Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты экономических категорий налогообложения

1.1 Налоговый кодекс как основа действующей системы налогообложения банков

1.2 Общие характеристики системы налогообложения

Глава 2. Функции и роль коммерческих банков как участников налоговых отношений

2.1. Банки как налогоплательщики и налоговые агенты

2.2. Обязанности коммерческих банков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах

2.3. Ответственность коммерческих банков за совершение нарушений своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

Глава 3. Налоги выплачиваемые банками

3.1 Налогообложение коммерческих банков налогом на добавленную стоимость

3.2. Налогообложение коммерческих банков налогом на прибыль организаций

3.3. Налогообложение коммерческих банков налогом на имущество организаций

Заключение

Библиография

Статья 5. ФЗ 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» Банковские операции и другие сделки кредитной организации

К банковским операциям относятся:

В этом плане показательны изменения статьи 9 НК РФ «Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах». Статья 9 могла бы стать стержневой в так называемой системе налогообложения банков. В одной из первых редакций НК РФ, к «участникам» были отнесены различные организации и физические лица, Министерство финансов РФ, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и др. Ученые предлагали варианты своих исследований.

Ю.А. Крохина отмечала, что «…перечень далеко не полон… затрагивает большее количество субъектов…».[8]

И.И.Кучеров предлагал иную классификацию участников налоговых правоотношений, перечень из 7 пунктов, в том числе и «субъекты, содействующие уплате налогов и сборов (…банки…)».[9]

Правильную, с нашей точки зрения, мысль высказывала Н.И.Химичева, четко относившая к налогоплательшикам «…в том числе и банки…».[10]

В результате, ст. 9 на протяжении тринадцати лет (с 2003г. по 2016г.) восемь раз редактировалась, ни одно из предложений ученых принято не было и на 20 февраля 2017 года, имеет такую редакцию: «…1)…налогоплательшики…; 2)…налоговые агенты…; 3)налоговые органы…; 4) таможенные органы…».[11] Трудно проследить за ходом мысли законодателя на фоне предложений ученых. Представляется, что наука в этих вопросах своими рекомендациями произвела «холостые выстрелы».

Cпециально подбирали «старые» источники информации – 1997 и 2001 годов, чтобы показать, что изменения происходят медленно и не всегда в ожидаемом направлении. Несмотря на то, что ст.9 НК РФ банки формально не отнесены к участникам налоговых отношений они таковыми являются и обладают определенным налогово-правовым статусом. Как пишет А.Н.Позднышов: «Законодательное возложение на банк налоговых обязанностей означает признание государством как властвующим субъектом наличия у банка налоговой правосубъектности».[12]

Б.А.Федосимов в своей диссертации пишет: «Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны конкретные рекомендации по изменению действующей системы налогов, упрощению налогообложения и
налогового администрирования».[13]

Для диссертации этого может быть и достаточно, но для привлечения внимания законодателя к своим научным результатам, видимо целесообразно было бы со временем дать рекомендациям форму законопроектов, прикинуть какие статьи Кодекса и как изменятся, если рекомендации диссертаната будут приняты, как это скажется на налоговой базе, как изменится сбор налогов в госбюджет и т.д. Подать их в Думу через органы, имеющие право законодательной инициативы.


Если изложить (переписать) все нужные статьи НК РФ касающиеся налогообложения банков, разобраться в соответствующих комментариях к ним, перенести их на бумагу - курсовую можно будет считать написанной. Многие, видимо, так и поступают и не только при написании курсовой.

Как пишет И.А.Майбуров – говоря о большом количестве издаваемых в стране учебников, учебных пособий по налогообложению: «…но большинство из них объединяет один общий системный недостаток – они воспроизводят исключительно прикладное знание, в основной своей массе дублирующие текст Налогового кодекса... Основная задача подобных учебников – упрощение и «облегчение» массового восприятия основного налогового документа страны».[14] Учебникам можно – они обучают, воспроизводя текст НК дословно. В курсовой же вряд ли это будет целесообразным – «резиново растягивать курсовую» - как говорит в Методических указаниях Университета «Университет» Е.О.Тельных.

