Файл: Личностные деформации стрессового типа (виды профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- семантические, или смысловые (высокая субъективная сложность задачи, высокая ответственность задания, опасность ситуации, недостаточный контроль за ситуацией, неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации, непредсказуемость развития ситуации, частичный или полный неуспех в деятельности, противоречивость информации и т.п.);

- операциональные (дефицит информации, избыточность информации, большой объем информации, низкая вероятность поступления значимой информации, нарушения ритма поступления информации и т.п.);

- временные (дефицит времени, большая длительность воздействия рабочей нагрузки, аритмичность предъявления информации, высокий темп предъявления информации, неопределенность времени (неожиданность) поступления сигнала и т.п.);

- организационные (низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации, неправильный выбор необходимой информации, отвлечение внимания, пропуск сигнала, объективная сложность задачи, совмещенная деятельность и т.п.);

- технические (отказ системы, блокировка сигнала, маскировка, искажение сигнала, ложная информация, интерференция сигналов, противоречие информационных признаков ситуации, недостаточный привлекающий эффект сигнала, несоответствие сигнальных признаков информации и т.п.);

2) главные, отражающие индивидуальные особенности субъекта деятельности, которые определяют возможности возникновения состояния стресса у конкретного индивида, механизмы его регуляции и способу)! преодоления (купирования):

- морально-нравственные (недисциплинированность, безответственность, небрежность и т.п.);

- профессиональные (низкий уровень знаний, недостатки в развитии навыков и умений, отсутствие необходимого опыта и т.п.);

- физиологические (снижение резервов организма в результате острых и хронических заболеваний, неблагоприятные функциональные состояния — укачивание, утомление, десинхроноз и т.д., неудовлетворительный уровень чувствительности анализаторов и т.п.);

— психологические (низкая или чрезмерно высокая мотивация к деятельности, недостатки в развитии профессионально важных психических качеств, неблагоприятные особенности личности и психические состояния и т.п.);

3) сопутствующие (средовые), которые способствуют появлению и проявлению непосредственных и главных причин стресса, а также предрасполагают субъекта деятельности к развитию у него этого состояния:


- в организации труда (нерациональный режим труда и отдыха (сверхурочные, ночные смены), чрезмерная рабочая нагрузка, недостатки в обратной связи о результатах деятельности, неадекватная оценка деятельности и оплата труда, недостатки в охране труда, технике безопасности, организации рабочего места, недостатки в профессиональном (медицинском, психологическом) отборе, в психологическом и медицинском контроле в процессе деятельности и т.п.);

- в средствах труда (недостатки в компоновке приборов, кодировании информации, разборчивости текстуры, светотехнических характеристик приборов, конструкции органов управления, их загрузки, пространственном соотношении и т.п.);

- в условиях труда (недостатки в микроклимате и газовом составе воздуха на рабочем месте, в уровне шума, вибрации и освещенности, в конструкции рабочего места, обзоре, досягаемости до органов управления, неблагоприятный психологический климат в коллективе, недостаточная совместимость, сплоченность, межличностные конфликты, неудовлетворительный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения и т.п.1).

В работах В. Д. Небылицына, Б. Ф. Ломова, К. М. Гуревича, В. Ф. Матвеева, О. А. Конопкина и других исследователей проблема надежности труда человека-оператора рассматривается в свете учения о типах ВИД. [11, с.91]

Впервые гипотеза о наличии связи между индивидуально-психологическими характеристиками человека-оператора и основными свойствами его нервной системы была выдвинута В. Д. Небылицыным в 1964 г. [12, с.194]

Следующий вид стресса — эмоциональный стресс, который в профессиональной деятельностипроявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций, часто стрессорами могут являться словесные раздражители.

Эмоциональный стресс, с точки зрения теории функциональных систем, формируется в условиях длительных и непрерывных конфликтных ситуаций, в которых субъекты трудовой деятельности лишены возможности удовлетворять свои ведущие потребности, т.е. достигать полезных для них

К. Маслач в своей модели представляет выгорание как ответную реакцию на профессиональные стрессы, состоящее из трех компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции персональных достижений.

И. В. Гришина отмечает, что выгорание необходимо рассматривать как особое состояние человека, являющееся следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания, поскольку развитие выгорания не ограничивается только профессиональной сферой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека; болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию. [9, с.17]


В. В. Бойко рассматривает феномен "эмоционального сгорания" как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ па избранные психотравмирующие воздействия. Синдром выгорания рассматривается как динамический процесс, возникающей поэтапно в соответствии с развитием механизма стресса (фазы тревоги, резистенции, истощения).

Коммуникативный стресс связан с проблемами делового общения в ходе профессиональной деятельности и может проявляться в конфликтном, манипулятивном поведении, неумении воспринимать и адекватно реагировать на критические замечания. Данный вид стресса часто может являться причиной возникновения плохого психологического климата в трудовом коллективе, низкой сплоченности трудового коллектива.

