская прибыль и прибыль для налогообложения будут иметь существенные различия. Следует отметить, что финансовое состояние предприятия не характеризуется данными налогового учета, так как его назначение ограничивается определением налоговой базы по тому или иному налогу.

Целью написания курсовой работы является рассмотрение понятия и основных этапов формирования налогового учета в Российской Федерации.


Объектом исследования в курсовой работе выступает налоговый учет Российской Федерации. Предметом исследования являются этапы формирования налогового учета.

Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:

- проанализировать понятие и содержание налогового учета;

- дать оценку системе налогового учета в РФ;

- охарактеризовать и проанализировать основные этапы формирования налогового учета в Российской Федерации;

- рассмотреть перспективы развития налогового учета в современной России.

Глава 1. Понятие налогового учета в Российской Федерации

Понятие и содержание налогов и налогового учета

Налоги являются одной из наиболее древних форм экономических отношений. В многовековой истории налогообложения нашли применение разнообразные виды налоговых платежей: оброк, подушный налог, акциз, гербовый сбор, процентный сбор с объявленного капитала, налог на бороды, на имущество, на прибыль, на добавленную стоимость, различные пошлины и другие. Все они различались по объекту обложения, способу взимания, порядку и срокам уплаты, и ряду других признаков. Вместе с тем, в каждом из них имеется то общее, что позволяет, несмотря на явные внешние отличия определить единым понятием «налоги» [13].

Сложность понимания природы налогового учета обусловлена тем, что налоговый учет – понятие не только экономическое, но правовое и социальное, жестко связанное с категорией «государство». Таким образом, изучая природу налогового учета, в зависимости от целей и задач исследования можно выделить различные аспекты, экономический, правовой или социальный. Для понимания природы налогового учета важно не просто отметить сочетание в нем трех сущностных аспектов, но и выяснить их соотношение между собой. Наиболее глубинной сущностью налога следует считать его социальную сущность, так как любой налог всегда отражает общественные отношения. Поскольку из всего многообразия социальных отношений налоги выражают отношения, связанные с распределением созданных материальных благ, т. е. экономические отношения, они обладают экономической сущностью [6].


Правовая природа налогового учета – это сущность внешнего уровня, наиболее близкая к проявлению налога на поверхности общественных отношений. Правовые аспекты сущности налогового учета в большей мере связаны с внешними признаками налогов, их конкретными видами, условиями их применения в рамках законодательно определенной налоговой системы каждого государства на каждом историческом этапе его развития. Это наиболее изменчивая сущность налогового учета в ней в большей мере проявляется зависимость налогов от конкретных исторических условий существования того или иного общества, государства [10].

Социальная природа налогового учета характеризуется отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Экономическая сущность проявляется в том, что с помощью налогов государство осуществляет присвоение части созданных материальных благ, производит их перераспределение в процессе выполнения своих функций. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц, путем отчуждения принадлежащих им денежных средств в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Исходя из того, что сущность налогового учета проявляется в нескольких взаимосвязанных аспектах, которые вытекают из определения налога.

Социальная природа налога может быть закреплена в следующем определении: налог – это общественное отношение между государством и другими социальными субъектами по поводу распределения общественных продуктов (благ). С позиции его экономической сущности налог – это способ обобществления части индивидуальных доходов (части национального дохода) в целях удовлетворения общественных потребностей [10].

Характеризуя налоги с правовой точки зрения необходимо выделить еще одно понятие – понятие сбора, поскольку уплата сбора имеет иные правовые последствия, чем уплата налога, при уплате сбора не вполне соблюдается индивидуальная безвозмездность. Дело в том, что сбор уплачивается юридическими или физическими лицами для того, чтобы в их пользу были совершены определенные юридические действия. Поэтому в Налоговом кодексе РФ законодательно закреплено наряду с понятием налога и понятие сбора: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» [2].


Конкретными формами проявления категории «налог» служат виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. Нередко исследование экономической природы налога подменяется анализом его правовой природы. Такой подход не позволяет раскрыть и оптимально реализовать на практике функции налогов, вытекающие из их экономической и социальной сущности. Рассматривая все три аспекта сущности налогов нельзя не заметить, что в их характеристике, в каждом из определений налогов получает отражение взаимосвязь налогов с государством. Объективная необходимость возникновения налогов и налогообложения связана с возникновением и развитием государства.

В системе экономических отношений налоги относятся к той их части, которая связана с формированием денежных доходов государства, централизованных денежных фондов (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций (социальной, оборонной, правоохранительной и других), таким образом, налоги выступают частью финансовых отношений, которым присущ распределительный характер и денежная форма. Рассматривая налоги как особое экономическое явление, как часть финансовых отношений необходимо определить их отличительные признаки, которые с одной стороны, позволяют выделить налоги из большого многообразия форм финансовых отношений, а с другой стороны объединить множество видов конкретных налоговых платежей единым понятием «налоги». Другими словами, нужно выделить те черты, которые характерны для каждого налога и для всего их многообразия в целом [5]. Такими характерными чертами, т. е. признаками налогов являются:

- императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;

- смена формы собственности, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

- индивидуальная безвозвратность и безвозмездность налоговых платежей, это означает, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получает никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;

- легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций [5].


Развитие налогообложения привело к появлению многочисленных видов налогов, существенно отличающихся друг от друга. Несмотря на эти отличия, все виды налогов состоят из определенных элементов, характерных для любого из применяемых налогов. Элементы налогов служат инструментами реализации налоговой политики.

Таким образом, налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ [2].

Целями ведения налогового учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

- обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Объектами налогового учета является имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов [6].

Система налогового учета

Система налогового учета представляет собой совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих общую задачу – изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государства и административно-территориальных образований [10].

Налоговую систему любого государства можно рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых соответствующими органами с субъектов налога (налогоплательщиков). В каждом государстве в соответствии с его административно-территориальным устройством в структуре налоговой системы выделяется общегосударственный и территориальные уровни. В государствах с федеративным устройством уровни налоговой системы включают в себя федеральный, региональный (субъектов федерации) и местный. Посредством системы налогового учета реализуются функции налогов: фискальная и регулирующая. Перед налоговой системой стоит задача обеспечить государство в целом и каждое территориальное образование денежными средствами и при этом способствовать реализации социально-экономической стратегии и решению оперативных задач конкретного периода в плане социально-экономического развития государства и отдельных территорий [10].