Файл: Личностные деформации стрессового типа (виды профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Предпринимательская деятельность образует относительно новую сферу профессиональной деятельности россиян. Возлагаемые на ее развитие надежды связаны с безусловной ценностью ожидаемых результатов. Это делает актуальным изучение факторов; детерминирующих обращение людей к предпринимательству, механизмов его развития, мотивов реализации той или иной формы предпринимательской деятельности, предпосылок развития личности, профессионализма предпринимателей, а также других аспектов феноменологии предпринимательства. Отношение к предпринимательству и к предпринимателям в современном российском обществе отнюдь не однозначно. Оно колеблется в широком диапазоне оценок (от позитивных откликов до полного неприятия идей предпринимательства, ориентированных на получение прибыли любой ценой). К сожалению, в период начального накопления капитала достаточно часто обостряется именно негативная сторона предпринимательской деятельности.

Несформированность традиций национального предпринимательства делает его представителей очень уязвимыми к выбору легких, но не всегда законных и этически оправданных путей для достижения успеха в своей деятельности. В конечном счете, это способствует появлению и закреплению негативных черт личности предпринимателей, ее деформаций. Отражаясь на деятельности предпринимателей, деформации получают дальнейшую «подпитку», результатом которой является не только разрушение личности, но и снижение успешности предпринимательской деятельности конкретного лица и формирование негативного отношения к предпринимательству в целом.

Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том числе психологов (Б.Г. Ананьев, 1977; Е.А. Климов, 1996; А.К. Маркова, 1996; А.И. Папкин, 1996; К.К. Платонов, 1960, 1970; A.M.Столяренко, 1987, 1990 и др.).

Объект – предприниматели.

Предмет – установки личности в мотивационно-потребностной сфере и уровень профессионального стресса.

Цель – изучение взаимосвязи установок личности в мотивационно-потребностной сфере и уровнем профессионального стресса.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по теме личностных деформаций стрессового типа;
  2. Определение видов профессионального стресса и причин возникновения профессиональной деформации;
  3. Проведение эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи установок личности в мотивационно-потребностной сфере и уровнем профессионального стресса;
  4. Анализ полученных данных.

Гипотеза – Связь между установками личности в мотивационно-потребностной сфере и уровнем профессионального стресса статистически значимы.

Методики:

  1. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной;
  2. Шкала профессионального стресса (О.М.Радюк).

Работа состоит из ведения, двух частей (теоретической и практической), заключения, списка литературы.

1 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

1.1 Причины возникновения профессиональной деформации

Производственный, или профессиональный, стресс представляет собой многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию.

Причинами профессионального стресса могут являться как физические, так и психологические факторы, причем как реально существующие, так и предполагаемые. Физическими стрессорами могут являться неблагоприятные внешние воздействия трудовой деятельности: повышенная физическая нагрузка, плохая разработка эргономических составляющих и т.д. [3, с.110]

К психологическим стрессорам относятся: повышенная ответственность, недостаток или переизбыток информации, неопределенность ситуации, повышенная мотивация, временной дефицит, частая или быстрая перестройка стратегий поведения в ходе сложившейся ситуации, неудовлетворенность карьерным ростом, повышенная конфликтность в коллективе и т.д. [1, с.10]

В профессиональном стрессе выделяют определенного рода стресс-синдромы, под которыми понимают совокупность относительно устойчивых проявлений стрессового реагирования в профессионально трудных ситуациях. Стресс-синдромы — это отрицательные последствия, возникающие в результате взаимодействия субъекта труда с профессиональной деятельностью, выполняемой в определенных организационных условиях при воздействии разнообразных стресс-факторов.

В теории и практике стресс-менеджмента выявляют специфики формирования профессионально обусловленных синдромов стресса: от причин стресса, которые определяются содержательными особенностями и условиями профессиональной деятельности конкретного типа; к симптоматике переживаний стресса в виде острых и хронических стрессовых состояний, до фиксации негативных последствий стресса в форме устойчивых личностных и поведенческих деформаций.


В соответствии с данной логикой определяются несколько уровней синдромов стресса профессиональной деятельности: [2, с.21]