В соответствии с данной логикой определяются несколько уровней синдромов стресса профессиональной деятельности: [13, с.171]

— первый уровень — описание субъективных репрезентаций отдельных стресс-факторов или стрессовых ситуаций, воспринимаемых субъектом как отягощающие или затрудняющие успешное выполнение профессиональной деятельности, негативно сказывающиеся па качестве жизни и душевном комфорте;

— второй уровень описания синдромов профессионального стресса —симптомы переживаний стресса в виде острых кратковременных, хронических, доминирующих стрессовых или постстрессовых состояний. Примерами таких состояний являются состояния сниженной работоспособности (монотония, психическое пресыщение, напряженность, стресс, утомление). Как отмечает Водопьянова, "стрессовые симптомы могут быть обнаружены во всех сферах психики. В эмоциональной сфере важнейшие феномены — чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации. В когнитивной — восприятие угрозы, опасности, оценка ситуации как неопределенной. В мотивационной — мобилизация сил или, напротив, капитуляция; может произойти подъем, но может появиться и торможение, сопровождаемое чувством усталости, ощущениями вялости и потерей интереса. В поведенческой сфере — изменение активности, привычных темпов деятельности, появление скованности в движениях или в общении";

— третий уровень описания синдромов стресса профессиональной деятельности — симптомы устойчивых личностных и поведенческих деструкции и деформаций. Профессиональные деструкции — это постепенно накопившиеся негативные последствия рабочих стрессов в виде устойчивых изменений структуры и содержания профессиональной деятельности, а также структуры личности субъекта. Профессиональные деструкции негативно сказываются на производительности, удовлетворенности трудом, на развитии личности субъекта труда.


А. К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкции: [11, с.280]

- отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами;

- несформированность профессиональной деятельности (работник как бы застревает в своем развитии);

- дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и, как следствие, — нереалистические цели, ложный смысл труда, профессиональные конфликты;

- низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда;

— рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

- ухудшение ранее имевшихся профессиональных данных, ослабление профессионально важных качеств;

— искажение профессионального развития, появление негативных качеств, отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

— появление стойких деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции, особенно в профессиях, приносящих власть и известность);

— прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Профессиональные деструкции и деформации возникают вследствие профессиональной дезадаптации. Они нарушают целостность личности субъекта труда, снижают удовлетворенность самореализацией, снижают уровень адаптации, устойчивости, продуктивности деятельности. Профессиональные деструкции — это нарушения уже усвоенных способов деятельности; изменения, связанные с дезадаптацией к организационным и профессиональным стрессам, стрессам профессионального становления; изменения, связанные с возрастом, физическим и нервно-психическим истощением. Преодоление деструкции требует глубинной личностно ориентированной реконструкции, больших усилий, как со стороны личности, так и со стороны психолога-консультанта, сопровождается большим сопротивлением и психической напряженностью. [13, с.154]

Э. Ф. Зеер выделяет четыре группы основных детерминант профессиональных деструкции, которые по своей природе представляют различные виды психологических стресс-факторов, опосредующих возникновение стресс-синдромов: [8, с.72]

1) объективные детерминанты, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда) — внешние стресс-факторы;


2) субъективные детерминанты, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений, -внутренние стресс-факторы;

3) объективно-субъективные детерминанты, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей организационные стрессы;

4) профессиональные деформации (профессионально-нежелательные качества), нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказывающиеся на продуктивности деятельности.

1.2 Стратегии и тактики профилактики профессиональной деформации

Предупреждение и снижение психотравмирующего влияния профессиональной деформации сотрудников возможно путем следующих мероприятий: [7, с.91]

1) "приспособление себя к работе". Необходимо посещать различные профессионально ориентированные тренинги, лекции и семинары для развития эмоционально личностных качеств, саморазвития, для обмена профессиональным опытом с другими людьми. Это будет способствовать повышению социально-психологической компетентности сотрудников;

2) "приспособление работы к себе". Можно рекомендовать следовать организационным рамкам, не брать на себя повышенные обязательства, а только хороню обдуманные. Необходимо давать себе достаточно времени для отдыха и восстановления сил;

3) уменьшение эмоциональных затрат, связанных с профессиональной деятельностью. Необходимо формализовать и структурировать свою деятельность, стараться "не вовлекаться в процесс" полностью, не фиксироваться только на работе, оставляя достаточное время на внепрофессиональную жизнь;

4) поддержание физической формы, соблюдение режима сна и питания, нахождение на свежем воздухе. Занятия физкультурой отвлекают от профессиональной деятельности, кроме того, правильный режим повышает активность иммунной системы;

5) поддержание других интересов, помимо работы; чтение не только профессиональной литературы, но и литературы для своего удовольствия, просмотр спектаклей, фильмов, наличие хобби. Желательно, чтобы сфера личных увлечений была максимально далека от профессиональных интересов;

6) внесение разнообразия в свою профессиональную деятельность, в том числе создавая или участвуя в неожиданных проектах. Возможно проектировать альтернативные сценарии профессиональной жизни, не бояться профессиональных перемен;