Надежда найти в Кодексе стройную систему налогообложения банков не оправдалась. По нашему мнению, в НК не достает еще одной важной статьи, которая в учебниках, монографиях, диссертациях и научных статьях давно сформулирована. А.Н.Позднышов пишет: «Банк является особым участником налоговых правоотношений, так как одновременно может выступать в качестве налогоплательшика, налогового агента и лица, выполняющего обязанности в сфере налогового администрирования».[15] Или цитата из интернет-курса Е.В.Конищева: «Обязанности коммерческих банков, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации можно классифицировать по трем группам: 1) Обязанности коммерческих банков как налогоплательшиков. 2) Обязанности коммерческих банков как налоговых агентов. 3) Обязанности, предусмотренные НК РФ непосредственно для коммерческих банков».[16] Можно привести еще несколько таких же цитат. Главное, чтобы это утверждение зазвучало в НК.

Тема, состоит как минимум из трех групп статей НК, разнесенных по обеим ее частям. Первая группа – условно «общеналоговые», имеющие одинаковое отношение как к банкам, так и ко всем остальным участникам налоговых правоотношений, особенно налогоплательщикам и налоговым агентам - ст.8, ст.9, ст.12, ст.23, ст.24, ст.45, ст.46 и другие.

Вторая группа статей – также «общеналоговые», но имеющие «поправку» на особенности деятельности банков – особенности уплаты НДС банками, особенности определения доходов и расходов применительно к расчету банками своей налогооблагаемой прибыли и др. Ст.149, ст.170, ст.271, ст.290, ст.291 и т.д.


И, наконец, третья группа статей Кодекса, имеющих непосредственное отношение к участию банков в действующей системе налогообложения – ст.60, ст.86 - обязанности банков, ст.132, 135, 136 и др.- ответственность банков. Было бы методически неверно, рассматривать в курсовой только статьи второй и третей группы. Цельная стройная система налогообложения банков – это все статьи в единстве, объединенные духом Налогового кодекса.

Еще одно замечание. Читать текст Налогового кодекса сложно, трудно. Внимание распыляется между основными и второстепенными для практикующего бухгалтера, налогоплательшика, налогового агента вопросами – действующей статьей и ссылкой на то, что такая-то статья, такой-то абзац утратили силу с указанием номера закона, даты принятия. Но эти вопросы (история изменения статьи) архи важные только для научного работника – скрупулезный учет всех Федеральных законов, внесших те или иные изменения в НК РФ на протяжении 18-19 лет, со своими номерами ФЗ, датами принятия и стандартным текстом, что статья, глава утратили силу, что дает возможность ученым вести научные исследования по вопросам истории, направлений и этапов развития НК.

Необходимо вспомнить о том, что количество имеет свойство переходить в качество и со временем в Кодексе ссылок на утратившие силу статьи может стать больше, чем работающих статей, если не принять соответствующие меры.

Предлагаем выход из этой ситуации – необходимо иметь два различающихся варианта Кодекса - на бумажном носителе (в книге) иметь лишь текст работающей системы, а в электронном виде иметь всю историю изменений текста Кодекса, все ссылки на все ФЗ, внесших изменения. И это разумно – на бумажном носителе невозможно восстановить текст, который был до изменения, для этого все равно надо обращаться к электронной версии Кодекса, поэтому номер ФЗ и дата принятия с информацией, что статья утратила силу – просто лишняя информация, мешающая читать текст в книге. Поэтому так легко и приятно читать статьи НК изложенные в учебниках – они не перегружены «неработающей» информацией. Они воспроизводят Кодекс, а не Историю изменений Кодекса.

Как известно, среди огромного количества вопросов, изучаемых наукой в любой области человеческого знания, вопросам выработки терминологии, уточнения формулировок, дефиниций основных понятий, должно уделяться большое внимание. Не стоит в стороне и наука о системе налогообложения. Было бы правильно, если бы координация работ по выработке дефиниций многих налоговых терминов, популярных в «налоговой литературе» шла бы под эгидой НК РФ.