  • первый уровень — описание субъективных репрезентаций отдельных стресс-факторов или стрессовых ситуаций, воспринимаемых субъектом как отягощающие или затрудняющие успешное выполнение профессиональной деятельности, негативно сказывающиеся па качестве жизни и душевном комфорте;
  • второй уровень описания синдромов профессионального стресса — симптомы переживаний стресса в виде острых кратковременных, хронических, доминирующих стрессовых или постстрессовых состояний. Примерами таких состояний являются состояния сниженной работоспособности (монотония, психическое пресыщение, напряженность, стресс, утомление). Как отмечает Водопьянова, "стрессовые симптомы могут быть обнаружены во всех сферах психики. В эмоциональной сфере важнейшие феномены — чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации. В когнитивной — восприятие угрозы, опасности, оценка ситуации как неопределенной. В мотивационной — мобилизация сил или, напротив, капитуляция; может произойти подъем, но может появиться и торможение, сопровождаемое чувством усталости, ощущениями вялости и потерей интереса. В поведенческой сфере — изменение активности, привычных темпов деятельности, появление скованности в движениях или в общении";
  • третий уровень описания синдромов стресса профессиональной деятельности — симптомы устойчивых личностных и поведенческих деструкции и деформаций. Профессиональные деструкции — это постепенно накопившиеся негативные последствия рабочих стрессов в виде устойчивых изменений структуры и содержания профессиональной деятельности, а также структуры личности субъекта. Профессиональные деструкции негативно сказываются на производительности, удовлетворенности трудом, на развитии личности субъекта труда.

А. К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкции: [1, с.23]

- отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами;

- несформированность профессиональной деятельности (работник как бы застревает в своем развитии);

- дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и, как следствие, — нереалистические цели, ложный смысл труда, профессиональные конфликты;

- низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда;

— рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);


- ухудшение ранее имевшихся профессиональных данных, ослабление профессионально важных качеств;

— искажение профессионального развития, появление негативных качеств, отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

— появление стойких деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции, особенно в профессиях, приносящих власть и известность);

— прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Профессиональные деструкции и деформации возникают вследствие профессиональной дезадаптации. Они нарушают целостность личности субъекта труда, снижают удовлетворенность самореализацией, снижают уровень адаптации, устойчивости, продуктивности деятельности. Профессиональные деструкции — это нарушения уже усвоенных способов деятельности; изменения, связанные с дезадаптацией к организационным и профессиональным стрессам, стрессам профессионального становления; изменения, связанные с возрастом, физическим и нервно-психическим истощением. [4, с.210] Преодоление деструкции требует глубинной личностно ориентированной реконструкции, больших усилий, как со стороны личности, так и со стороны психолога-консультанта, сопровождается большим сопротивлением и психической напряженностью.

В ходе профессиональной деятельности многие качества человека остаются невостребованными, вызывая внутриличностный стресс. Это способствует развитию профессиональных акцентуаций — чрезмерно выраженных качеств, отрицательно сказывающихся на деятельности и поведении специалиста. [2, с.134] Исследователи указывают, что многолетнее выполнение профессиональной деятельности в случае хорошей адаптивности личности должно сопровождаться личностным и профессиональным ростом, удовлетворенностью трудом и повышением продуктивности.

Однако даже в этом случае неизбежны периоды стабилизации. На начальных стадиях они недолговременны, в последующем увеличиваются. В крайних случаях это может приводить к наступлению профессиональной стагнации личности. [5, с.205] Стагнация может переживаться субъектом как психологический стресс. В случае недостаточных адаптивных возможностей переживание стресса проявляется в стойких стресс-синдромах. [7, с.80] Личность особенно уязвима для появления профессиональных стресс-синдромов в моменты кризисов своего профессионального становления. Непродуктивный выход из них искажает последующее профессиональное развитие субъекта в виде стойких стресс-синдромов (хронических состояний сниженной работоспособности, деструкции и деформаций).


Э. Ф. Зеер выделяет четыре группы основных детерминант профессиональных деструкции, которые по своей природе представляют различные виды психологических стресс-факторов, опосредующих возникновение стресс-синдромов: [6, с.92]

1) объективные детерминанты, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда) — внешние стресс-факторы;

2) субъективные детерминанты, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений, -внутренние стресс-факторы;

3) объективно-субъективные детерминанты, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей организационные стрессы;

4) профессиональные деформации (профессионально-нежелательные качества), нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказывающиеся на продуктивности деятельности.

Среди возникающих в ходе трудовой деятельности стрессов можно выделить следующие их виды, имеющие психологическую природу: информационный стресс, эмоциональный стресс, коммуникативный стресс.

Информационный стресс появляется в результате информационных перегрузок, в том числе и возникающих в результате повышенной профессиональной мотивации, когда работник не справляется с задачей, не успевает ориентироваться в информационном пространстве и принимать необходимые решения. [7, с.37] Также причинами его возникновения может быть и дефицит информации, приводящий к неопределенности в ситуации.

Как отмечает В. Л. Бодров, "для развития информационного стресса важным фактором является состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности, которые обусловливают субъективную, личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности к ее преодолению, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях и т.д.". [8, с71

Обобщение данных, приведенных в научной литературе, и результатов собственных исследований позволило В. А. Бодрову определить основные причины развития информационного стресса человека-оператора. [4, с.41]

По своей роли в формировании информационного стресса все причины можно разделить на: [9, с.147]

1) непосредственные, которые служат объективно неблагоприятным факторам информационного взаимодействия человека и техники, источником экстремальной рабочей нагрузки и "пусковым моментом", начальным этапом развития стресса. К ним относятся: