Файл: Личностные деформации стрессового типа (виды профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7) ведение социальной жизни. Необходимо приятное общение с друзьями (желательно других профессий), обсуждение с ними личных и профессиональных тем, что расширяет кругозор;

8) открытость новому опыту — не бояться познать что-то новое, вплоть до смены профессиональных интересов;

9) умение проигрывать, принятие собственных ошибок в профессиональной деятельности. Понимание, что любой человек может ошибаться, снижает уровень напряжения и позволяет перенести акцент на осмысление причин ошибки;

10) периодическая совместная работа с людьми других профессий и интересов. Это позволяет иметь более разносторонний, системный взгляд на окружающий мир, а не воспринимать мир через профессиональную призму;

11) участие в работе профессиональной группы для обсуждения личных проблем, возникающих в связи с профессиональной деятельностью. Эмоциональное участие в группе позволит выделить черты профессиональной деформации, изменить отношения к ситуациям в профессиональной деятельности, получить рекомендации от коллег и специалистов;

12) умение выполнять комплекс упражнений для релаксации, что позволит также снять стресс от профессиональной деятельности, отключиться от работы, оказать позитивное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе на не поддающиеся произвольной сознательной регуляции;

13) разделение ролевых функций и личностных реакций. Необходимо отделять свою социальную роль от собственной личности, осознавая, какие поступки являются ролевыми (фактически не зависящими от человека, например, контроль над производством), а какие решения принимаются исходя из личных пристрастий и установок.

Любая профессиональная деятельность деформирует личность уже на стадии усвоения, а в дальнейшем, при выполнении профессиональных обязанностей, происходят дальнейшие личностные изменения. Профессиональные деформации неизбежны, но при использовании разнообразных личностно ориентированных средств профилактики и технологий коррекции, возможно, их преодоление и даже использование как некоего ресурса в профессиональной и личной жизни. [5, с.143]


2 ПРОГРАММА И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ И УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

2.1 Программа эмпирического исследования

Объект – предприниматели.

Предмет – установки личности в мотивационно-потребностной сфере и уровень профессионального стресса.

Цель – изучение взаимосвязи установок личности в мотивационно-потребностной сфере и уровнем профессионального стресса.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по теме личностных деформаций стрессового типа;
  2. Определение видов профессионального стресса и причин возникновения профессиональной деформации;
  3. Проведение эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи установок личности в мотивационно-потребностной сфере и уровнем профессионального стресса;
  4. Анализ полученных данных.

Гипотеза – Связь между установками личности в мотивационно-потребностной сфере и уровнем профессионального стресса статистически значимы.

Выборка была составлена в соответствии с поставленными нами целями и задачами. В исследовании принимали участие предприниматели обоих полов в возрасте от 27 до 45 лет, общее количество испытуемых: 30 человек.

Для определения у предпринимателей уровня социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере и уровня профессионального стресса были выбраны две методики:

  1. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной;
  2. Шкала профессионального стресса (О.М.Радюк).

Анализ и интерпретация данных эмпирического исследования

Анализ данных, полученных при проведении методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной

Таблица 1

«Результаты, полученные в ходе проведения методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере


МПС/№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Процесс

7

4

8

4

5

2

4

1

3

5

6

1

2

4

2

Результат

7

7

5

6

0

6

5

7

6

7

5

8

7

4

5

Альтруизм

6

6

2

5

6

1

0

4

2

3

4

1

3

2

3

Эгоизм

5

4

5

7

2

3

3

2

3

3

2

1

0

2

4

Труд

6

5

4

3

3

0

4

3

1

0

2

0

2

3

3

Деньги

1

2

2

3

6

6

5

5

7

6

6

5

7

6

6

Свобода

9

7

7

6

4

4

0

2

1

2

4

3

2

0

Власть

6

6

5

7

0

6

6

5

7

3

8

6

5

5

4

МПС/№

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Процесс

1

2

3

6

2

7

0

1

3

4

5

8

9

1

2

Результат

4

5

3

8

4

6

4

5

7

7

9

4

5

5

7

Альтруизм

2

4

6

4

5

6

3

4

2

3

1

0

2

0

5

Эгоизм

0

2

6

3

1

0

2

3

6

1

1

2

3

4

5

Труд

1

8

3

2

1

0

6

1

4

5

3

1

6

1

2

Деньги

7

8

6

7

7

5

6

8

4

8

5

6

8

9

9

Свобода

0

2

3

6

4

2

5

3

1

5

6

6

4

1

0

Власть

7

5

5

6

5

6

7

5

5

8

9

6

6

5

8


Рисунок 1 -«Результаты, полученные в ходе проведения методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере»

Рисунок 2 -«Результаты, полученные в ходе проведения методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере в % соотношении»

В данной таблице 1 показаны результаты методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. Методика состоит из 80 вопросов, они направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок на:  "альтруизм - эгоизм", "процесс - результат" (40 вопросов), "свобода - власть", "труд - деньги" (40 вопросов).

Исходя из полученных результатов и анализа расшифровки данных, мы выяснили следующее: большинство испытуемых-предпринимателей имеют социально-психологические установки в мативационно-потребностной сфере на «результат», «деньги» и «власть».

Большие значения по шкале «установка на результат», человек стремится достигать результата в своей деятельности вопреки всему – суете, помехам, неудачам. Он может входить в число самых надежных сотрудников. Но он может за стремлением к достижению результата забыть обо всем остальном, например, кому-то ненамеренно навредить или просто сделать дело быстро, но некрасиво («проехать на бульдозере»). При больших значениях по шкале «установка на деньги», ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния. Когда у такого человека денег нет, он думает в основном о том, как их достать, а когда они есть – как их не потерять и преумножить их количество. Деньги для него имеют ценность сами по себе, а не только как средство приобретения чего-либо. Он не обязательно станет их, скажем, воровать, но при выборе работы для себя, скорее всего, обратит внимание на зарплату, чем на интересность. Большое значение по шкале «установка на власть» означает, что испытуемый хочет чувствовать контроль над другими людьми и на многое готов ради этого. Он может оказаться в результате тираном, но может стать и неплохим руководителем. Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на других, на общество.

Анализ данных, полученных при проведении методики Шкала профессионального стресса (О.М.Радюк).

Таблица 2

Результаты, полученные при проведении методики «Шкала профессионального стресса»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Баллы

10

22

25

24

13

20

10

25

24

31

28

22

20

20

16

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Баллы

21

20

23

25

29

33

25

12

10

6

15

12

24

25

14


Рисунок 3- Результаты, полученные при проведении методики «Шкала профессионального стресса»

0-15 баллов – стресс не является проблемой в Вашей жизни. Сказанное отнюдь не означает, что Ваш уровень не позволяет сохранять состояние занятости и удовлетворенности. Данная шкала предназначена только для того, чтобы оценить нежелательные ответы на стресс.

16-30 баллов – умеренный уровень стресса для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее, следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.

31-45 баллов – стресс представляет безусловную проблему. Очевидна необходимость коррекционных действий. Чем дольше Вы будете работать при таком уровне стресса, тем тяжелее что-либо сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа Вашей профессиональной жизни

Существует слишком большое число факторов, которые лежат за пределами этих шкал, но оказывают влияние на способы, которые человек использует, сталкиваясь со стрессом и пытаясь с ним справиться. Число факторов столь велико, что два человека, имеющие один и тот же суммарный балл, могут реально переживать совершенно разный уровень напряжения

Основываясь на данных, полученных в ходе проведения исследования, можно сделать вывод о том, что основная часть испытуемых-предпринимателей иметь умеренный уровень стресса, данный феномен показан на рисунке 3.

Сравнительный анализ полученных данных методик диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере и шкалы профессионального стресса.

Рисунок 4 - Сравнительный анализ полученных данных методик диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере и шкалы профессионального стресса

Опираясь на рисунок у, можно сделать вывод, что существует некая связь между социально-психологической установкой и уровнем профессионального стресса. В сравнительном анализе мы использовали 3 наиболее распространенные в нашем исследовании социально-психологические установки. В сравнительной диаграмме видно прямо пропорциональную зависимость установки и стресса, т.е., чем выше ориентированность на установку, тем выше профессиональный стресс.

Для проверки гипотезы исследования был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.