Профессор Р.Р.Сякин пишет: «Исследование налоговой системы как таковой традиционно начинается с определения содержания дефиниции налоговой системы… ученые вкладывают в термин разное содержание или применяют этот термин для обозначения различных общественных отношений».[17]

В.А.Цокова с соавторами отмечает, что: «В финансовой науке до настоящего времени отсутствует единая характеристика одного из основных институциональных понятий налогообложения – понятие «налоговая система».[18] В научной литературе применяют и такие термины как «система налогов», «система налогообложения», «налогообложение». Сам Кодекс придерживается термина – «система налогов и сборов в РФ»[19]. Видимо, Кодексу для выполнения своей функции – регламентации налогообложения не так важны тонкости терминов «система налогообложения», «налоговая система» и т.д., без чего науку о налогообложении трудно себе представить.

Изучение литературных источников и, в частности, авторефератов диссертаций, показало, что перед проведением исследования по существу, диссертант вынужден был уточнять термины «система налогообложения», «налогообложение», «налоговая система», «система налогов».

Е.М.Щербакова в диссертации пишет: «…в российской налоговой практике и обиходе отсутствует единое понимание термина «налогообложение»[20].

Не закреплен этот термин законодательно в НК РФ, хотя по подсчетам Е.М.Щербаковой «…в 1 части НК РФ термин встречается порядка 59 раз»,[21] а дефиниции нет. Возникает вопрос – откуда это постоянное ожидание, что в Налоговом кодексе обязательно должны быть дефиниции таких терминов как «налоговая система», «система налогообложения» и т.д. Отсутствие четких дефиниций – благодатная почва для научных работ.

Б.А. Федосимов пишет, что в своей диссертации он «…уточнил понятие «налоговая система» и соподчиненное с ним понятие «система налогов».

По ряду изученных источников складывается впечатление, что разные понятия – «система налогообложения», «налоговая система», «налогообложение» используют как синонимы, внося разнообразие в чисто литературное восприятие текста. Показательна цитата С.Н.Сайфиевой и А.В.Гильманова: «Система налогообложения представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения, она включает постоянные и косвенные налоги. Поэтому при грамотном построении налоговая система может являться мощным инструментом в руках государства для корректировки экономического курса».[22]


В учебном пособии под ред. О.М. Лазуриной сказано, что «…понятия элементы налога и элементы налогообложения… используются практически как равнозначные».[23] Отсюда и до ошибочного заключения один шаг, что – термин «налог» равнозначен термину «налогообложение». Нельзя в суе использовать термины, принимая их за синонимы, им всегда нужно давать четкую нагрузку.

Наиболее приемлемым определением на наш взгляд, является определение данное С.В.Барулиным и др.: «Налоговая система представляет собой закрепленную в налоговом законодательстве комбинацию налоговых форм и видов налоговых платежей, элементов, принципов и методов налогообложения, а также прав, обязанностей и ответственности субъектов налоговых отношений (налогоплательщиков, налоговых агентов, органов, осуществляющих налоговый контроль и управление налоговым процессом)».[24] Здесь выделен наиболее главный момент – важно именно то, что все это закреплено законодательно в Кодексе.

1.2 Общие характеристики системы налогообложения

Приведем ряд общих характеристик данных разными авторами действующей системе налогообложения, в том числе и банков.

C.Д.Шаталов считает, что «…выстроена эффективная и адекватная уровню экономического развития страны налоговая система».[25]

В учебно-методическом пособии группы авторов Ю.М.Склярова и др. сказано, что система налогов в РФ «достаточно сложна»[26], но в чем эта сложность заключается, авторы не пишут.

Такая же оценка содержится в статье М.М.Саакян и Н.А.Гончаровой: «Налоговая система России…сложна и для бухгалтерского учета, и для управления операциями банка»[27].

Похожая характеристика содержится в статье С.Н.Сайфиевой и А.В.Гильманова.: « Современная налоговая система слишком сложна, запутана, а самое главное, сконцентрирована на выполнении исключительно фискальной функции».[28]

Такого же мнения придерживаются Я.С.Глущенко и М.С.Егорова: «…налоговая система не в полной мере отвечает современным условиям, являясь сложной как по исчислению и уплате налогов, так и по системе ведения налогового учета, документирования, составлению отчетности и применению информационных систем с целью заполнения налоговых деклараций».[29]